Осенью в Самаре случился невиданный фестивальный бум — появилось сразу два новых театральных форума. Один — «Волга театральная» — будет раз в два года собирать коллективы Поволжья. Другой по аналогии с «Любимовкой» назван «Левановкой» и посвящен памяти драматурга и основателя тольяттинской школы «новой драмы» Вадима Леванова. Фестиваль прошел в ноябре в Самарском литературном музее по инициативе замдиректора музея Катерины Орловой, под кураторством театрального критика Марии Сизовой.
В Самаре никогда не было своего фестиваля современной драматургии. Вроде бы до Тольятти — два часа езды, а на весь город — один драматург, влившийся в ряды новодрамовцев (Герман Греков), одна конференция по новой пьесе и отдельные читки (и тех все меньше). Поэтому идея оказалась важна не только как акция памяти Леванова. Наконец-то есть те три дня, когда в городе собираются драматурги, читают пьесы, спорят о современном театре, делятся опытом и новостями. Так будет каждые два года (фестиваль запланирован в формате биеннале).
«Первый блин» вышел отличным. Конечно, не хватало театральной программы — трудно разговаривать о современной драматургии в отрыве от постановочной практики. Привезти хоть что-то (поначалу рассчитывали на спектакли из Новосибирска, Ярославля и Петербурга) не было денег — форум, как водится, организован на копейки. И еще фестивалю памяти Леванова сам бог велел открывать новые имена, и в планах на вторую Левановку — драматургический конкурс. Но это все детали, а главное получилось сходу: совершенно не провинциального масштаба фестиваль — и по составу участников, и по программе, и по тематике и уровню дискуссий.
…На стенах комнаты, в которой провели эти дни участники и зрители «Левановки», висели портреты Вадима. Веселого бровастого парня (увидишь снимок отдельно, не догадаешься, кто) и длинноволосого благородного вида мужчины, каким его помнят те, кто знал только в 2000-е. И глаза, эти глаза с искрой, так смущавшие внимательным взглядом… Получается, что Вадима я знала чуть больше пяти лет (познакомились на «Новой драме» в 2006-м), успела застать последние «Майские чтения» в 2007-м, после пересекалась с ним на фестивалях и в Самарском СТД. И мне кажется, ощущалось в атмосфере этой «Левановки» что-то такое, что отличало Вадима и было в нем, наверное, важнее, чем талант открывать новые имена. «Вы знаете, что это за человек был? Знаете?!» — повторял на закрытии Юрий Клавдиев…
Фестиваль делают люди, окружавшие Леванова при жизни. В первую очередь, ученики — в Самару они приехали почти в полном составе, выращенные драматургически-педагогическим гением Леванова «звезды» молодой российской драматургии 2000-х: Вячеслав и Михаил Дурненковы, Юрий Клавдиев, Герман Греков. Они давно состоялись профессионально, при этом каждый так или иначе продолжает дело Леванова — трудно было не думать об этом на фестивале его памяти. Юрий Клавдиев, призер «Кинотавра», сценарист фильмов «Кремень» и «Все умрут, а я останусь» и сериала «Школа», одинаково востребован кино и театром. На «Левановке» он читал только что оконченную детскую пьесу «Тявкай и рычи» (историю о войне людей и зверей с союзом змей и пауков). Вот уже несколько лет увлеченный социальным театром Вячеслав Дурненков рассказывал о театральной терапии в тюрьмах, домах престарелых и детдомах (одним из первых в нашей стране этим начал заниматься Вадим Леванов). Михаил Дурненков, арт-директор «Любимовки», открывающей новые имена в драматургии, на мастер-классе вызвал оживленную дискуссию не только рассказом о состоянии «новой драмы», но и размышлениями об актуальности советского наследия. Михаил к тому же хорошо освоил западную форму «проектного» театра, когда драматургический текст пишется под конкретный спектакль (вспомним, что Леванов последние годы работал так с режиссером Валерием Фокиным), и на «Левановке» силами драматургов прочитали его пьесу «Закон», поставленную в этом сезоне в МХТ Маратом Гацаловым («Сказка о том, что мы можем, а чего нет»).
И это еще не вся программа: были читки пьес Вадима, театральный критик Кристина Матвиенко рассказывала, зачем сегодня заниматься этой профессией, выступил с музыкальным проектом «Клад Яда» Юрий Клавдиев…
Непонятно, сохранит ли фестиваль до 2015 года свое название — родители Вадима выступили против «Левановки», предложив просто посвятить фестиваль светлой памяти сына (скромность у Левановых — семейное). Главное, чтобы сохранился проект. Он очень нужен в Самаре, городе, который привык считать себя театральным, а на деле очень смутно представляет себе, что происходит в большом мире современного театра.
Комментарии (0)