21 февраля в Театральном музее открылась выставка «Марина Азизян. Театр книги»
Вообще-то на открытии Марина Цолаковна говорила, что просила перенести мероприятие: «сегодня черный для всех нас день», ушел Леша Герман… Но вернисаж состоялся, и, устроенная издательством Вита Нова презентация книги, точнее, книг, проиллюстрированных Азизян, состоялась тоже.
Пьесы Мольера «Тартюф», «Дон Жуан» и «Мещанин во дворянстве» вышли одним томом (честно скажу, купить не смогла, даже издательская цена — не для нас, простых любителей издательского дела), одновременно — трехкнижием (каждая пьеса издана отдельно, в рукотворном переплете и с авторским рисунком, все лежит в коробке, это вещь коллекционная) и в каком-то еще эксклюзивном варианте. Хотя почему бы и нет, если все искусство Марины Цолаковны рукотворно, эксклюзивно, и даже заставки к каждому мольеровскому акту выполнены в технике шитья, что отчетливо видно на выставке, но и на страницах книги заметно тоже…

Марина Азизян всегда была недовольна режиссерами. Ну, как можно быть довольной, если режиссер не соображает, что тарантелла — это танец борьбы с тарантулом, а не полька с бубном, для которой она должна нарядить героиню! Как можно работать с режиссерами, которые ни в грош не ставят художника, сами не владея законами композиции и вообще ничего не понимая! Образованная, остроумная, талантливая, безупречно рисующая (школа Акимова?), домовито-умелая, начитанная Азизян имеет репутацию «девушки с характером», потому что ей не близки режиссерская безответственность, глупость и необразованность, которые много лет, собственно, и портят ее характер. Третий дом Марины Цолаковны (после отчего дома на набережной Макарова, описанного мною в предисловии к нашему интервью в книге «Разговоры», и после ее мастерской на Голодае) — несомненно, Театральная библиотека, несколькими этажами ниже музея, так что во время открытия библиотечные работницы приходили-уходили на дежурство, снова появлялись…
Короче — красота, но дело как раз не в этом.
Теперь Азизян вырвалась на свободу: сам автор был у нее на прямой связи со всеми особенностями его замечательного письма, галантная эпоха, контактам с которой никто, вроде режиссера, не мешал, — и Азизян вчитывалась, вглядывалась и ставила собственные спектакли, но не на сцене, а в книге, одевая персонажей, оставляя на полях рисунков реплики, замечания, похожие на те, что сохраняются в режиссерских экземплярах, то есть интерпретируя Мольера. Одновременно она овладевала искусством книги, как когда-то — шитьем.

Ушедшие в книгу иллюстрации и составили выставку — как всегда изысканную и прелестную. Каждый экспонат — ювелирная работа (мольеровский век не чужд ювелирным красотам), будь то тонкая графика, акварель или аппликации из тканей. На открытии Анаит Оганесян говорила, что иголкой Азизян пользуется, как кисточкой и карандашом. Вообще, иголка как инструмент художника — это почти ноу-хау Марины Цолаковны, играющей с фактурами.
28 февраля Марина Азизян будет праздновать юбилей (правда, казалось, что предыдущий был совсем недавно, но время бежит, как «год за пять»…), и выставка приурочена к этому тоже. Но она началась 21 февраля, а закончится 18 марта, расширяя юбилейные границы…
Выставка прекрасная
Я с огромным удовольствием работала с А.Шапиро,Г,Дитятковским,Л.Якобсоном,И.Авербахом,Н.Кошеверовой,Дж.Кьюкором,К.Боярским,А.Хржановским,А.Праудиным ,А.Кайдановским и многому у них научилась .Режиссер.как и поэт-явление редкое,тем более у меня никогда не было претензий ни к кому,кроме себя.так что Марина Юрьевна я не могу согласиться с Вашим «комплиментом» Пишите вы хорошо,но мне кажется,в данном случае-это не ваша тема.
Многоуважаемая Марина Цолаковна!спасибо Вам огромное за то Чудо, которое Вы так щедро всем нам дарите и за уважительное отношение к режиссеру. Творческих успехов и здоровья Вам и Вашим близким!!!