Страх перед сценой очень похож на тот, что возникает из-за языкового барьера, когда учишь иностранный язык. Проект «Театр по-французски» с помощью мастер-классов, которые проводят французские режиссеры для профессиональных актеров и любителей, решает эту проблему: люди одновременно учат язык и занимаются актерскими тренингами. Происходит процесс присвоения иностранных слов по принципу присвоения роли.
Этой осенью героем проекта «Театр по-французски» стал бельгийский режиссер, актер, писатель, а также кино-консультант по работе с непрофессиональными актерами — Карло Ферранте. В перерывах между тренингами у нас состоялся такой разговор.
Давно ли вы работаете с непрофессионалами?
Я начал практиковать подобные проекты еще в семидесятых годах. Это сейчас очень популярно в Бельгии. Люди приходят заниматься театром по самым разным причинам, но есть то, что их объединяет: они хотят выйти из своих социальных рамок. В кино есть даже такая профессия — «коучинг» — когда специальные режиссеры работают с людьми, которые никогда в жизни не играли, но их позвали на съемки. То же и в театре.
В чем для вас разница между профессиональным актером и любителем?
С профессионалами работать проще: если нужно закричать, стать некрасивым или сделать что-то выбивающееся из рамок, они не будут смущаться и раздумывать, как это делают любители.
Зато с непрофессионалами работать интереснее. У них идут параллельно две работы: освоение первичных законов актерского мастерства и одновременно уничтожение своих комплексов. Очень интересно искать подход к людям, технику, с помощью которой их разбудить, чтобы они начали играть.
Какая у вас система преподавания?
Невозможно говорить о системе преподавания в математических терминах. Ее главная идея в том, чтобы сбросить социальную маску, которую носят все люди. С актерами в этом отношении не так интересно работать: они уже умеют надевать новые маски, играть роли. Гораздо любопытнее узнать, какими становятся люди, которые только-только сбросили свои социальные маски. Я давно разрабатываю тему самоидентификации: кто мы — душа, которая пришла поиграть в теле, или нечто другое? И если я не получаю ответы, то нахожу какие-то знаки. Еще для меня очень важно оставаться в связи с реальностью, момент «здесь и сейчас». Если создать атмосферу доверия, внимания к другому, то люди потихоньку начинают ощущать влияние пространства и кривую времени.
На сцене сразу же видны способности людей, их энергию, их «тюнинг» (у кого-то дорогая машина, кто-то хиппи…). Поэтому мы начинаем с упражнений на «не-игру», а потом плавно переходим к маленьким диалогам, к пластическим этюдам, чтобы попытаться внутренне ощутить кривую времени и то, как она работает на уровне тела. Так по принципу спирали мы постепенно переходим к более и более сложным вещам, к вербальному выражению внутреннего монолога. Когда участники уже достаточно развиты, учимся существовать в ансамбле — попытаемся принять картину мира другого.
Меня интересует, как каждый в своем индивидуальном развитии пытается перейти через свои личные границы. Они не одинаковые для всех. В сегодняшнем обществе люди очень бояться выйти из своей «зоны комфорта», покинуть привычные роли и показаться смешными. И лейтмотив нашей работы такой: нужно, чтобы это доставляло удовольствие, было интересно. И еще: каждый имеет право на ошибку. Люди учатся постепенно. И, когда мы достигаем этого уровня, интересно посмотреть на человека с актерской точки зрения, как он учится надевать маску.
Для того, чтобы пройти наиболее долгий путь за короткое время обучения, нужно в большей степени интересоваться проблемами человечности, а не просто «как непрофессионалу научиться играть как профессионал».
Получается, что триаду «А играет Б на глазах у С» вы транспонируете и на внутреннее состояние человека, который может посмотреть на себя со стороны и осознать, что он играет социальные и какие угодно другие роли?
Это базовый принцип психологии человека. Мы постоянно находимся в определенных рамках, поэтому очень сложно понять наши возможности: что мы можем сыграть, насколько далеко уйти. И только принимая на себя роли и возможности других, мы можем расширить это пространство. Дам очень конкретный пример: когда ты работаешь с группой непрофессионалов, очень опасно встать в позицию такого гуру, который указывает, как что делать. Поэтому важно заразить себя «незнанием» и воспринимать все как с чистого листа. Хорошо уметь быть нейтральным с другими. Я иногда просто запрещаю себе думать о некоторых вещах, чтобы не попасть в ловушку предубеждений, а оставаться чистым, как белый лист, освободить восприятие. Для меня важно, что здесь есть любовь к человеческому существу. Я даю право на ошибку тем, кто у меня учится, но не себе самому. Но пора начинать вторую часть тренинга…
Комментарии (0)