Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 декабря 2019

МАГИЯ БЕЗ МАГОВ

С 25 по 27 ноября Упсала-Цирк превратился в территорию неведомой пока российскому зрителю «новой магии». В течение трех дней здесь при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге вела свой впечатляющий мастер-класс Валентина Лоссо, не только показав множество примеров из спектаклей, но и объяснив — до нюансов — технические особенности их воплощения.

«Новая магия» — отдельное и уже очень значительное направление в искусстве. Оно не определяется как жанр, как вид искусства, напротив, стремится заполнить собой территорию цирка, пластического и драматического театра, оперы и даже музейных инсталляций. Идея «новой магии» родилась во Франции, и сегодня в этой зоне экспериментирует целый ряд различных компаний. К числу главных принадлежат «Les Monstres» Этьена Саглио, «L’Absente» Яна Фриша и компания «14:20» Клемана Дебайеля, Рафаэля Наварро и Валентины Лоссо. О принципах «новой магии» Валентина Лоссо рассказала в коротком интервью.

Сцена из спектакля «Wade In The Water». Фото — архив театра

Ирина Селезнева-Редер «Новая магия» для российского театра — вещь новая, практически незнакомая. Можно ли описать ее в двух словах?

Валентина Лоссо Если начать с одной фразы, то это искусство превращения, переворота реальности в реальность. Например, в кино можно перевернуть эту реальность с помощью картинки. Танец оперирует пластикой тела. В магии язык — это реальность. И мы переворачиваем ее в ту реальность, в которой живет зритель. Для артиста это создание особого языка. Это художественный язык, который мы можем дать в руки артистам вне зависимости от их специализации. Это междисциплинарная вещь, которая работает в любом искусстве.

Особенность «новой магии» в том, что мы работаем без фокусника, то есть без фигуры человека, который создает что-то магическое. Мы создаем окружение, среду, которая становится магической и в рамках которой можно много чего испробовать. Наша цель — не вызвать удивление, а дать зрителям возможность почувствовать магию.

Селезнева Как зародилось это направление?

Лоссо «Новая магия» родилась в результате встречи трех артистов — Клемана Дебайеля, Рафаэля Наварро и меня. Изначально мы все были из цирка, и у всех была страсть к магии в детском возрасте. Когда мы встретились, то сказали, что хорошо было бы сделать магию нашей профессией. Но на самом деле мы не очень хорошо знали, что в это время в ней происходило. И тогда мы подумали, что можем создать естественный способ существования магии. Мы сразу же назвали это «новая магия», потому что не хотели сталкиваться в театрах с предубеждением, что мы показываем фокусы. И директора театров стали с интересом реагировать на наши предложения. Сразу было понятно, что речь не идет о традиционном понимании предмета, где у фокусника летает ассистентка или достают из шляпы кролика.

На практике «новая магия» — это работа, которую делает компания «14:20». Кроме того, мы довольно быстро создали систему обучения в Национальном центре цирковых искусств во Франции. Среди основателей нашего направления — Этьен Саглио, Ян Фриш, Антуан Терьё.

Валентина Лоссо

Селезнева Есть ли у «новой магии» предшественники, она существует в традиции или это что-то совершенно новое?

Лоссо Да, мы в традиции, и именно поэтому оперируем названием «новая магия», а не «современная». Во Франции все названия, содержащие в себе слово «новое» — «новая волна» в кино, «новая кухня», «новый цирк», — это те дисциплины, которые вписываются во временную шкалу традиции. Если же мы говорим «современная», то это противопоставление тому, что было раньше. Мы очень уважительно относимся к традиционным магам, потому что они обладают невероятными техниками. Мы много работаем с классической магией, и маги этого направления дают у нас уроки.

Мы занимаемся всеми направлениями. Для нас «новая магия» — это некий способ сказать спасибо всему тому, что было до нас. Кроме того, чтобы идти дальше, всегда полезно оглядываться назад. Именно поэтому мы много занимаемся историческими, техническими и даже этнографическими исследованиями.

Селезнева Есть ли у «новой магии» основные принципы и приемы?

Лоссо Прежде всего, у нас есть теоретические принципы, которые очень важны. Мы очень много говорим о способе написать, создать спектакль. Для нас важны понятия космологии, космогонии. На первый взгляд, это далекие вещи, но на самом деле они для нас принадлежат к числу главных. Есть базовые понятия, общие для всех, кто занимается «новой магией».

Кроме того, для нас принципиально делиться своими находками и открытиями. Мы работаем вместе и обмениваемся идеями. А в традиционной магии свои секреты тщательно оберегают. Именно из этих соображений мы создали свой первый фонд, свою библиотеку «новой магии», и это открытый и бесплатный ресурс.

Другой важный принцип — взаимозаменяемость артистов и технических команд. В одном спектакле артист может быть режиссером, в другой — может быть приглашен как драматург. Или же художники по свету — как правило, это отдельные специалисты — могут быть приглашены в разные компании на разные задачи. Таким же образом работают и технические команды. У нас большой коллектив, и внутри идет постоянный обмен, который позволяет всем спектаклям развиваться.

Если говорить о приемах, то мы много используем левитацию, голограммы, работаем с появлением и исчезновением персонажей, сменой костюмов, метаморфозами и манипуляциями с предметами и людьми, перемещениями в пространстве. Очень многие из этих приемов основаны на принципах психологического воздействия. Часто мы оживляем предметы, которые существуют сами по себе, или пользуемся атмосферными приемами, чтобы, например, создать на сцене радугу. Все это очень свойственно и присуще «новой магии».

Сцена из спектакля «Vibrations». Фото — архив театра

Селезнева «Новую магию» невозможно определить как жанр и вид искусства, и при этом мы понимаем, что она ступает на смежные территории театра и цирка. Как подобная междисциплинарность уживается с принципами других искусств?

Лоссо Меня лично привлекает и очаровывает в «новой магии» то, что она не может быть выражена через одну дисциплину. Магия — это принцип, который может очутиться в сознании человека. Это контраст между тем, что мы воспринимаем как обычное и реальное, и вещами, которые мы не понимаем. Мы в состоянии внедрить его в любую дисциплину. Когда мы начинали, то работали с цирком и театром, потом — с оперой и современным танцем. Например, у наших жонглеров были легкие мячики, которые не падали на землю, а в театре — персонажи, которые не выходили из кулисы или уходили в нее, а внезапно появлялись и исчезали. Что касается цирковых дисциплин, то все они легко трансформируются с помощью «новой магии». А еще мы работали с кухней и делали волшебную еду, возникавшую из ничего и исчезавшую в никуда.

Селезнева Когда компания «14:20» приедет в Россию?

Лоссо Я надеюсь, как можно скорее.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога