Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

9 мая 2021

ДЕВЯТЬ ДОСТОЙНЫХ ВНИМАНИЯ АКТЕРОВ

Лабораторные действия. Финальный показ.
Лаборатория «Порох».
Инженерный театр АХЕ.

В январе 2021 года Инженерный театр АХЕ объявил набор в Лабораторию «Порох» — самый продолжительный образовательный проект, который когда-либо делали основатели театра Павел Семченко и Максим Исаев. На три месяца погрузиться в лабораторный процесс захотели 300 человек. После двух отборочных туров и сурового обучения к финалу остались всего девять студентов, заслуживающих пристального внимания.

Подобная лаборатория визуального и пластического театра — большая редкость для России, этому нигде не учат комплексно: желающие работать в таком ключе актеры ходят разве что на отдельные короткие мастер-классы. АХЕ смог закрыть эту потребность: любой театральный вуз позавидовал бы составу педагогов, среди которых были пионеры пластического театра в России Антон Адасинский и Олег Жуковский, хореографы Таня Гордеева и Владимир Варнава, сценограф Александр Шишкин и видеохудожник Олег Михайлов, клоун Валерий Кефт и композитор Вячеслав Гайворонский, режиссер Яна Тумина и сами создатели театра АХЕ Максим Исаев и Павел Семченко. Каждому отводилась неделя, в конце которой студенты делали промежуточный показ.

Сцена из финального показа.
Фото — Тая Овод.

К финалу АХЕ решил сделать совершенно новое зрелище. Показ строился по мотивам «Истории города Глупова» Салтыкова-Щедрина. АХЕ уже работал с этим материалом в далеком 2015 году: тогда они устроили на Крестовском острове настоящий перформанс-сериал «ЩЕДРИН — хроники мертвых градоначальников» на 6 дней, с масштабной стройкой (об этом событии в «ПТЖ» писали 6 авторов, подробнее по ссылке). Сейчас же цель была — как у любого выпускного спектакля: в большей степени показать актеров, чем высказаться. Павел Семченко и Ник Хамов также участвовали в нем как актеры, чтобы обеспечить безопасность при работе с огнем и острыми предметами на случай, если студенты «заиграются». Конечно, не обошлось без «пасхалок»: здесь так же переходила от одного к другому треуголка цвета сырого мяса, шла бессмысленная стройка, звучала «Марсельеза», но все остальное было новым.

Среди самых эффектных образов, рисующих абсурд, горе, слабоумие и отвагу жизни города Глупова, были:
— железный занавес из трех сегментов, произвольно теснящий актеров то на авансцене, то в глубине;
— горящее бревно, врывающееся между створок железного занавеса прямо в зрительный зал;
— порка мокрыми волосами жертвы, пытающейся не упасть на горящую свечу;
— стрижка макарон, навешанных на уши, а затем стрижка настоящих волос над макаронами;
— перегон водки в медицинский спирт алхимическим способом на открытом огне;
— строительство вавилонской башни из тонких, сложенных по принципу фрактала прутиков;
— дуэт скрипки и какого-то инструмента, высекающего искры из железяки;
— великан с горящими глазами и полным огня ртом, сделанный из плиты и софитов и управляемый Ником Хамовым.

Сцена из финального показа.
Фото — Тая Овод.

Первое, что поразило во время показа, — студенты выдержали планку качества. В Инженерном театре актеры существуют особым образом, не предполагающим актерской игры в привычном понимании этого слова — они «операторы» вещей, образ рождается из взаимодействия с предметом. Кроме того, АХЕ постоянно работает с открытым огнем и потоками воды, что вызывает совершенно животный восторг: неуправляемая стихия обуздана. Летящий на горящем бревне в зрительный зал человек не сравнится ни с каким монологом Гамлета в лучшем исполнении — здесь уже срабатывает не мозг, а инстинкты. Всего за три месяца студенты оказались настолько размяты, что смогли не играть на сцене, а быть включенными на максимум здесь и сейчас. Второе — ученики оказались невероятно смелыми в попытке преодолеть свои границы, например, одна девушка дала возможность прямо на сцене вслепую стричь ее волосы. Третье — уровень подготовки тела, искренность в существовании на сцене, без фальшивых нот.

В итоге из такого толкового учебного проекта мог бы получиться полноценный спектакль — часть сериала о городе Глупове. Однако, к сожалению, показывать его больше не будут: студенты отпущены на свободу. К счастью, осталась видеозапись, подтверждающая высказанные здесь суждения, по которой все заинтересованные практики театра могут посмотреть работу актеров и успеть забронировать их время для своего проекта.

P. S. Для того чтобы было легче идентифицировать студентов на видео, дадим примерный ориентир, кто за какого градоначальника выступал:

Иван Максимов, партийное буто — Дю-Шарио, виконт, Ангел Дорофеевич, французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении оказался девицею…

Кирилл Нулевой, народная драма — Брудастый, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был «Органчиком»…

Олег Билик, несанкционированный ритуал — Великанов, Иван Матвеевич. Обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души, предварительно утопив в реке экономии директора…

Ася Соршнева, эротический хоррор — маркиз де Санглот, Антон Протасьевич, французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят…

Владимир Комаров, монархическая комедия — Микаладзе, князь, Ксаверий Георгиевич, черкешанин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое…

Саша Лялюшкин, национальный фигуративный театр — Иванов, статский советник, Никодим Осипович. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

Алексей Попов, пролетарская мистерия — Ферапонтов, Фотий Петрович, бригадир. Бывший брадобрей оного же герцога Курляндского. Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч до зрелищ, что никому без себя сечь не доверял…

Сцена из финального показа.
Фото — Тая Овод.

Андрей Слободзян (Варежкин), антиклирикальный зообалет — Негодяев, Онуфрий Иванович, бывший гатчинский истопник. Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов…

Дмитрий Бородин, стихийная клоунада — Баклан, Иван Матвеевич, бригадир. Был роста трех аршин и трех вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури…

Рушана Зайнулина, академическая артбля — Клементий, Амадей Мануйлович. Вывезен из Италии Бироном, герцогом Курляндским, за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником. Прибыв в Глупов, не только не оставил занятия макаронами, но даже многих усильно к тому принуждал, чем себя и воспрославил…

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога