Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

16 марта 2012

СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Презентация книги И. П. Владимирова «Как нарисовать птицу»

В самом прямом смысле незатейливых этих слов — 15 марта, на Малой сцене театра им Ленсовета, при аншлаге — случилась презентация только что вышедшей книги Игоря Владимирова «Как нарисовать птицу».

Для неофитов одной строкой: И. П. Владимиров (1919-1999) — народный артист СССР, главный режиссер театра имени Ленсовета, возглавлявший его сорокалетие (с1960 по 1999 годы), один из самых харизматичных лидеров российского театра.

В книге 381 страница. Составитель — Ирина Кошелева, литературный редактор Людмила Смирнова.

История родившегося в твердой обложке красивого фолианта — отдельный рассказ. Игорь Петрович не имел привычки корпеть над созданием печатного слова. Его (слово) исключительно живое, литературно не заточенное, ловили и фиксировали на протяжении лет те, кто служил в литературной части театра. С 1976 года по 80-ый год — юный завлит, а нынче известный писатель Александр Ласкин, присоветовавший Владимирову еще тогда назвать гипотетический труд именно строчкой из Жака Превера («Как нарисовать птицу» именовался и выпускной спектакль первого, выпущенного Владимировым актерского курса). Затем — другой многолетний завлит Татьяна Жаковская, увлекшая главрежа идеей создания книги. Записанные на магнитофонную ленту размышления Игоря Петровича, диалоги с ним, его публичные беседы, репетиционные пассажи превратились в то далекое время в пятисотстраничную рукопись, издать которую по разным причинам сразу не удалось. Фантазия диктует образ: рукопись бережно выдерживали, несколько десятилетий настаивали в дубовых бочках литературной части ее нынешние хозяйки — Ольга Варганова и Вера Матвеева. В конце концов молодой театровед Ирина Кошелева взяла на себя труд превратить рукописный «коньячный спирт» в окончательный продукт. Рецензенты впоследствии непременно разложат его на количество «звезд». Мною, за прошедшую ночь, изучен лишь иллюстративный материал. Фотографии — несомненно хороши.

На презентации с чувством глубокой, искренней любви к учителю, режиссеру, другу, главе Дома, И. П. Владимирова вспоминали Александр Белинский, Михаил Боярский, Анна Алексахина, Олег Леваков, Светлана Письмиченко, Николай Буров, Евгений Соколинский, Инесса Перелыгина, Варвара Владимирова.

В первом ряду сидела Алиса Фрейндлих, с видео кадров на нее смотрел Игорь Владимиров. Казалось, что он рядом, а высочайшее напряжение электрического тока любви между этими людьми прошивает и нас. Как не любить до озноба театр в такие минуты?

Книга «Как нарисовать птицу» заканчивается сном Владимирова. Трудно отказать себе в нескольких из него цитатах.

" Мне часто снится Алиса. <…> Тонкие, чуть нервные пальцы осторожно касаются моих плеч. Тепло подбородка струится по волосам, приятно щекочет макушку. Это Алиса. Я узнаю ее по рукам. Мое воображение находится в плену дурманящей осязаемости. Мне даже кажется, что я ощущаю подрагивание воздуха на ресницах Алисы. Никто из нас не нарушает тишину, мы наслаждаемся ниспосланной свыше благодатью, прислушиваясь к чему-то внутри себя. И я начинаю чувствовать, как одухотворение сердца, оставленное этой неудержимо ускользающей во мрак красотой, становится нашим общим, единым.

Я просыпаюсь, силюсь — но никак не могу вспомнить, было ли это на самом деле. Наверное, и не раз. А может быть, именно так и не бывало никогда. Возможно, эта мизансцена — предвестие какой-то другой, пока неведомой нам жизни…"

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Марина Дмитревская

    Рискну откорректировать романтический пафос прекрасного текста Е. Вольгуст и уточнить что-то насчет многолетнего «настаивания в дубовых бочках» рукописи… И перевести пафос в другое, не менее романтическое, русло: абсолютный профессиональный подвиг совершили И. Кошелева и Л. Филатова. Преклоняюсь. Поскольку знаю эту рукопись наощупь…

    Несколько лет назад литчасть Ленсовета обратилась к ПТЖ и лично ко мне с просьбой отредактировать и издать расшифрованные практикантами те самые старинные записи Игоря Петровича. Я с энтузиазмом раскрыла файл, довольно безбедно прошла редакторски страниц двадцать… а дальше начала сходить с ума, потому что текст редактуре не поддавался, в нем отсутствовали причинно-следственные связи, все рвалось, путалось. Я списалась с Татьяной Жаковской, которой принадлежали «исходники», посчитав, что привести в порядок рукопись может только Жаковская, которая помнит обстоятельства разговора, что это как бы ее долг перед своим прошлым, к тому же все это нуждалось в тщательном комментировании: не знают сегодняшние читатели ни кто такой Эстрин, ни кто такая Никулина… Таня Жаковская заниматься этим не захотела, ее право. Мне это было точно не по силам. И, казалось, вопрос закрыт.

    До последнего времени я даже не знала, что за рукопись взялись Ира Кошелева и Люда Филатова. Только нечелочеческая любовь к Игорю Петровичу и театру Ленсовета могла подвигнуть к этому невозможному труду, ведь нужно было выправлять каждую фразу, это был адский труд! «Пока такие люди в стране советской есть», культура не погибнет. Отдельная гордость — за Л. Филатову, пришедшую в ПТЖ еще студенткой и научившуюся той кропотливейшей редактуре, которая не дала погибнуть рукописи в «дубовых бочках» и вывела ее на свет. Ира, Люда, поздравляю! Хотя откомментировать было бы все равно надо…

  2. Людмила Филатова

    Спасибо большое 🙂
    И еще огромная благодарность Екатерине Дейнинг (она оформляла книгу, реставрировала фото), Марии Прокопьевой (безропотно и терпеливо переверстывала все наши бесконечные правки), Жене Мурахтановой — и ВСЕМ!!! Присоединяюсь к словам Иры, сказанным вчера со сцены: мы старались работать честно. И было РАДОСТНО.

  3. Н.Таршис

    Верилось вчера очень, что театр жив. Прозвенела та именно нота. Книга, действительно, помимо немеряного обаяния — мастер-класс, как сказала А.Б.Ф. (за ночь я прочла треть). Ну правда, театр по природе своей феникс. Ленсовет точно. Легкое его дыхание уж не первый раз пробивается из-под спуда заново. А уж как грандиозно это было тогда, полвека назад! Не столь давним студенткам хочу сказать: ликую.

  4. Алла Ларионова

    Театр И.П. Владимирова, безусловно, жив… Более того, он получает свое развитие в постановках его учеников. И премьерные показы чеховской «Чайки» (в режиссуре О. Левакова), прошедшие два вечера подряд на Малой сцене вслед за презентацией книги, это подтверждают. Размышления режиссера-корифея – как корни, питавшие книгу, – не засохли и проросли новыми вдумчивыми спектаклями в его театре. Жизнь, театральная жизнь — продолжается. Хочется отметить вклад учеников Игоря Петровича в этот весенний процесс и, помимо Левакова, упомянуть работу актрисы Инессы Перелыгиной (роль Аркадиной), как зрелое, вполне мастерское произведение, с уместной долей чеховского юмора, адресованного при этом современному зрителю. Ее часть работы над вышедшей книгой, по-видимому, также сыграла в этом определенную роль.

  5. Ирина

    Как жаль, наверное не удастся дожить до того времени, когда театр Ленсовета назовут именем Игоря Владимирова. Уйдут те кто помнит его и театр, а новым все равно. Жаль.

  6. Ольга

    Подскажите, где купить книгу в Москве? И есть ли вообще шанс подержать ее в руках?

  7. Феликс

    Скажите пожалуйста, сейчас где-то можно приобрести эту книгу?

  8. admin

    Думаю, она продается в театре им. Ленсовета

  9. Людмила

    Счастлива, что держу в руках эту книгу!.. Прочтите и мое воспоминание о театре им. Ленсовета, размещенное театром на его странице ВКонтакте 25 ноября 2023 г. (в дни 90-летия театра).

  10. Игорь Курляндский

    Когда-то давно рекламировал эту книгу под редакцией Кошелевой у себя в ЖЖ…

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога