«Аритмия человечности». Е. Журавлева, О. Жердева.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Елена Журавлева, художник-постановщик Татьяна Баранова.
Театр призван мгновенно реагировать на горячие и болезненные темы современности. В Краснодарском театре драмы, кажется, впервые, поставлен документальный спектакль: «Аритмия человечности». Постановка посвящена жизни во времена пандемии — вернее, жизням, биографиям. Идея постановки принадлежала директору театра Ирине Репиной: собрать монологи-вербатимы врачей Краснодарской больницы «скорой помощи».

Мария Грачева в спектакле «Аритмия человечности».
Фото — Иван Романюк.
Елена Журавлева и Ольга Жердева разработали «анкету» для врачей: как пришел в профессию; как столкнулся с коронавирусом; что пандемия принесла медицине и всему миру, и так далее. В обстоятельствах карантина ответы на заготовленные вопросы врачи присылали голосовыми сообщениями на ватсап. После ослабления запретов восемь артистов встретились со своими героями, чтобы точнее «снять» манеры и интонации. Получились честные, актуальные монологи, мини-автобиографии — правда, несколько однотипно построенные по логике анкеты.
Главный конфликт — не на уровне персонажей. Антагонист у врачей бытийный — сама смерть. Ее образ символизирует дверь в задней части сцены: при угрозе жизни она приоткрывается, и оттуда ползет подсвеченный дым. Когда врач-реаниматолог (Евгений Женихов) описывает многократные реанимации, он досадует на приоткрывающих дверь и в итоге крепко ее затворяет: спасли, наконец!
Предметный мир спектакля выстроен на простых знаках. С треском включаются под потолком люминесцентные лампы. В центре камерной сцены — больничная каталка, которую персонажи то возят по сцене, то, заболев, используют как кровать. Сверху свисает пакет с едой — символ заботы о больных и карантинных; и букетик — знак еще одной невеселой истории. Артисты надевают белые халаты и снимают их: каждый побудет и доктором, и пациентом. Важно, что все эти личные истории в итоге счастливые, то есть в борьбе с ковидом — победные.

Сцена из спектакля.
Фото — Иван Романюк.
Перед зрителем проходит парад докторов: имена и портреты врачей высвечиваются на экране в глубине сцены. Они разные по возрасту и темпераменту, но пути их оказываются в спектакле довольно схожими. Почти все, как показывает это мини-исследование, из семей врачей, в студенчестве были очарованы романтикой профессии, потом увидели ее с более жесткой стороны и все же оценили это призвание и остались ему верны. У каждого свои, личные истории, которые в итоге разворачиваются к тому, как одна больница «скорой помощи» противостояла пандемии и как болезнь изменила каждого.
«Пандемия — как война», — с чувством говорит одна из героинь (Наталья Арсентьева). Здесь и сейчас рождается героизм, неизбежен пафос. Ясная задача спектакля определяет и общий абрис ролей: несмотря на разницу в индивидуальных чертах, все это — герои положительные. И потому в чем-то одинаковые: самоотверженные, преданные своему делу, доходящие до предела сил и превозмогающие испытания. Как говорит первая героиня (Мария Грачева): «Наше поколение было таким. Мы такими были и такими остались. И до нас были такие же, и после нас будут».
За похожими личными монологами исподволь выстраивается общая картина — и истории страны, и нашей современности. Картина эта по-своему противоречивая, и хорошо, что противоречия не стали снимать: так выходит объемнее. Вот одна из героинь (Елизавета Велиган) говорит о том, что у врачей сегодня сохраняется советская закалка, а другая (Анна Еркова) вспоминает, как в девяностые годы не хватало самого необходимого. Солидный врач (Евгений Женихов) рассказывает, как хорошо, что принятые в стране антиковидные меры не позволили произойти вспышке заболеваемости и смертности, а другая доктор (Вера Великанова) холодно и спокойно произносит: «Мы великая страна, великая держава, и очень хотелось бы надеяться на то, что медицина у нас выйдет на этот уровень».

Евгений Женихов в спектакле «Аритмия человечности».
Фото — Иван Романюк.
В своей задаче рассказать со сцены о скромных героях больничного фронта «Аритмия человечности» напоминает газетный репортаж о выдающихся людях своего времени. Или доску почета. Задача очень благородная, однако из области искусства легко выводящая в плоскость публицистическую.
Комментарии (0)