Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 октября 2012

ПАТРИОТЫ БЕРЕНДЕЕВА ЦАРСТВА

28 октября в Костроме завершился II межрегиональный фестиваль театров кукол «Волжские встречи». Форум был посвящен героико-патриотической теме и проходил в рамках празднования 1150-летия зарождения российской государственности. Организаторы — Костромской театр кукол — были уверены, что в репертуаре каждого коллектива есть спектакль о героях и любви к отечеству. Каково же было их разочарование, когда конкурсная программа в итоге включила в себя только шесть названий.

Наверное, родине Снегурочки и Ивана Сусанина пристало иметь фестиваль именно на патриотическую тему. Но уже по афише стало ясно, что все спектакли конкурсной программы поставлены либо по мотивам былин, либо посвящены военным подвигам. Борьба за свою землю с оружием в руках — так сегодня российские театры кукол понимают патриотизм для детей. Как относится к своей родине современный молодой человек в нашей стране, так и осталось терра инкогнита.

Из шести театров-номинантов только три удостоились наград. Лучшим спектаклем оказался «Петрушка на войне» Белгородского театра кукол. Приглашенный из Саратова режиссер Геннадий Шугуров не побоялся поставить смешной спектакль о кукольных фронтовых бригадах в городе, который был практически стерт с лица земли во время Великой Отечественной войны. Так он стал лучшим режиссером фестиваля. В остроумной пьесе Александра Заболотного действуют петрушки и марфушки, они простыми народными средствами, например, дубинками, затюкивают фашистских генералов-глупцов. Особенно удался у белгородцев хор петрушек. Четверо балагуров подбадривают военнослужащего собрата — а пилотка идет ему не меньше, чем красный колпак — задорными шутками и стремительными перемещениями на ширме в ритме циркового аттракциона.

Кажется, впервые в истории конкурсных фестивалей приз за лучшую женскую и лучшую мужскую роль получил один актер. Ярослав Узенюк из ярославской студии кукол «Ежики» сыграл нечисть обоего пола в спектакле «Как валенки землю грели» (кукольный план), близком по атмосфере мультипликационному сериалу «Гора самоцветов». И эта постановка была единственным исключением из «театра боевых действий». Надо полюбить свою родину с ее реками и лесами, уважать природу — таков простой пафос «Ежиков».

Члены жюри под председательством Евгения Ибрагимова не смогли найти достойную работу художника, зато расслышали лучшее музыкальное оформление. Театр «Пилигрим» из Коломны использует в своем спектакле «Тяга земная» колесную лиру и другие неведомые современным зрителям народные инструменты.

Как часто бывает с тематическими фестивалями, программа «off» была интереснее конкурсной. Среди пяти спектаклей особенно выделялась «Кармен». Вологодский театр кукол играл спектакль всего лишь в третий раз, будучи при этом уже трижды лауреатом челябинского фестиваля «Соломенный жаворонок».

Режиссер Борис Константинов поставил страстную испанскую историю без слов. Четыре актера и четыре актрисы в черных костюмах, с ярким темным гримом, выходят на сцену из зрительного зала. Звучит грозная музыка Бизе и страстные гитарные проигрыши. В такт музыке — всполохи юбок актеров и кукол.

Сцена из спектакля.
Фото — архив Вологодского театра кукол.

Деревянные куклы разных масштабов придуманы Виктором Антоновым неожиданно и сильно. Колченогие и большеглазые, они точеными движениями отстукивают ритм палками-ногами и снисходительно прибегают к помощи плавных широких жестов кистей кукловодов, продолжающих худые запястья-прутья героев. Кстати, в деревянных гитаристах узнается субтильный господин с тоненькими усиками и его круглолицый помощник.

Действие происходит исключительно жаркой летней лунной ночью. Красный цвет тускнеет в окружении черного, чтобы потом единственный раз вспыхнуть в костюме Кармен, который станет для нее саваном. Популярные мелодии рождаются из щелканья ружейного затвора и скорого актерского повторения «чик-чик-чик», в котором слышится и тиканье часов, приближающее роковые события, и опасливая просьба: «Тише, тише».

Важным символом постановки стали колеса. Катящиеся по воле людей в черном, они будут разрезать сцену и вращаться на месте по инерции. Брошенная на колесо Кармен бессильно вознесется к колосникам. А все остальные герои после смерти отправятся кто в корзину, кто в таз.

Показанная в Костроме «не в тему», «Кармен» дает повод для размышления о патриотах своей профессии в театре кукол.

Комментарии (1)

  1. Н.Боровков

    «Показанная в Костроме «не в тему», «Кармен» дает повод для размышления о патриотах своей профессии в театре кукол.»
    Интересно, к каким выводам пришёл по этому поводу сам автор предлагаемого текста, не последний человек в деле планирования и возрождения такого рода «датских» фестивалей?Увлечён ли он сам действом о военизированном Петрушке или принимает на веру догму о просветительско-воспитательной роли театра для детей?

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога