Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

1 августа 2022

НАЗАД, В ЗАСТОЙ-2

Не так давно в публикации «Назад, в застой» мы писали о массовых кадровых перестановках, а, по сути, о «зачистке» в московских театрах. Пример Москвы всегда заразителен. Сегодня «загорелся» Дальний Восток. Не продлен договор с одним из лучших театральных директоров — Анной Якуниной (Хабаровский ТЮЗ), уволен и директор Хабаровской филармонии Александр Емельянов.

К губернатору Хабаровского края обратился Александр Калягин.

АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН — ГУБЕРНАТОРУ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ М. В. ДЕГТЯРЕВУ

Уважаемый Михаил Владимирович!

За два года своего губернаторского срока Вы смогли доказать, что Хабаровский край возглавил профессиональный, умный, интеллигентный, искренне радеющий за дело, руководитель. К Вам с огромным уважением относятся не только жители региона, но Вас знают и ценят в России. И потому информация о напряженной ситуации в Хабаровском крае в сфере культуры меня и удивила, и, конечно, очень расстроила. За полтора года правления нового Министра культуры Юрия Ермошкина 10 из 15 подведомственных Минкульту Хабаровского края учреждений сменили директоров.

Об этих странных увольнениях уже написали разного рода информационные источники, я получил сообщения из других российских регионов, театральная общественность возмущена.

Людей, которые много лет успешно работали, убирают без объяснения причин. Царит абсолютный произвол! Все кадровые перестановки, судя по всему, не вызваны заботой о развитии культуры края, а напротив, они мешают деятельности учреждений культуры. Эти решения, такое управление культурой, граничащее с самодурством, демонстрирует абсолютную некомпетентность нынешнего Министра культуры Хабаровского края.

А 27 июля стало известно, что и Хабаровский ТЮЗ лишается директора Анны Анатольевны Якуниной, у которой 31 июля истекает срок действия трудового контракта, и продлевать его власти не намерены.

Возмутительная несправедливость такого решения вынудила актеров и сотрудников ТЮЗа написать обращение в профильное министерство с просьбой сохранить Якунину на посту директора театра. Причин для увольнения нет. Хабаровский ТЮЗ постоянно участвуют в фестивалях международного, российского и регионального уровня, проводит различные арт-проекты, в том числе международные. Театр дважды отмечен Государственной Премией РФ в области культуры, является неоднократным номинантом и лауреатом национальной премии «Золотая Маска», удостоен высшей награды в области детского театра — премия «Арлекин».

За что увольняют успешно работающего руководителя? Хотелось бы получить ясный ответ.

Я обращаюсь к Вам, уважаемый Михаил Владимирович! На каком основании принимаются столь странные решения? Неужели недостаточно тех скандалов в Хабаровском крае, которые гремели на всю страну? Зачем уничтожать культуру, искусство, образование? А я именно так могу назвать действия Министра культуры. И делать это сейчас, в сложнейшее для страны время, когда роль культуры возросла многократно. Вы это понимаете и знаете не хуже меня.

Дорогой Михаил Владимирович! Я очень прошу Вас обратить внимание на эту вопиющую ситуацию, без Вашего вмешательства проблемы не решить.

Калягина поддержал и выразил свое мнение о ситуации директор Вахтанговского театра Кирилл Крок:

У меня все не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры были уволены с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. П. Человек весьма авторитетный и профессиональный в кругах академической музыки! Да и не только конкретно эта ситуация, а вообще то, что сегодня происходит у нас в отрасли культуры.

Почему чиновники, особенно в регионах, врываются в отрасль культуры как слон в посудную лавку?! Почему какой-то чиновник никак не может понять, что это очень сложная сфера взаимодействия творца и общества?! Что все люди культуры непростые, и если махать перед их лицом дубиной, то это ни к чему хорошему не приведет?! Чем больше, масштабнее личность творца в искусстве, тем она более сложна в бытовом общении, в управленческих и производственных вопросах.

Задача твоя как управленца помогать сохранять, развивать, совершенствовать все лучшее, что есть в «подведомственных» (ругательное для меня слово, я всегда в Минкультуры РФ, говорю, что Театр Вахтангова был до образования Министерства) тебе учреждениях культуры, а не приводить их на грань краха. Для того, чтобы появился творческий механизм, команда единомышленников, которой есть, что сказать людям, нужны десятилетия. Порой спектакли, фильмы произведения искусства опережают время, что сейчас кажется спорным, через пять лет становятся классикой, нормой. Поэтому не берите на себя функции определять, что можно, а что нельзя, сама жизнь и зритель в театре определит, что подделка, а что искусство. Конечно, я не беру примеры, которые, к сожалению, всем нам были известны, когда конкретный спектакль нарушал закон или переходил грани общественно дозволенного на сцене. Еще раз подчеркну, такое редко, но случилось. Разбираться в этом должен не чиновник, а СТД, профессиональное сообщество.

А разрушить театр можно легко и играючи в мгновение ока.

И вот приходит такой управленец. Ему кажется, что он может уволить, решить судьбу людей, которые в этой сфере работают всю свою жизнь. Главное же его достоинство в том, что он знаком с кем-то из Правительства, возможно, с губернатором на короткой ноге, с кем-то из власть предержащих сидел за одной партой, с кем-то пиво пил в студенческие годы. И он считает, что может прийти и вот так легко порушить то, что создавалось десятилетиями.
Театр строят по кирпичику всю его жизнь. А те, кто думают, что из фундамента можно вытащить пару кирпичей, и стена останется целой, глубоко заблуждается. Пойдут трещины, в итоге рухнет все здание.

Я специально говорю таким метафорическим языком, потому что уже не знаю, как этим людям попытаться объяснить то, что в культуре нельзя ничего ломать. Ты пришел, поруководить, но театр уже был до тебя. Ты уйдешь, а театр еще 100 лет простоит без тебя, весь вопрос в каком качестве.

Нельзя объединять абсолютно несовместимые театры ради пресловутой экономической выгоды. Здесь мы сократим одного бухгалтера, а тут на госзакупках сэкономим. Как показывает практика, все эти бездумные чиновничьи решения об объединении в какие-то безумные театрально-концертные организации как, например, в Тюмени, — это никакая не экономия средств. Если сделать анализ, то можно увидеть, что через каких-то два-три года управленческий аппарат в таких объединениях разрастается как метастазы, как грибница никому не нужных мухоморов. Они не производят художественного продукта, а являются порой не нужной бюрократической надстройкой!

Никогда не забуду, как Юрий Петрович Любимов говорил мне: «Понимаете, Кирилл, спектакль делает один человек. Остальные ему помогают». Да, делает один творец, а мы помогаем ему создавать то, что, через годы, возможно, а может и нет, будет признано искусством. Такова жизнь любого театра. Олег Павлович Табаков всегда говорил: «Вот выпустим мы в сезон десять премьер, если половина из них останется в репертуаре на год-два уже хорошо, а если два три станут событием и будут кормить театр долгие годы, это победа!»

А те люди, которые находятся рядом с творцами, люди, которые нашли подход к режиссерам и артистам, люди, понимающие их психологию, природу творчества, производственный процесс (вы наверное и не слушали об этом, господин министр), они, оставаясь в тени, помогают художнику создавать спектакли, организовать репетиционный процесс, решать массу творческих и других проблем.

Таких людей в нашей отрасли очень мало. Поэтому для меня дико, когда директора, который вырос в театре, много десятилетий работал в нем, добился с этим коллективом значительных успехов, решили уволить, потому что посчитали, что пора управленческий аппарат омолодить. А может, стоит омолодить министра культуры?

Просто берут и на моих глазах разрушают творческий организм. Дом, где люди счастливы, куда с воодушевлением каждый день приходят на работу, где строят семьи, растят детей. А потом мы удивляемся, а почему у людей такое негативное отношение к чиновникам? Да вот отсюда оно и складывается. Из неразумных аппаратных решений.

Все мы знаем, что, когда меняется руководитель театра, постепенно меняется и весь театр. Зачем это делать? Это что, неэффективно работающий организм, учреждение, которое не выполняет госзадание, место, куда не ходит публика? Там есть серьезные нарушения закона? В чем причина? Может, вам что-то лично не нравится? Это же не ваша личная дача, где вы, извините, можете делать все, что вам вздумается.

Знаете, в такие моменты я просто мечтаю проснуться утром, открыть телефон и прочитать в информагентствах, что, например, губернатор Хабаровского края Михаил Владимирович Дегтярев обратил внимание на ситуацию с Хабаровским ТЮЗом, изучил детально вопрос и отменил решение об увольнении директора.

Ошиблись. Погорячились. Но вникли и исправили. Работаем дальше! Одно слово, скромный мужской поступок, а весть о нем моментально разлетится по всей театральной России и вызовет уважение и гордость за то, что у Хабаровского края такой руководитель.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога