Я. Реза «Бог резни»
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Режиссер Анджей Бубень, сценография и костюмы — Петр Окунев, Ольга Шаишмелашвили
Анджей Бубень — режиссер, которому подвластны самые разные масштабы, и чьи спектакли могут быть очень не похожи друг на друга. Он прекрасно работает на большой сцене, сооружая действие среди огромных конструкций, в которых каждый, даже самый незначительный элемент, выразителен и осмыслен (вспомним его недавнюю постановку в Омском театре, «Август. Графство Осейдж»). На малой сцене (при не меньшей внимательности к пространству) основной фокус зрения режиссера сосредоточен уже на актере. Так было в «василеостровский» период его творчества: Бубень выстраивал спектакль как сложнейшую партитуру, настраивая актеров на единую тональность путем глубокой и продолжительной работы…
«Бог резни» в театре «Балтийский дом» — принципиально другой случай. Здесь режиссер представил нам тип театра, который принято называть коммерческим. Это, конечно же, не ругательство. Просто цели и задачи подобной постановки предельно просты. Соответственно, не стоит искать здесь актерских откровений и постановочных находок.
Декорация минималистична и статична на протяжении всего спектакля. Преобладают черно-белые тона. Длинный стол, поставленный в диагональ почти через всю сцену, четыре актера (Р. Лялейките, Л. Алимов, А. Еминцева, В. Соловьев) и ваза с желтыми тюльпанами. Вот, собственно, и все. Да, еще белый экран в качестве задника.
Пьеса Ясмины Реза «Бог резни» (выбранная режиссером, по обыкновению, очень грамотно, в соответствии с целями постановки), написанная в 2007 году и наделавшая много шуму, сразу же была поставлена в Цюрихе. Вторая постановка — уже в театре «Антуан» (Париж), где одну из ролей сыграла сама мадам Реза. После чего эстафету перехватил театр «Гиглуд» (Лондон). В 2009 пьеса вышла на Бродвее. А в 2011 С. Пускепалис поставил ее в «Современнике» со всеми «звездами» в главных ролях. Позже фильм «Резня» Р. Полански, созданный на основе того же текста, успешно прошествовал по широким экранам кинотеатров.Имя Ясмины Реза впервые возникло в связи с пьесой «Арт» — очень стильной, «псевдоинтеллектуальной» комедии. Здесь приставка «псевдо» — опять же не ругательство. Реза пародирует человеческие «мудрствования» и риторические поединки, обнажая их простую житейскую суть. В комедии «Бог резни» — принцип тот же. Действие движется не событиями, но разговорами, но драматург все время поддерживает необходимый градус, умело то подливая масло в огонь, то почти совсем приглушая пламя. В отличие от «Арт», в новой пьесе появились «фарсовые сцены». Наподобие той, в которой бедняжка Аннет (А. Еминцева), не совладав с собственной нервной системой, заблёвывает репродукции, которыми так горда Вероника Валлон (Р. Лялейките). Сталкиваясь с такими «фольклорными радостями», режиссер всегда ходит по очень тонкому краю, и, надо сказать, что А. Бубень равновесия не потерял. Спектакль выдержан в рамках жанра и сделан вполне профессионально. Проговоренные (в буквальном смысле этого слова) темы «Бога резни» — это, конечно, актуальные проблемы современного общества. Не только социальные, но и «вечные». Все это подается «в облегченном виде», чтобы и проблема была, но и представление смотреть приятно. Например, звериная сущность человеческой природы: Мишель (Л. Алимов) демонстративно выхаживает по столу и стульям, перепрыгивая с одного на другой, изображая орангутанга.
На мой взгляд, главная тема драматурга — двуличие, стоящее за поведенческими моделями современных людей. Разоблачая «цивилизованные отношения», Реза говорит об ослепляющем эгоизме, который и есть «Бог резни». То есть, по сути, безобидный принцип «позитивного мышления» — это разрушающий людей механизм, взрывное устройство, замаскированное натянутой улыбкой. В фильме Полански, например, это показано буквально: каждый из героев к финалу превращается в абсолютно другого человека.
В спектакле «Балтийского дома» нет таких сногсшибательных переворотов. Герои, в результате, изрядно потрепаны после попойки, но, в сущности, с ними ничего не произошло. Как, похоже, и со зрителем, который пришел — и ушел, словно не ходил никуда вовсе.
Могу понять, почему в прошлом сезоне пьесу «Бог резни» поставил московский «Современник»: у них, видимо, жива память о спектакле «Не боюсь Вирджинии Вульф», а пьеса Ясмины Реза — этакая девальвированная версия пьесы Олби. Две вполне респектабельные семейные, которые постепенно сбрасывают рамки приличий и открывают свою подноготную. А в подноготной этой, не поверите, живет и правит почти африканский «бог резни» — агрессии, нелюбви… Вирджиния Вульф правит.
Полански в фильме оказался ближе к Олби, ничего смешного в его фильме нет.
Пускепалис, как писали, поставил комедию — животики надорвать, и перевод Д. Быкова москвичи очень хвалили.
Не нахожу ни в нем. ни в пьесе вообще ни особого остроумия, ни настоящей комедийности, ни драмы… До странности ничего нет и в новом спектакле Анджея Бубеня. Это средне сделанный спектакль, который можно смотреть, можно не смотреть, который похож на все средние европейские постановки середины 1990-х. Он не рождает ни мыслей, ни эмоций. В никаком пространстве разыгрывается не смешная и не драматическая история, неазартно обличающая неинтересных современных людей, которые скрывают под маской благополучия и благовоспитанности раздражение и ненависть к другому. Тоже мне, новость!
Бубень соединил в спектакле актеров очень разных манер и привычек. Кто-то, как Леонид Алимов, тяготеет к острому комедийному рисунку (его Мишель — самая удачная роль спектакля). Кто-то, как Алла Еминцева (Аннет), — совершенно не тяготеет. Но с самого начала вся четверка так темпераментно наигрывает нервозные и фальшивые отношения внутри семейных пар, что сразу лишает спектакль интриги: становится ясно, что произойдет скандал в благородном семействе и завесы благопристойности спадут.
А дальше полтора часа наши прогнозы сбываются, персонажи постепенно превращаются в пьяных животных: кого-то рвет, кто-то раздевается, кто-то топает по столу… Развенчание героев сопровождается бесконечным криком, но горловой пафос обличения буржуазного истеблишмента вряд ли заменит драматизм (вариант — сценический гротеск).
Бывают такие спектакли — без свойств. В «Боге резни» плохо угадываются и Бубень, и время, и проблемы. Собственно, там недостает arta. Да и жизни тоже.
Фильм Полански очень крутой, по моему. А спектакль Бубеня — не очень. Потому что актеры сильно слабее, наверное, и потому что в театре требуется большая художественная затрата, в сфере идеи, концепции и реализации. Пьеса мне кажется неплохая, и совсем не комедийная. Мне кажется что любой, кто будет в ней откровенно комиковать обречен на провал. Но и серьезно в ней выражаться тоже глупо. Видимо она подразумевает иронию — качество, которым владеет чрезвычайно малое количество людей.
Наконец-таки, увидел спектакль! И хочу сказать госпоже Каммари и госпоже Козич — по-моему вы действительно » словно никуда и не ходили» или вернее вы в очередной раз ничего не увидели!! Прекрасный, стильный, сложный ( в своей кажущейся простоте) спектакль! Выстроенный на невероятных внутренних и внешних темпах и ритмах! Действительно — европейский спектакль, как впрочем и предыдущий » Пешком» Бубня в БДТ. Но… нам -же подавай «Время женщин», безразмерную соплю из 1975 года! О,билеты будут проданы!!!
И работы актеров в » Резне» хорошие. Для многих на сопротивление, и видно , что многим приходится преодолевать себя, и нелегко существовать в таких темпах, но получается!!
Что ,касается «Резни» Поланского, то …милые, дорогие, вы — же молодое поколение, знаете языки, пользуетесь интернетом, но хоть немножко вопросом о котором пишите интересуйтесь!!
И в прокате он провалился, и не только в России, и приза не одного серьезного не получил, и пресса кислая, и все приличные комментаторы указывают на то, что если-бы не щекотливая ситуация, в которой оказался Поланский в очередной раз из-за секс-скандала, то не сносить ему головы за этот самый фильм , но ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ!!
Смешно даже читать » артисты в фильме, к концу становятся действительно другими» это кто становится другим — Джоди Фостер с начала до конца пребывающая с одним и тем — же искаженным лицом? К.Вальц один из лучших характерных артистов, сетующий теперь в каждом интервью , что впервые пошел на поводу у режиссера и чувствуя «совершенно другое» играл какого-то » общестатистического адвоката».
Если серьезно то » Резню» в Балтдоме надо студентам показывать, в качестве учебного пособия ( потому как там это все как на ладони видно)- что такое развитие образа, что такое в режиссерской практике -кульминация, развязка и т .д.
Хотя, о чем это я… если для госпожи Козич тяжелый бред Пряжко и Волкострелова это Новый Театр, тогда … как теперь говорят в Театральной Академии — досвидос!!!