Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 февраля 2011

ФЕСТИВАЛЬ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ». ВЕЧЕР ТРЕТИЙ

В третий вечер Володинского фестиваля на сцене Большого театра кукол вас ждут три спектакля. В 17:00 в фойе БТК — повторный показ моноспектакля на стихи Елены Шварц «Видимая сторона жизни». В 16:00 и в 19:30 на малой сцене — «Уйди-уйди» (Драматический театр им. М. А. Горького, г. Кудымкар) по пьесе Николая Коляды. В 20:00 на большой сцене — «Печальная история одной пары. Истории, подслушанные в чужом iPod» (Театральный центр им. В. Э. Мейерхольда, Москва).

Также напоминаем, что в 14:00 (с 7 по 9 февраля) в репетиционном зале БТК будут происходить первые читки современных пьес. Мы приглашаем всех желающих посетить читки и анонсируем новые спектакли афиши фестиваля небольшими текстами.

«УЙДИ-УЙДИ»

Николай Коляда. «Уйди-уйди».
Драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Режиссер Станислав Мещангин

Искать «володинское» в драматургии Николая Коляды — все равно, что отвечать на вопрос, чем ворон похож на конторку. Время, место действия и герои пьес у этих двоих диаметрально противоположны. У Володина — СССР, Москва или Ленинград, обычные городские люди, у Коляды — девяностые, окраина, а персонажи — нищие, опустившиеся пьянчужки.

В пьесе Коляды «Уйди-уйди» четыре женщины — прабабушка, бабушка, мать и дочь,- живут в военном городке, в квартире с протекающим потолком и плесенью на стенах. Из поколения в поколение они — солдатские вдовы (если грубо — «солдатские подстилки»). На первый взгляд ничто не напоминает о Володине, но в спектакле Кудымкарского театра неожиданно обнаруживаются близкие для его драматургии темы.

По сюжету «Уйди-уйди» к матери (Людмиле) приезжает помятый жизнью сорокалетний Валентин. Он откликнулся на ее объявление в газете в жанре «ищу мужа». Вообще-то он просто ищет себе жену с квартирой, но сначала очаровывает Людмилу сказкой о семикомнатном доме в Краснодаре — хоромах с собственным садом, где растет фейхоа. Людмила же в унисон Валентину врет о муже, якобы погибшем на испытаниях новой техники. И это стремление прикинуться другим, показаться лучше, чем на самом деле (чтобы полюбили, как будто любят за социальный статус или наличие квартиры) созвучно желанию Ильина в «Пяти вечерах» выдать себя за главного инженера на химическом комбинате в Подгорске перед «звездой» Тамарой. И в «Уйди-уйди», и в «Пяти вечерах» бесконечно одинокие герои хоть как-то пытаются зацепиться, удержаться за другого, пустить корни. Их вранье — последняя попытка примириться с действительностью. Как Володин в обыденной жизни видит поэтическое, так и в спектакле «Уйди-уйди» отчаянная тоска по лучшей жизни облагораживает персонажей, постоянно живущих в чаду гулянки, на грани драки.

О спектакле «Уйди-уйди» мы писали в № 56 «Петербургского театрального журнала»

«ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПАРЫ». ИСТОРИИ, ПОДСЛУШАННЫЕ В ЧУЖОМ IPOD

«Печальная история одной пары. Истории, подслушанные в чужом iPod».
Театральный центр им. В. Э. Мейерхольда (Москва).
Режиссер Олег Глушков

Юноши в черных костюмах. Девушки в светлых ситцевых платьицах. Босяком. Вне места и времени. Проживают, проходят, пропрыгивают, протанцовывают, продумывают десятки печальных историй одной пары в пространстве черной коробки сцены, поверхность которой застлана сеном.

Режиссер Олег Глушков вместе со своими студентами, теперь уже выпускниками ГИТИСа (Мастерская Олега Кудряшова) проводит своеобразное «немое» исследование на темы: что такое любовь двоих и что такое танец и пластический спектакль сегодня.

Одноактные крошечные балеты, пластические спектакли являются чуть ли не основой программ крупных театральных фестивалей последних лет. Современный танец уже давно занял свое собственное место в европейском театральном процессе. Но в России, не смотря на казалось бы модный у нас феномен пластического театра, нет понятия «contemporary dance» в чистом виде. Есть некоторое количество хореографов, развивающих специфику подобного танца (в основном, в частных танцевальных компаниях). Но режиссера и хореографа Олега Глушкова к ним отнести трудно. Он всегда работает с драматическим актером. Можно сказать, Глушков увлечен «contemporary» как частью драматического театра. Прелесть подобного диалога именно в том, что артист драмы никогда не затанцует так, как артист балета. Спектакль «Печальная история одной пары» сделан из двух частей. Разные по ритму, темпу, интонации, при этом каждая часть — продолжение предыдущей.

Часть первая

Сено. Им пахнет. Им бросаются. Его топчут. Им засыпают. Из него собирают букеты. В нем хоронят. Мир полупритчевой интеллектуальной музыки Александра Маноцкова: игра в общеславянские мотивы. Набитая соломой кукла, одетая в мужчину; синхронное окрашивание губ в красный девочками в ожидании мальчиков. Это длинная история взаимоотношений. От начала до самого конца. В пространстве лаборатории человеческих эмоций — попытка создать деревенскую среду, где чувствования очищены, не в смысле побуждений, а в смысле воплощений. Артисты будут кидать друг друга об пол, сжимать, прижимать, ждать и танцевать. Их будет двое, а кем они будут — не важно, просто следите за ними.

Часть вторая

Пространство никак не обозначено. Сена уже нет. Одеты ребята по-прежнему просто (только ушел светлый цвет платьев, появились туфли, кеды). Начало. Артисты стоят плотным снопом тел и смотрят в зал. Молодые лица. Вот одна девочка выбивается из группы, шагает, падает — начинается ее танец, ее история. «Истории, подслушанные в чужом iPod» представляют собой поток танцевальных номеров, собранных подобно класс-концерту: танго, хип-хоп, диско, вальс. Вся пластика придумана на мелодии сегодняшнего модного молодого человека. Танцы такие, как в ушах. И музыка c плейлиста iPod(а) воспринимается как модель современного мира.

Это важно, когда спектакли, родившиеся во время обучения, когда-то студенческие, продолжают жить дальше, набирая и взрослея. С выпускным спектаклем курса Олега Кудряшова «Печальная история одной пары. Истории, подслушанная в чужом iPOD» произошла именно такая вещь.

Полную программу фестиваля «Пять вечеров» вы можете посмотреть здесь.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога