Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

25 июня 2014

«ЛИКИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ»
В ТЕАТРЕ БАЛЕТА ИМ. Л. ЯКОБСОНА

Крупные музыкальные театры сейчас редко рискуют, доверяя свою сцену начинающим хореографам. Театр балета им. Леонида Якобсона — счастливое исключение. С некоторым опозданием рассказываем о последней премьере театра, пока что прошедшей несколько раз.

«Лики современной хореографии». Вечер одноактных балетов на музыку Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева, Джоби Тэлбота.
Театр балета им. Леонида Якобсона.
Хореография Константина Кейхеля и Антона Пимонова, сценография и костюмы Олега Головко.

Театр балета имени Леонида Якобсона представил разные грани текущей хореографической мысли, объединив их в спектакль «Лики современной хореографии», показанный на сцене Каменноостровского театра. Три самостоятельных хореографических текста на музыку импрессиониста Клода Дебюсси, неутомимого новатора Сергея Прокофьева и приверженца самого отважного эклектизма Джоби Тэлбота соединены в единую сценическую ткань не произвольно, а так, что вытекают друг из друга парадоксально-логическим образом. Получается не три одноактных балета, а неразрывная музыкально-хореографическая конструкция, сцементированная на уровне пластически-эмоциональном, экспрессивном и в какой-то мере ирреальном.

Сцена из спектакля.
Фото — Ю. Кудряшова.

Авторы балетов — Антон Пимонов («Iberia» и «В темпе снов»), танцовщик Мариинского театра, автор «Solo for Two» для солистов родного театра Екатерины Кандауровой и Ислома Баймурадова, а также грациозной миниатюры «Хореографическая игра 3×3», созданной в рамках экспериментальной мастерской молодых хореографов, и Константин Кейхель («Столкновение»), аспирант Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, педагог Академии танца Бориса Эйфмана, имеющий в личном послужном списке заметные постановки, в числе которых «Homo Ludens» по мотивам повести братьев Стругацких, и престижные профессиональные награды.

Выразительные средства, используемые Пимоновым в балете «Iberia», отличаются ясностью и прозрачностью, что роднит их с красочно-живописными началами музыки Дебюсси («Иберия» — средняя часть «Образов» для оркестра, написанная композитором отдельно, как самостоятельная трехчастная сюита). И более того — эти средства выкристаллизовываются из музыкальной партитуры, творя причудливую «нотопись», где роль нотных знаков выполняют танцевальные позиции.

«Iberia» — балет-ассоциация с иллюзией импровизации и богатой палитрой оттенков и нюансов. Воля и натиск плавно переходят в мягкую лирику; ритмический рисунок совмещает изломанность и округлость линий; визуальный ряд видится законченным и самодостаточным.

Подобные ощущения рождает и другой балет Пимонова — «В ритме снов» на музыку Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 ре-мажор Сергея Прокофьева. Здесь тела танцовщиков становятся функциональными единицами, существующими сообразно темпоритму прокофьевского сочинения. В изменчивости настроений — от неспешного moderato к решительному allegro con brio — сквозь графику танца проступает широкий спектр переживаний и внутренних состояний. На фоне постепенного переплетения музыкальных тем сливаются фантазия (сон) и реальность, а и без того условное действо полностью переходит в плоскость сугубо эфемерную. Сольные выходы Анны Науменко и Артема Пыхачова — яркие, строго очерченные энергетические «выплески», органично встроенные в тщательно выверенную систему движений.

Сцена из спектакля.
Фото — Ю. Кудряшова.

«Столкновение» Константина Кейхеля — квинтэссенция разноликой пластики, положенной на предельно энергичную музыку англичанина Тэлбота. По утверждению самого Кейхеля, столкновение — контакт созидающий, открывающий новую главу в гармонизации отношений, окружающего мира и, вероятно, даже Вселенной. Но музыка вносит собственные коррективы, резко вторгаясь, механизируя движения с той долей излишества, что не «прописана» балетмейстером танцевальному зрелищу. И способствует многомерности, неоднозначности восприятия как главного (изложенного хореографом на бумаге) посыла, так и явно читаемого экзистенциального кризиса, охватывающего персонажей на пороге неизбежности (читай: столкновения).

Ну, а петербургский зритель, судя по увиденному на каменноостровских подмостках и смелости Андриана Фадеева, руководителя Театра балета имени Леонида Якобсона, вправе ожидать новых любопытных авансов от начинающих балетмейстеров.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога