Творческая мастерская молодых хореографов 2014 на XIV фестивале балета «Мариинский».
Вторая Творческая мастерская в рамках ФБ «Мариинский» произвела странное впечатление. Появилось неприятное ощущение профанации и неловкости за происходящее.
Первый воркшоп, случившийся в прошлом году (о нем см. материал в блоге), стал событием свежим и многообещающим. Он принес свои плоды: одноактовки «Хореографическая игра 3×3» Антона Пимонова и «Intensio» Юрия Смекалова вошли в репертуар Мариинского театра. Все ждали продолжения. Корпоративность дебютного воркшопа (участвовали только свои) объяснялась спонтанностью мероприятия. Однако и в этом году ситуация нисколько не переменилась. Троих из семи участников мы уже видели в прошлый раз (И. Живой, Ю. Смекалов, В. Варнава), остальные также из ближнего круга: студенты Академии им. А. Я. Вагановой или артисты балета Мариинского театра. Если учесть, что для начинающего российского хореографа это чуть ли не единственная возможность заявить о себе на большой сцене, то такая закрытость кажется довольно странной. Непонятно и отсутствие среди участников воркшопа студентов кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской Консерватории — здания прямо напротив Мариинского театра.
К сожалению, набрать в ближнем круге семь участников для воркшопа, пусть не новых форсайтов и баланчиных, но проходящих, по меньшей мере, технический допуск, не удалось. В результате месседж всего мероприятия считывался так: «С молодыми талантливыми хореографами в России туго, убедитесь в этом сами».
Илья Живой (дебютировал в прошлом году под фамилией Петров) представил работу «Adulte» — балет в 4-х ситуациях. Есть впечатление роста хореографа. Интересной показалась работа молодого композитора Тоси Чайкиной. Живой активно работает с пространством, светом. Мышление его скорее балетмейстерское, направленное на крупную форму, спектакль, чем на миниатюру. Вместе с тем, наполнить эту форму содержанием хореографу пока не удается: балет показался сильно затянутым.
Юрий Смекалов, создавший в прошлом году с композитором Александром Маевым энергетически заряженное эмоциональное «Intensio», продолжил сотрудничество с этим музыкантом. Однако «Камера обскура» — одноактный балет по мотивам одноименного романа Владимира Набокова — обескуражил. В эпиграфе к этому драмбалету смело можно написать: «В подражание Борису Эйфману». К сожалению, смотрелся он лишь как пример эпигонства.
«Cinéma» — одноактный балет Максима Петрова на музыку Эрика Сати поманил было, на фоне бессюжетно-текучих опусов, живой театральностью, но на весь балет впечатления, не подкрепленного интересным драматургическо-хореографическим развитием, не хватило.
Хореографы Ксения Зверева и Ирина Точильщикова показали, соответственно, миниатюры «Парящие» и «Игры разума», которые, как бы ни хотелось уйти от гендерных характеристик, напоминали милое женское щебетанье.
Апофеозом действа стала «Венгерская рапсодия» Максима Севагина (на музыку Ференца Листа), опустившая могильный камень на попытки относиться к происходящему серьезно. Любой нерадивый студент института культуры наспех соберет подобный опус для галочки на зачете.
Одноактный балет Антона Пимонова «Inside the Lines» был вынесен за рамки Мастерской и показан на заключительном гала-концерте.
В контексте увиденного хореографическая миниатюра Владимира Варнавы «Сохраняйте спокойствие» показалась шуткой-пародией. «Я честный человек и всегда говорю правду», — именно такой текст произносят герои его балета. И именно такой текст может стать эпиграфом к творчеству этого хореографа.
Следуя мудрому совету Владимира Варнавы, остается лишь сохранять спокойствие. И почему-то, припоминая героев «Великой красоты» Паоло Соррентино, хочется добавить: «Читайте книжки, господа, а то все вибрации да вибрации…».
Комментарии (0)