Умер Юрий Викторинович Цапник. Актер Челябинской драмы, народный артист России, почетный гражданин Челябинска, лауреат премии Венецианского кинофестиваля (за роль в фильме «Взломщик»), любимец публики, артист и человек редкого обаяния. Ему было 68 лет.
…Последний раз мы общались в начале осени, когда в рамках театральной лаборатории в Челябинской драме вместе готовили презентацию книги Алексея Бартошевича «Театральные хроники. Начало двадцать первого века». Бартошевич — театральный автор, тексты которого можно читать вслух, и главный режиссер Челябинской драмы Марина Глуховская предложила трем народным артистам театра (Борису Петрову, Валентине Качуриной и Юрию Цапнику) озвучить на презентации слово театроведа. Юрий Викторинович выбрал рецензию на додинские «Три сестры». Он уже был серьезно болен, даже лист с текстом в руках удержать было непросто (выручил пюпитр). Был очень взволнован, а потому как-то особенно сосредоточен, строг, серьезен, необыкновенно глубок и сердечен, очень торжественен — во фраке. Про прощание с прозоровским домом читал, как про прощание с жизнью самой.
После этого он успел сыграть еще одну премьеру: Марка Терцивера в «Последней любви» (пьеса Валерия Мухарьямова по мотивам рассказа Исаака Башевиса-Зингера, постановка петербургского режиссера Олега Еремина). Как всегда мастерски, с изящной и ненавязчивой иронией, точностью каждой интонации, жеста, паузы. И с грустью, которая тоже была ненавязчивой: человек прежде всего безупречно интеллигентный, Цапник никого не хотел обременять даже тяжким прощанием.
Юрий Викторинович проработал в Челябинской драме больше сорока лет, с 1970 года. До этого были Иркутское театральное училище, три сезона в Охлопковском театре Иркутска и один в Челябинском ТЮЗе. Сыгранные роли не считал, но только в Челябинской драме их было больше семидесяти. В том числе и те, что вошли в историю российской сцены: Поль Рибандель в «Бале манекенов» Ясенского в постановке знаменитого польского режиссера Ежи Яроцкого, который десятилетия спустя с восхищением вспоминал о работе с Цапником, Швейк в «Иосифе Швейке против Франца Иосифа» Гашека в режиссуре Наума Орлова, Шут в его же «Короле Лире» Шекспира, Глумов в «На всякого мудреца…» Островского и Тригорин в «Чайке» Чехова (спектакли Аркадия Каца), и множество других.
Он был мастером комедии, элегантным, легким, точным и тонким, с безупречным чувством меры и хорошим вкусом (что среди мастеров комедии встречается не так уж часто). Его любили коллеги, зрители и, кажется, весь Челябинск, который сегодня переживает уход любимого актера как глубоко личную потерю и шлет слова соболезнования семье, сыну Яну, продолжателю династии, хорошо известному петербургским театралам.
Прощаться с Юрием Викториновичем Цапником в Челябинской драме будут 31 января.
Видела "Бал манекенов" в далекие 70-е в Челябинске. Юрия Цапника запомнила на всю жизнь.