Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 июня 2025

СФОТОГРАФИРОВАНО ВОПРЕКИ ПРАВИЛАМ БИБЛИОТЕКИ

«Инстинкт самосохранения». М. Кадацкая.
Таганрогский камерный театр.
Режиссер Руслан Маликов.

Спектакль «Инстинкт самосохранения» минималистичен по средствам. Белый задник, порой заливаемый красным. Несколько театральных кубов на сцене. И пять человек. Они будут здесь и рассказчиками, и силуэтами в контровом свете — полем, памятником, трактором… Воображение зрителя воссоздаст картинку точно так же, как по дневнику местного жителя будет восстановлена картина суровой эпохи 1920–1930-х годов.

Сцена из спектакля.
Фото — Елизавета Шейко.

Текст пьесы собран на основе интервью-вербатимов и одного письменного источника — рукописи донского казака Михаила Захарьевича Ананьева. В спектакле звучит: «Найдено в архиве городской библиотеки г. Новочеркасска драматургом спектакля Маргаритой Кадацкой. Сфотографировано вопреки правилам библиотеки, но с тайного согласия библиотекаря». Архивный документ приобретает право голоса — и становится свидетелем.

Донского Гомера, Михаила Захарьевича Ананьева, играет Константин Илюхин. Практически не сходя с места, актер создает объемный и яркий образ свидетеля века, человека возмущенного и вместе с тем смиренного. Это довольно везучий казак: его пару раз арестовывали и отпускали, прежде чем все-таки забрать навсегда. Нехитрые записи этого семеновода, стихийного агрария, с 1920-х и до его ареста, приобретают эпический размах.

И средства он использует — неосознанно — вполне эпические. Например, перечисление, каталогизацию (почти что список кораблей). «Состав нашей семьи: Ананьев Михаил Захарьевич — 1884 г. р.; жена Анна Ксенофонтовна — 1882 г. р.; сыновья Иван Михайлович — 1912 г. р., Григорий Михайлович — 1915 г. р. Лошади: Серая матка, Маруся, Гречанка, Степнячка. Рабочие волы: Калмык, Белоногий, Заяц, Лобан, Козёл, Донец, Крот, Степняк», и так далее. Животные и посевы — такая же часть большой семьи, как и люди; и пластически изображаемое артистами сохнущее поле — не только метафора народной беды, но и само по себе — трагический топос. По Бродскому: умирает хор.

Сцена из спектакля.
Фото — Елизавета Шейко.

Без трагического заламывания рук, без причитаний описывает казак то, что происходит с хутором в горячие 20-е и голодные 30-е. Следуя логике агрария, он сначала пишет о погоде, а потом так же просто — о голоде, о коллективизации, о том, как ели сусликов… Доходит и до картины практически апокалиптической: «Для отопления зимою своих хат колхозники разбирают свои надворные постройки или вырубают на дрова фруктовые деревья в своих садах. Новых посадок в садах уже никто не производит… Людей в колхозе стало очень мало… Очень много народу поумирало от голоду. Молодых замужних женщин беременных почти нет. В большой моде стали аборты. Молодые парни не женятся, девки не выходят замуж. Все буквально население разбрелось по ближайшим хуторам и на свое барахло выменивало у жителей что-нибудь из съестного».

Все это произносится на правой части авансцены. В средней части сцены в это время — лаконичная и изобретательная пластическая иллюстрация того, что озвучивает рассказчик. Вот никнут травы, вот встает на постамент Ленин, вот четыре человека оказываются новым американским трактором (в роли фар — включенные смартфоны). Эта пластическая картинка, с одной стороны, развлекает зрителя работой узнавания, с другой — помогает уйти от пафоса документальной серьезности, потому что рассказчик с его метеосводками звучит не как трагик, а как летописец. Именно отсутствие выраженной оценки делает этот суховатый рассказ таким достоверным: «А хутор Дубовой смели с карты — выселили полностью, кого куда».

Сцена из спектакля.
Фото — Елизавета Шейко.

Вторая линия спектакля — современная — связана с тем, как Люся (Людмила Илюхина) ищет материал для спектакля, все глубже погружаясь в историю своей малой родины — и встречая лишь разноголосицу мнений и неверные воспоминания старушек. Вначале раздражая зрителей нелепой кепочкой и циничными вопросами, героиня затем погружается в историю так, что находит внезапно и свои корни — и вместе с ней мы осознаем, как прошлое оказывается близко лично тебе.

За полярные мнения об истории казачества отвечают Дэн (Денис Клименко) и Паша (Павел Гладкий): один с мороженкой в руках, другой — с красным карамельным петушком. Эти персонажи, чьи роли «сняты» методом вербатима с реальных ораторов, представляют точки зрения «за красных» и «за белых», и их реплики ярко иллюстрируют наше мозаичное мифологизированное сознание. «Белые — они Христа предали, поняла?» «Казачество — это осколок древней цивилизации». «Россия должна казакам, как земля колхозам». «Займись лучше анархистами — тема отличная!»

А за двух старушек, осторожную тетку Женю и бойкую «главную музыкальную бабушку», отвечает молодая актриса Екатерина Ласавская, обаятельно и точно изображая южный говор и темперамент этих жизненных персонажей.

Сцена из спектакля.
Фото — Елизавета Шейко.

Главный вопрос спектакля, давший ему название, — вопрос о выборе. В течение постановки не раз звучит мнение о том, что главное для человека — как-то выжить, приспособиться к новой власти. Как говорит один из персонажей, «просто надо выбирать будущее всегда… и сделать все, чтобы ты в этом будущем был».

У Михаила Захарьевича Ананьева — не получилось. И сам он не остался на свободе, и выживших потомков не осталось. Но осталась от него эта тетрадь. Которая задает нам все те же вопросы — достаточно ли нам инстинкта самосохранения?

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога