Деятельность немецкоязычного портала nachtkritik.de в условиях корона-кризиса
«Кризис — это шанс» — довольно распространенная фигура речи в Германии. По крайней мере, у деятелей культуры. Но кризис, который разразился по всему миру с приходом коронавирусной пандемии, уникален для послевоенных поколений, привыкших к развивающейся экономике и подъему культуры. И соответственно этому кризис вызвал настоящий шок, оправиться от которого удастся лишь очень постепенно. Настроения мечутся от высоких чувств по поводу всеобщей солидарности, радости эксперимента, освоения неведомого — с одной стороны, до непреходящих страхов потерь — с другой. Это колебания в понимании кризиса как шанса и кризиса как кризиса.

Кристиан Раков
Так обстоят дела и у портала nachtkritik.de, ведущей онлайн-платформы театральной критики в Германии. Для нас корона-кризис начался с отмены крупных мероприятий в Австрии и Швейцарии с 10 марта 2020 года. 13 марта мы выпустили последний текст — о премьере маленького театра в Геттингене. В последующие дни были закрыты все мероприятия с участием публики, приостановлены репетиции во всех немецкоязычных театрах вплоть до Пасхи. Сейчас период закрытия продлен до лета. Сезон 2019/2020 завершился, пройдя лишь две трети своего пути.
Для nachtkritik.de в одночасье исчез первичный объект: современный театр, который обычно находит отражение в публикациях о премьерах — около 50 за месяц — в Германии, Австрии и Швейцарии. Эта написанная за ночь «ночная критика» составляет остов нашей редакционной работы. Ее дополняют новостные сообщения, культурно-политические и эстетические дискуссионные тексты, портреты театрального ландшафта, фельетоны, рецензии на книги и интернациональные обзоры. Все они дополняют и расширяют палитру рецензий. Corona удвоил количество театральных новостей и потребность в культурно-политическом взаимопонимании. Рецензии и эстетические споры за неимением театральных спектаклей исчезли вовсе.
Чтобы компенсировать остановку театрального процесса, с самого начала кризиса nachtkritik.de предоставил театрам свой ресурс в качестве стриминговой платформы. Уже 14 марта мы показали запись из театра Брегенца в австрийской земле Форарльберг — спектакль «Антуанетта Капет» в режиссуре Никласа Ритте. С тех пор nachtkritik-стрим каждый день в течение 24 часов показывает записи немецкоязычных и иногда интернациональных театров. Трансляции бесплатны для театров и публики.
Возможности стриминга становились в Германии предметом дискуссии и до corona, но никогда в полной мере не реализовывались. За исключением небольших независимых групп, выставлявших свои работы в Сеть, театрального стриминга почти не существовало. В общественном мнении видеоотражение считается крайне дефицитным по сравнению с живым переживанием театра. Отсутствуют эффект взаимного присутствия играющих и созерцающих, ощущение пространства, свобода взгляда на происходящее и другие подобные первоосновы театра. Кроме того, не существовало экономических моделей или даже хотя бы выработанных правовых основ для проведения стриминга. Запрос на театральные записи возник лишь с исчезновением живых спектаклей, и он оказался своего рода воспоминанием о живом театре, документом, вокруг которого могут объединиться поклонники театра.
Но стриминговый театр хорош настолько, насколько хороши культурные практики, которые его вызывают. Как известно, Сеть в значительно большей степени, нежели аналоговые зрелища, делает ставку на участие публики, на взаимодействие и совместное созидание. Социальные платформы и игры властвуют в онлайн-мире. И театр должен быть готов к этому повышенному требованию соучастия в Сети. Уже первые стриминги (например, «Тираны» Эрзана Мондтага) обернулись потоком небольших пиратских видеонарезок (гифов) и скриншотов. Это и есть потенциал театра в Сети: он открывает свою видеопродукцию популярным практикам цитат, эдакого компота, практикам разделения и распространения, и за счет этого приобретает новый символический капитал. Или новую молодцеватость и небрежность, если угодно (подробнее об этом в моем эссе «Театр и его цифровой двойник» по ссылке https://www.nachtkritik.de/index.php?option=com_content&view=article&id=17950:nachtkritikstream-wie-das-streamen-von-abgefilmtem-theater-der-buehnenwelt-neue-kulturelle-bedeutung-verschaffen-kann&catid=1768&Itemid=60).

Скриншот сайта nachtkritik.de.
Чтобы усилить чувство единения в одной-двух трансляциях в неделю, nachtkritik.de параллельно приглашает публику в чат. То есть можно включить nachtkritik-стрим и обсуждать его в процессе показа. В результате возникла очень непосредственная, близкая к ситуации живого показа форма диалога о театральном спектакле, причем несравнимо более точная в наблюдениях и интерпретациях по сравнению с обычными обсуждениями на публику. Можно сказать, перформативное сlose reading театра.
Помимо подобного обращения с сохраненными образами театра, которые мы знаем и любим, театральная вселенная, конечно же, бурлит дальше и ищет свежие онлайн-формы театральной игры в цифровом пространстве. Ищет формы театра, который может существовать помимо подлинников в Сети. Nachtkritik.de следит за этими экспериментами в своих обзорах и отдельных рецензиях. Мы наблюдаем театр, который (как в цюрихской адаптации «Декалога» Кшиштова Кисловского в режиссуре Кристофера Рюпинга) в рамках монологических рассказов актеров и актрис открывает возможности голосования зрителей, да еще таким образом, что собравшаяся публика может решать ход развития действия. Мы наблюдаем театр, который вызывает своего зрителя на интерактивный опрос-сессию в фиктивном бытии социальной коммуны («Тест Крайского» группы Нестерваль из Вены). Мы разбираемся в рамках Форума свободного театра в Дюссельдорфе, посредством мессенджера Telegram, в разрешении криминального преступления и должны нащупать след пропавшей женщины («Lockdown» театрально-геймерской группы machina X). Все это формы онлайн-театра, которые опираются на интерактивные условия Web 2.0.
Кроме того, существует целый ряд театральных проектов, которые происходят по условиям фильма и выражаются в коротких видеофрагментах. «Декамерон» Боккаччо и «Чума» Камю в этом смысле переживают свой звездный час. Но есть и новая драматургия, которая работает с короткими и приемлемыми для социальных сетей формами, как, например, «Ханна Зильбер» Давида Гизельманна — рассказ в эпизодах о пропавшей поп-певице. Или автобиографическая пьеса Катарины Кёт об интернет-заговорах — «Самая крепкая женщина Германии», которая была написана для аналогового театра, но теперь оказалась переработана и сыграна онлайн в режиме конференции тремя актрисами и срежиссирована вживую. И спустя восемь недель корона-кризиса впервые снова появился аналоговый театр, который играется по правилам соблюдения дистанции для борьбы с вирусом. Это инсталляция «Метод» по роману Жюли Цее, которую придумала режиссер Антье Томс в геттингенской крытой автопарковке по принципу автокинотеатра (публика сидит в личных автомобилях). Все эти экспериментальные формы находят отражение в публикациях nachtkritik.de.

Скриншот сайта nachtkritik.de.
С началом корона-кризиса nachtkritik.de лишился большей части рекламы, то есть той самой опоры, которая обеспечивает финансирование нашей независимой театральной платформы. Просьба о пожертвовании прежде невиданным образом мобилизовала читателей и принесла в первые шесть недель кризиса 29 000 евро. И благодаря этим средствам наше существование в трудный период обеспечено. Объем работы тем временем значительно вырос за счет стриминга, новостей, культурно-политических обзоров и эстетических дискуссий вокруг новых форм. Много работ для nachtkritik.de сегодня выполняется на добровольной основе, без оплаты: авторы предоставляют нам тексты безвозмездно, в качестве пожертвований. Редакторы выполняют свою сверхурочную работу также на безвозмездной основе.
Поскольку тяжелое положение театров без живых спектаклей будет продлено вплоть до осени, порталу nachtkritik.de требуется завидная выносливость, а со стороны читателей — непреходящая солидарность. Каким будет театральный ландшафт после кризиса, если возникшие в результате него задолженности будут компенсированы государством, сегодня неведомо. И здесь правомерно то, что уже было сказано в начале: кризис — это шанс, он будит дух новаторства и эксперимента. Но он и кризис. И его последствия будут чувствительны. Как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Перевела Ирина Селезнева-Редер
Об авторе: Кристиан Раков родился в 1976 году в Ростоке, изучал германистику и философию в Ростоке, Шеффилде и Берлине. Защитил докторскую диссертацию по разделу художественной литературы (немецкая филология) в Мюнстере. Является театральным критиком, живет в Берлине. Вместе с коллегой Эстер Слевогт руководит редакцией портала nachtkritik.de. Публикуется в других средствах массовой информации: журнале «Theater heute», газете «Die Berliner Zeitung». С 2016 по 2019 годы являлся членом жюри Берлинского театрального фестиваля Theatertreffen.
Комментарии (0)