«Балетмейстер» театра Эндла (Эстония) на фестивале «Радуга»
Урмас Вади. «Балетмейстер». Театр Эндла (Эстония).
Режиссер Андрес Норметс
Спектакль «Балетмейстер» начинается как рискованная профанация национальной трагедии. Первые события происходят в тот день 1940 года, который в новейшей истории Эстонии осознается как самый страшный: вступление войск СССР, арест президента, депортация тысяч людей и так далее… А тут две стильные барышни раздвигают занавесочки и с усердием и выражением повествуют о национальном сопротивлении фантасмагорическую балаганную историю в духе Хармса. Дух русского абсурдиста вызывает сам автор, Урмас Вади: про одного из персонажей говорится, что он живет в том же доме, что и Хармс. И думаю, Хармсу это соседство могло бы понравиться.
Фабула стоит того, чтобы ее изложить. После гибели участников повстанческих сил для руководства спецоперацией (спасения эстонского президента, вывезенного НКВД в психбольницу в Казань) призывают гиганта-силача пожарника, который слыхом не слыхивал ни о политике, ни о диверсиях. Наивный, честный и туповатый детина в полном ужасе от такого назначения. Мало того: он и помощники (которым до политических акций тоже далеко, как до звезды Сириус) должны пересечь РСФСР под видом невинного ансамбля народного танца «Брошечка». Из них никто никогда не танцевал. Уже в поезде их принуждают выступать. В советской Москве вдруг обнаруживается мальчишка, выводящий эстонцев на крупного военачальника, готового продать им арсенал оружия… Пределы реальности и правдоподобия нарушаются в космических масштабах.
Балаганную историю режиссер Андрес Норметс ставит без нажима, она играется как будто нейтрально, как будто в духе шпионского детектива. Перевернутая логика, объективная невообразимость действия делают такую «серьезность» очень сильным гротескным средством (в духе абсурдистской и антиутопической традиции искусства ХХ века).
Очень ярко играет главного героя, пожарника Эрика (по легенде — «балетмейстера Харальда»), артист Аго Андерсон. Роль сложная, мотивы действия «спасителя отечества» разнообразны и трансформируются от ужаса этого огромного силача, от его слепой исполнительности к ответственной крестьянской серьезности, к атлетической самоотверженности, и опять к ужасу, к верной влюбленности в обольстительную НКВД-шницу. (Кстати, эта коварная плотоядная дама-вамп, Елизавета Филипповна в исполнении Триин Лепик — очень стильный персонаж, в духе булгаковской Геллы или феллиниевской Градиски). А героям движения сопротивления сперва надо добиться невыполнимого — научиться плясать, и они начинают репетиции с детсадовского танца «бой петушков». Средствами фарса представлены трагические события, жуткие шаги истории. Сложная театральная задача.
Во время турне с ансамблем «Брошечка» происходят многочисленные эксцентрические ситуации, и постепенно создается наше отношение к «балетмейстеру» и его «танцорам», честным, искренним парням. Существо спектакля оказывается совсем не травестированием истории, оно постепенно наполняется сочувственным человеческим смыслом. Этот смысл прорывается в финале, когда, добравшись, в конце концов, до плененного президента, танцоры-спасители отказываются забирать его обратно на родину, убедившись в том, что его интересуют только счета страны в швейцарских банках, а о политических жертвах он не помышляет. Действие продолжает быть фарсовым, а сочувствие к героям — драматического порядка. Вопреки реальной политической истории, апокрифический партизанский триллер выруливает в «миракль»: побеждает любовь (Елизавета выдает балетмейстеру операцию НКВД), а большой советский партийный усатый руководитель, изображенный театром теней, отменяет наказание диверсантов, признавая, что их искусство превыше всего. И начинаются танцы, которые в каком-то смысле существеннее для продолжения истории народа, чем любые президенты и политические режимы. А политическая история заслуживает того, чтобы обойтись с ней как с фарсом. Это можно считать серьезным оригинальным высказыванием в легкой форме спектакля.
хочу посмотреть!