Михаэль Энде. «Волшебный пунш».
Театр марионеток им. Е. С. Деммени.
Режиссер Валентин Люненко, художник Мария Плаксина
Этот мир постоянно надо спасать. Приход очередного Нового года все же не так очевиден, как кажется. Разнообразные злодейские злодеи так и норовят отменить праздник, добиться мирового господства, уничтожить человечество в целом и кого-нибудь в частности. Но не менее изощренные геройские герои с упорством зануды-отличника постоянно этот мир спасают.
Сказку «Волшебный пунш», изрядно сократив и приспособив для театра кукол, показывают на сцене театра им. Е. С. Деммени. Ее автор, всемирно известный детский писатель Михаэль Энде — создатель «Бесконечной истории», фантазийный мир которой завораживал детей еще Советского Союза. Одноименный фильм, появившийся в конце 80-х, был редким по тем временам фильмом-сказкой (про жанр фэнтези вообще не слышали). Зловещее Ничто поглощало страну Фантазию, а мальчик должен был ее спасти. Нависающее звездное небо пугало, бестолковый звездочет раздражал неумелостью, загадки сфинксов казались неразрешимыми. А летающий миляга драконопес, смешливый и верный помощник главного героя, долго курсировал по детским снам.
В книге «Волшебный пунш» всех спасут кот Мяуро и ворон Якоб. Спасение это дастся героям непросто. Слишком они разные. Один принадлежит земле, другой — небу, один гедонист, другой — мудрец. Всегда готовы поспорить, даже поцапаться. Но, по закону жизни, их примиряют испытания и общая благородная цель.
В спектакле к кукольным коту и ворону авторы постановки прикрепляют Коттуса и Корвуса — кукловодов и ангелов-хранителей главных героев. Над ангелами стоит персонаж по имени Глас (невидимый, явно божественного происхождения, существующий в виде голоса). Ангелы-хранители и их подопечные кот и ворон, внедренные под прикрытием (в качестве домашних животных) к врагам — колдуну Вельзевулу Бредовреду и ведьме Тирании Кровосос — узнают о хитром плане использования волшебного «катастрофа-нархисториязвандалкогорючего кунштюк-пунша». Этот напиток обладает важнейшим свойством — исполнять желания. Но есть подвох: если вы загадали что-то до того, как часы пробьют двенадцать раз, то это что-то исполниться в точности до наоборот. Подобным коварным обстоятельством и решают воспользоваться Бредовред и Тирания.
В тексте книги тесно от обилия мифологических и волшебных подробностей, кажется, она вот-вот лопнет от чудес. Например, описывая виллу Вельзевула Бредовреда «Ночной кошмар», Энде нагромождает одну мрачноватую подробность на другую: кресло сделано из гробовых досок, обивка — из шкур вампиров, трубка в виде черепа, а огонь в камине зеленоватый. Разнообразные персонажи мифов народа мира, постоянно упоминаемые в тексте, снабжены объяснениями: кто они, из какой страны, какими функциями обладают. Избыточность фантастических деталей делает историю сверхнереальной, неожиданные привычно человеческие качества героев кажутся странными. Сюжет разветвляется на массу дополнительных — легче сделать мультсериал, чем спектакль. Инсценировка упрощает, даже в какой-то степени «успокаивает» интереснейший из миров. Спектакль не избыточен, а лаконичен. И если книга рассчитана на ребенка от 10-11 лет, то спектакль с трудом дотягивает до первоклашек.
Ангелы-хранители, Коттус и Корвус, сыгранные в живом плане (Аркадий Мирохин и Тимофей Осипенко), одеты почти в прозодежду, разве что форма их головных уборов определяет принадлежность к коту или ворону. У одного на голове серая фетровая шляпа, верх которой напоминает кошачьи уши, у другого — тривиальная кепка, а ее козырек — точь-в-точь клюв ворона. Их общение с куклами — одностороннее. Они только наблюдают за действиями кукол, ведут их, но не вмешиваются в их поступки, не влияют на их решения. Разве что, в пылу драки своих героев, ангелы, слышимые только нами, посетуют, как нелегко им справляться с куклами-драчунами.
Характеры ангелов отличаются от характеров их кукольных персонажей. Если кот Мяуро — вальяжный, лениво вспоминающий о карьере лирического тенора простофиля, то его ангел-хранитель — меланхоличный умелец, придумавший как спасти кукол из чулана. А ворон Якоб — мудрый и прозорливый, изрядно потрепанный жизнью и от этого слегка уставший — имеет бодрого ангела, всегда готового броситься в драку.
Художник Мария Плаксина и режиссер Валентин Люненко разграничивают положительных и отрицательных персонажей. Злодеи здесь наглядные и запоминающиеся, в гипертрофированных, каких-то необузданных масках. Они большеголовые, с чрезвычайно выпуклыми носами, Вельзевул к тому же — в громадных роговых очках на огромном лысом черепе.
Когда злоумышленники пытаются скрыть друг от друга свои коварные замыслы, у них появляется еще по маске — каждый прикрывает и без того огромное лицо. Азарт, с которым актеры играют своих персонажей, не скрыть никаким личинами. Злодеи предстают перед нами обаятельными и совсем не страшными. Бредовред (Алексей Мельник) — «лабораторная крыса», вроде бы он злопамятен, но явно из неудачников, что ни задумает — не получается. С упрямо наклоненной головой Бредовред бесконечно тыкает пальцем в клавиатуру злодейского компьютера. Тетушка Тирания (Анна Миронова) с виду почти «баба на чайник»: объемная, в цветастых панталонах, с пухлыми руками в перстнях. Тирания Кровосос — бизнес-ведьма, постоянно считающая деньги. Подобное занятие добавляет персонажу социальной остроты: этакая провинциальная мещанка, стремящаяся к власти.
Режиссер пытается справиться с хитросплетенным сюжетом театральными средствами и это не всегда получается. Заявленный в программке жанр «представление в стиле фэнтези» пока что только стремится быть таковым. Хотя это и не противоречит получившемуся интересному детскому спектаклю (ребенок, сидящий рядом со мной, строго сказал маме, подсовывающей ему конфету: «Не мешай»), где самое главное — не глобальная история спасения мира, а обретенная дружба кота и ворона.
Коллеги! До каких же пор мы будем настаивать на том, что главное в детском спектакле — «обретённая дружба кота и ворона»?! Сколько можно! Уверен, что главное — это эмоциональное сопереживание маленьких зрителей действиям героев ИНТЕРЕСНОЙ и ПОНЯТНОЙ истории.
Н. Боровкову.
Автор на этом и не настаивает. Прочтите финальный абзац внимательнее.
Большое спасибо за статью!