Талантливый человек талантлив во всём. В этом можно было с наслаждением убедиться 4 ноября в Театре Эстрады на пресс-конференции Константина Аркадьевича Райкина по случаю гастролей «Сатирикона» в Петербурге. Перед началом худрук Юрий Гальцев показал Райкину результаты реконструкции театрального пространства на Большой Конюшенной, 27. Райкин остался доволен тем, во что превратился дом его детства и место триумфов его отца, имя которого начертано на фасаде здания. Вопросов у СМИ было много, ответы на них были всегда умны, порою жёстки, порою темпераментно-восторженны. Вот некоторые из тем. Излагаю как прямую речь.
Я впервые узнал, что такое театр, именно здесь. Театром был папа. Когда меня спрашивают, в каком жанре Аркадий Исаакович работал, я отвечаю — это жанр под названием «Аркадий Райкин». И больше в этом жанре никто и никогда работать не сможет. Он, этот Артист, родился однажды, мы это видели — и всё, больше не будет. И не был папа никаким борцом, а тем более диссидентом. Он был романтиком с огромной «энергией заблуждения», толстовское выражение очень к нему подходит. Он ведь искренне верил, что театр может что-то исправить, направить, изменить в жизни людей. И главное его качество — он всегда выходил к зрителям с ЛЮБОВЬЮ. А мы знаем, что сейчас это не модно. Модно выходить к зрителю с презрением и даже ненавистью. В лучшем случае — говорить, что делаешь спектакль «для себя», а то ещё есть такие, кто прямо сразу «для Бога». Напрямую у некоторых с небесами контакт, а мы тут, в зале, — есть, нет, — ему всё равно. Не для нас творец творит.
Я ведь не киношный артист, меня плохо знает страна. Люди меня знают поверхностно, и присказка — «да, хороший артист, но, конечно, не папа» — мне известна. Да, я никогда не смог бы так, как папа. Но чтобы закруглить эту тему, скажу — и папа никогда не смог бы так, как я.
К сожалению, власть в нашей стране к культуре относится несерьёзно. Они там, наверху, очень важные, но несерьёзные. Разницу улавливаете? Если бы они были серьёзные, то в первую очередь обратили бы внимание на культуру, науку и образование. Потому что думать, что можно всякие экономические новации, всякие нанотехнологии отдавать в руки некультурных малообразованных людей, и будет всем счастье, — крайне несерьёзная и гибельная позиция.
Юрий Бутусов — режиссёр номер один в своём поколении 50-летних. И я даже не скажу, кто режиссёр номер два. О значении Бутусова для Петербурга, для Москвы, для театра «Сатирикон» и для моей актёрской судьбы, я уверен, ещё будут написаны исследования. Он может заниматься театром 24 часа в сутки. Вот вчера у нас перед «Лиром» началась репетиция в 10 утра и длилась до 6 вечера. Потом был спектакль. А потом — полтора часа мы все получали от него замечания. И я наряду со всеми. Это при том, что спектакль уже сыгран больше ста раз. Его «Чайка» — это грандиозно. Я — фанат спектакля. Я горжусь, что у меня хватило мозга разрешить это в своём театре. Я ведь могу вам с полной ответственностью сказать, что «Чайка» — самая некассовая пьеса. Она уже, бедняга, так измята-затаскана, что зрителя заставить на неё прийти архисложно. А Юра сделал спектакль-вопль, спектакль-крик, с перехваченным горлом и разрывающимся сердцем его смотрят люди. При том, что в нём три антракта, и заканчивается он в нашей Марьиной роще без пятнадцати двенадцать. А потом ещё — разбор. Моя дочка в нём участвует, приходит домой обычно где-то около двух ночи. А что он сам на сцене вытворяет! В финале зрители просто орут стоя. Если вы не видели эту «Чайку» — вы просто не знаете, что такое успех, я вам так скажу.
Новость о вручении мне Премии имени Товстоногова похожа на какое-то недоразумение. Для меня «Золотую маску» получить — это по-свойски. А вот Товстоногов — фигура знаковая для меня, и я не могу примириться с мыслью, что дорос до такого величия.
В блоге мы публикуем гастрольную программу «Сатирикона»:
3, 4 ноября — «Король Лир» (режиссер Юрий Бутусов)
6, 7 ноября «Тополя и ветер» (режиссер Константин Райкин)
8, 9 ноября — «Ричард III» (режиссер Юрий Бутусов)
Видела «Ричард III». Спектакль потрясающий, держит в напряжении до конца. Вообще очень нравится все, что делает Костя Райкин. Обалдеть можно от того, что ему уже 61! Слышала как он читал стихотворение «Я наравне с другими хочу тебе служить…» Помню свое впечатление, это незабываемо.