Уважаемый Александр Александрович!
Современный танец России исторически находился в положении «падчерицы» нашей культуры. Период бурного развития современного танца в 20-х годах прошлого столетия открывал перспективы появлению оригинальной школы российского современного танца. Однако в 30-х годах было фактически запрещено развитие новых пластических форм, и более 70 лет современная хореография не имела возможностей развития. В начале 90-х годов изменения в стране вынесли на поверхность ярких и самобытных хореографов современного танца, таких как Евгений Панфилов, Татьяна Баганова, Александр Пепеляев, Николай Огрызков, Геннадий Абрамов, Ольга Пона и многих других, которые вернули нашей стране то, что было «снято с актуальной повестки дня», т. к. пластическое искусство в СССР системно было представлено исключительно в форме классического балета.
В последние 30 лет присутствие современного танца в отечественной художественной культуре все более очевидно и социально-художественно значимо. В настоящее время в нашей стране работает 11 государственных театров современного танца, а более сотни негосударственных танцевальных компаний и проектов активно заполняет культурное поле актуальным танцем. Сложно сосчитать количество школ современного танца, в которых тысячи молодых людей увлеченно осваивают этот, по сути, самостоятельный вид пластического искусства. За современным танцем стоит огромный пласт молодежной аудитории, начиная со среднего школьного возраста. Исключая современный танец из списка номинаций, мы игнорируем интересы этой части социальной аудитории. Современный танец закономерно и прочно вошел в программу высшего и среднего специального образования. Современный танец — танец настоящего и будущего, и сегодня это никто не оспаривает.
«Золотая Маска» всегда была тем ориентиром, на который профессиональное танцевальное сообщество равнялось. Вызывало восхищение, как руководство, команда менеджеров, экспертов, критиков, технический персонал фестиваля «Золотая Маска» демонстрировала великолепную организацию на всех этапах, от экспертного отбора до проведения самого фестиваля, создания максимально комфортного, профессионального и по-человечески теплого приема, который оказывался во время пребывания номинантов в Москве. Именно благодаря «Золотой Маске» современный танец имел возможность привлечь внимание всей страны к новым именам и событиям в нашем виде искусства.
Планы соединить номинацию «Современный танец» с номинацией «Балет», по сути, станут уничтожением самого явления российского современного танца. Наличие отдельной номинации «Современный танец» в главной Национальной театральной премии — это огромный стимул для работы, поиска нового языка, идей, для развития этого искусства и творческого роста его сегодняшних и завтрашних субъектов. Для хореографов и танцевальных компаний — это возможность осознать себя частью культурного контекста всей страны, возможность быть оцененными на высочайшем профессиональном уровне. Современный танец России не может быть в одной номинации с «Балетом» по многим причинам как художественно-эстетического, так и экономического и институционального характера.
От имени всего профессионального танцевального сообщества обращаемся к Вам с настоятельной просьбой пересмотреть данное решение и сохранить отдельную номинацию «Современный танец» в Национальной премии «Золотая Маска».
Государственные театры и танцевальные компании:
Московский театр "Новая Опера"/"Балет Москва"
Антон Гетьман, директор Московского театра "Новая опера"/"Балет Москва" Анастасия Яценко, художественный руководитель «Балета Москва»
Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы»
Татьяна Баганова, художественный руководитель, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Ольга Паутова, директор
Челябинский театр современного танца
Ольга Пона, художественный руководитель, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Камерный балет Наиля Ибрагимова «Пантера», Казань
Театр современного танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
Наталья Каспарова, художественный руководитель
Инновационный театр балета, Калуга
Ксения Голыжбина, хореограф, художественный руководитель
Галина Большакова, заместитель руководителя Инновационного Культурного Центра
Танцтеатр, Екатеринбург
Олег Петров, директор
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова
Сергей Самодов, директор
Музыкальный театр Республики Карелия
Елена Ларионова, директор
Члены Ассоциации Фестивалей современного танца:
Фестиваль OPEN LOOK / ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД (Санкт-Петербург), Вадим Каспаров
Фестиваль «НА ГРАНИ» (Екатеринбург), Лариса Барыкина
Фестиваль «Теловидение» (Казань), Елена Беляева
Фестиваль «Точка» (Омск) Ольга Горобчук
Фестиваль «Айседора» (Красноярск-Москва) Елена Слободчикова
Фестиваль «Проба» (Москва), Александр Могилев
Фестиваль «Прикосновение» (Архангельск), Сергей Самодов Фестиваль «И это, по-твоему, искусство?» (Томск) Полина Вязовая Фестиваль «Норд Данс» (Петрозаводск), Елена Ларионова
Фестиваль «ЗДВИГ» (Киров) Ирина Брежнева
Фестиваль «ДэнсхэлпФест» (Москва), Елена Панасенко
Фестиваль «ТанцСоюз» (Калуга) Ксения Голыжбина
Негосударственные танцевальные коллективы и проекты:
Независимая танцевальная компания «Всем телом», Москва
Компания Libertatem, Москва
Компания ЯТЕАТР, Москва
«Это» русская компания современного танца, Москва
Независимая танцевальная компания «Окоем», Екатеринбург
Театр-студия современного танца Ирины Афониной, Москва
Танцевальный театр «Фора», Екатеринбург
Обладатели и номинанты премии «Золотая маска, деятели современного танца:
Павел Глухов, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Анна Щеклеина, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Владимир Варнава, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Лариса Александрова, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Марсель Нуриев, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Ксения Михеева, хореограф, Лауреат премии «Золотая маска»
Нурбек Батулла, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»
Ольга Горобчук, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Виктория Арчая, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Александр Фролов, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Денис Чернышев, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Софья Гайдукова, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Константин Матулевский, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Илья Оши, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Алексей Нарутто, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Ольга Тимошенко, хореограф, номинант премии «Золотая маска»
Лев Закс, профессор, ректор Гуманитарного университета (Екатеринбург), основатель факультета современного танца.
Валерий Королёв, декан театрально-режиссерского факультета Московского Государственного Института Культуры, Кандидат педагогических наук, профессор ВАК
Александр Гурвич, художественный руководитель факультета современного танца Гуманитарного университета (Екатеринбург), доцент кафедры хореографического искусства и художественной культуры
Мария Дудина, доцент кафедры Режиссура балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, куратор программы бакалавриата «Искусство современного танца», критик
Александр Любашин, хореограф, куратор программы бакалавриата «Искусство современного танца» Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и магистерской программы «Художественные практики современного танца» Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой
Ну, второе, ну… Второе открытое с укором, под дох и в бок господину Калягину письмо,.. Второе, что попалось на глаза. И в толк не возьму: вы какого член-корреспондента прицепились-то со своей Маской к Калягину?.. Он вам, что?.. Ею обязан?.. Нынче-то и так уже… куда не… глянь: сплошь тебе номинант… через раз, лауреат. Обои в гримёрках скоро клеить начнёте из этих Масок. Штрякнул ножкой — номинант. Вздрыгнул обеими — лауреат!.. Вам не обнять, что ли, современные реалии?.. Не понятен великодушный замысел великого драматурга?.. Там, ведь, наверняка было: либо… либо… А он бесподобным психологическим кульбитом сохранил в номинацию обеих!.. Объединил!.. Верно понимаю?.. Вот и оставьте… Оставьте Калягина в покое. Дайте Сан Санычу без нервов начать сезон.
А, может, это Сан Санычу надо посоветовать «отцепиться» от Маски, оставить ее в покое и дать всем театрам «без нервов» начать сезон?.. Пусть отдохнет уже, отложит лопату и перестанет копать под фундамент Национальной театральной премии.