«Дуэль». А. П. Чехов.
Екатеринбургский ТЮЗ.
Режиссер-постановщик Анатолий Праудин, художник-постановщик Анатолий Шубин.
Чехов — или мне кажется? — прорастает в нас все больше. Как ни странно. Бурные медицинско-политические катаклизмы как будто совсем не созвучны его тихой, как будто даже чуть вяловатой эстетике. Но именно состояние, душевное состояние, людей последнего безумного времени удивительно резонирует с тем экзистенциальным абсурдом жизни, который вкрадчиво проступает в его рассказах, пьесах и повестях. Вялость, усталость, растерянность, апатия, непонимание, наконец, неделанье — и при этом «надо жить… надо жить». А как?

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Шабунина.
В спектакле «Дуэль», последней премьере Екатеринбургского ТЮЗа, Чехов, что теперь уже и не так часто, на сцене был. Был с его пристальным вглядыванием в людей, с его объемом понимания человеческих сил и слабостей, с его доброй и злой иронией, с его грустью. Грусть была еще отчетливей, поскольку авторский взгляд на людей, на их беды, заботы, отношения друг к другу в данном случае происходил на фоне чудного природного окоема, сотворенного Анатолием Шубиным. Сколько воздуха в этом, на Малой сцене творящемся, спектакле! Сколько солнца, щедрого света (художник по свету Мария Цыганова), сколько моря с его многообразными прибрежными звуками (композитор Александр Жемчужников) — кажется, что слышишь даже запахи и легкий морской ветер овевает лицо. Хотя на самом деле здесь только белый задник с искусно нарисованным морем, белые легкие столики и стулья с гнутыми ножками, разбросанные по сцене пляжные лежаки. Последние окажутся потом и домашними кроватями, и ширмами, и стенами, и тележками, и телегами, в которых люди тащат свои несчастья, как Сизифы. Автор спектакля Анатолий Праудин рассказывает нам историю несчастий не только Лаевского, но и его гражданской жены Надежды Федоровны, и всех членов семьи Марьи Константиновны, и даже фон Корена.
Никакого привета обворожительному Олегу Далю в этом спектакле Лаевский не передает. У Олега Гетце это немолодой, с большой уже лысиной, но еще довольно стройный человек с тонким беззащитным голосом и почти непреходящим выражением муки на лице. Жить невозможно: разлюбил, но расстаться нельзя, потому что и от мужа живого увез, и денег, чтоб дать ей, нет, да она и не возьмет. Он неприятен в своем брюзжащем эгоцентризме, но и едва ли не трогателен в своей искренности, жесток и наивен, истеричен, но не лишен достоинства и, главное, внутренне узнаваем. И потому понятен. И потому вызывает не только неприязнь, но и сочувствие — кто без этих же самых грехов, пусть кинет камень.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Шабунина.
Не менее, а, может быть, и более интересно наблюдать за Надеждой Федоровной. Потому что у Чехова она душевно не раскрыта, в том смысле, что мы знаем только ее действия, внешние реакции, поступки, — в спектакле с самого начала мы наблюдаем, как углубляется рана, нарывающая в сердце этой запутавшейся женщины. В каждой на первый взгляд как будто даже нейтральной реплике Лаевского, в каждом взгляде она остро чувствует ужас его нелюбви, отчуждения, раздражения. Режиссер создает для актрисы роль мощного трагического накала: например, в сцене пикника она бегает, хохочет, напропалую кокетничает и даже, снимая чулочки на подвязках, откровенно соблазняет, сводя мужчин с ума, но все это в состоянии крайнего отчаянья. А чего стоит страшный клекот чайки, который время от времени вырывается из ее маленького очаровательного ротика! Алеся Маас — вся маленькая и очень изящная, очень женственная и талантливая артистка. Ее Агафья Тихоновна в «Женитьбе», Варя в «Вишневом саде», Лиза в «Барышне-крестьянке» и многие другие замечательны своей цельностью, трепетностью, чистотой. В этой работе кажется, что актрисе не хватает внутренней трещины, опыта ада в жизни — роль чревата безмерностью. Хотя, может быть, так кажется только пока — по опыту наблюдения за жизнью других спектаклей этого режиссера знаю, что по первым показам судить преждевременно, он глубоко сажает свои зерна, и иногда даже диву даешься, как и когда прорастают они в будущем.
Бомба спектакля — семейка Битюговых с Марьей Константиновной —Мариной Егошиной во главе. Едва обозначенная в повести, но от этого не менее злая чеховская ирония по отношению к этой героине здесь вырастает до открытого гротеска. Зычный, командный, с постоянным смехуечком голос, диктаторские, временами до физического насилия, жесты, приторные людоедские улыбочки, истовая православность — она у актрисы гомерически смешна, но и ужасна. И забитый муж Александра Кичигина — «упырь» (его «ласкательное» в устах супруги прозвище), и дети в замечательном исполнении совсем юных Марии Морозовой и Александра Пинигина — у каждого из них свои точно проработанные отношения с матерью и друг с другом, у каждого своя скрываемая тоска, боль, свое несчастье.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Шабунина.
А фон Корен (Даниил Андреев), главный оппонент и ненавистник Лаевского — здесь вообще крот. Девяносто процентов времени он со своими микроскопами-пробирками находится под сценой, только голова в темных кротиных очках торчит над подмостками. Вылезает он из своей норы-лаборатории только для того, чтобы декларировать нравоучительные монологи про необходимость уничтожения всего слабого, больного, «неправильного», опасно махая при этом прямо в зрительный зал большой, тяжеленной на вид кувалдой. И у этого жесткого резонера свой надрыв, своя тайна — уж слишком страшными расправами не только для Лаевского, но и для бедной Надежды Федоровны распаляет он себя.
В спектакле, как, собственно, и в повести, есть два персонажа, которым откровенно симпатизируют авторы. Это, во-первых, доктор Самойленко. Как вкусно Владимир Нестеров в первые минуты спектакля, когда его герой только вышел из воды, пьет на авансцене кофе! Счастьем и покоем светится его лицо, когда он зрительно, слухово, тактильно наслаждается всеми радостями летнего кавказского утра — красотой природы, шумом прибоя, пеньем птиц, теплом утренних лучей. Может быть, он на самом деле и не читал Спенсера и даже Толстого, и лечит он всех как-то подозрительно одинаково, и да, ему чрезвычайно важно даже в самые неподходящие моменты уточнить, с кислецой ли его вино. Но он весь уютный, светлый, любящий людей, море, солнце, воздух, мир — и этот Дар приятия жизни своего персонажа бережно транслируется актером.

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Шабунина.
Второй — это, конечно, юный дьякон, истошный крик которого и спасет Лаевского от физической смерти. Вопль у Бориса Зырянова получился действительно истошный, к тому же направлен он прямо в зрительный зал, точнее, в расположенную прямо за ним осветительную будку, где и происходит, видимо, дуэль. Мы только слышим (причем не всегда, к сожаленью, отчетливо) где-то за спиной голоса дуэлянтов — кто там в кого в какой момент стреляет, не очень понятно, особенно тем, кто давно читал. А перед глазами только вопящий на авансцене, до этого тихий, дьячок, который запомнился прежде всего тем, что в моменты ссор и скандалов шел куда-нибудь в угол сцены и едва слышно читал там Евангелие.
Да, всегда в мире, созданном Праудиным, интересно вглядываться в каждого персонажа. Именно через них, через тонко, часто неожиданно и точно продуманные отношения людей здесь вырастает главная тема. Но в данном случае, мне показалось, — не выросла. Или, по крайней мере, не в полный рост. Мне плохо верится, что Праудин не смог придумать, как воплотить центральное смысловое событие — перерождение Лаевского, его духовную смерть и воскресение. Но если говорить в буквальном смысле — не воплотил. Точнее, не воплотил воскресение — умирание на протяжении всего спектакля было отчетливым. Возможно, что социально-исторический момент, в который создавался спектакль, повлиял. Но, так или иначе, в решающий момент режиссер прямо передал слово Чехову: голос Лаевского просто прочитал «за кадром», что в душе героя произошло…

Сцена из спектакля.
Фото — Татьяна Шабунина.
В финале Лаевский с Надеждой Федоровной в темных рабочих комбинезончиках дружно, без слов — по-деловому обустраивают в кадке виноградный саженец. Надо жить. И все участники событий выходят на этот удивительный процесс посмотреть… ну, а заодно и зрителю поклониться.
«Дуэль» Анатолия Аркадьевича Праудина- невероятно выверенный спектакль во всех планах. Во-первых, на сцене мы видим отлично сыгранный актерский ансамбль, где каждый актер почти не исполняет ни одного лишнего движения, выдает максимально точные интонации и оценки, где четко прописаны их взаимодействия и где артисты их точно выполняют. Все это в рамках умело исполняемого психологического театра. Во-вторых, команда спектакля создает соответствующее ощущению бессмысленности и фальшивости жизни пространство. Задник в виде фотообоев моря создает эффект умертвления курортно-спокойного мира. Постоянно ловко трансформирующиеся лежаки то в ширмы, то в кровати, то в уголки комнат, позволяют не заполнять площадку лишними предметами. В-третьих, живое музыкальное сопровождение идеально дополняет эмоции героев, при этом вновь создает впечатление мертвого мира. Всё и все на сцене делают так, что жизнь на сцене замирает и передает бессмысленное мироощущение, бессмысленность бытия. По сути, ни прогресс, ни вера, ни поиски смысла жизни становятся лишь попыткой жить. Все герои находятся в состоянии движения по течению с попытками подобрать смысл к этому течению. Все, что может прекратить эту бессмысленность – искренняя вера в бога, либо попытки работать, прогрессировать, отстранившись от вечно пьющих и буднично (деньсурково) существующих людей. Вся жизнь – это мучения на кровати в поисках Господа, выпивка, либо вечный бег по кругу. Побеждает здесь тотальная депрессия. И попытка посадить дерево в пустыню – это лишь имитация начала новой жизни. Понятно, что дерево в пустынном мире вырасти не сможет..
Закрытый серыми досками планшет сцены как остров, на котором невыносимо находиться. Но и выбраться невозможно. Или лодка, на которой вынуждены в тесном соседстве ютиться разные люди, объединенные общим состоянием. Смесь тоски и и аккумулированной внутри злости. Пеленой тоски затянуто всё пространство, она рассеяна в белом холодном свете, который в финале спектакля становится мертвенным.
Возникает ассоциация с фильмом Ингмара Бергмана «Стыд»: попытка выбраться с острова, охваченного войной, обернулась для музыкантов Евы и Яна Розенбергов «заточением» в лодке, которую прибило к бесконечно тянущейся веренице трупов — по-настоящему мертвое море. И в «Дуэли» Анатолия Праудина море — застывшее, неподвижное, искусственное (художник Анатолий Шубин).
На край планшетного острова заползает зеленое камуфляжное покрывало — «ты можешь прятаться, а все равно найдут».
Блестящий актерский ансамбль существует в состоянии духоты и невыносимости, тягостной маеты. У каждого свой угол утешения: кто, рыдая, утыкается в матрас, кто в бутылку, кто в молитву, а кто в микроскоп…
В сцене дуэли главным действующим лицом становится куцый ветер, заглушающий живые голоса.
В финале спектакля сцену затягивает покрывало пустыни, в которой Надежда Федоровна (Алеся Маас) и Лаевский (Олег Гетце) будут сажать дерево… дай Бог, чтобы из праха и пепла что-то выросло — вера без дел мертва, как и дела без веры.
Берег моря, шум прибоя, крики чаек, расставленные лежаки… Одним словом – тихая, умиротворенная картина, и на первый взгляд кажется, что не будет происходить ровным счетом ничего. Но позже мы понимаем, что это не так. Герои спектакля наполнены драматизмом, каждый из них несчастен: Лаевский страдает от того, что живет с женщиной, которую давно разлюбил, но при этом не может от нее уйти, так как чувствует свою вину. Олег Гетце играет апатичного, усталого от жизни человека, не способного разобраться в своих истинных стремлениях и самостоятельно принять решение. Он только и делает, что постоянно приходит к Самойленко и каждый раз требует от него всяческой помощи и поддержки. Владимир Нестеров действительно играет верного друга, доброго и искреннего человека, готового всегда прийти на помощь, но не способного помочь самому себе. Он так же несчастен, на его лице застыла мука усталости и тоски. Герой устал от бессмысленного существования, у него не осталось никаких целей, стремлений, настоящая жизнь для героя осталась в прошлом, потеряла смысл. Он даже и не пытается выбраться из меланхолии, поскольку понимает, что это бесполезно. Несчастна и Марья Константиновна (Е. Демская), страдающая от своего же гнева и агрессии. Эта женщина – одновременно и ведьма, и монашка. Напоказ выставляет свое «благочестие», но на деле является тираном, держащим в страхе всю семью. Показательна сцена, в которой она отчитывает Надежду Федоровну (Алеся Маас) за то, что та «страшная грешница». Образ героини становится гипертрофированным: она истошно кричит, замахивается метлой на Надежду Федоровну, будто хочет ее убить (точно так же фон Корен – Даниил Андреев махал кувалдой, когда говорил, что таких людей, как Лаевский надо уничтожать). Но бить она начинает свою дочь, которая абсолютно беззащитна перед ней. В одной этой сцене героинями продемонстрировано сразу три негативных состояния, в которых пребывают все герои спектакля, но здесь эти состояния усиливаются, достигают своего пика: беспомощность, доходящая до истошного крика, истерики (Надежда Федоровна), раздражение, возникающее от неспособности ничего изменить и перерастающее в приступ дикой агрессии и яростного стремления на ком-нибудь сорвать свою злость (Марья Константиновна), страх, связанный с неспособностью защитить самого себя и самостоятельно сделать выбор (Катя). Марья Константиновна не может принять тот факт, что для ее детей, Кати и Кости (Мария Морозова и Алексей Пинигин) «эта женщина» является авторитетом. В нескольких сценах Надежда Федоровна проводит время с детьми, и при этом сама ведет себя как ребенок: бегает, веселится, дурачится, кричит, как чайка. Но это происходит не от того, что героиня действительно радуется жизни, а напротив, от боли и тоски. В основе актерского существования Алеси Маас – балансировка между крайностями — с одной стороны, ребячество, а с другой – сильнейшие переживания, и именно за счет такого пребывания на грани усиливается драматизм, а под конец спектакля легкость и веселость героини окончательно сходят на нет. Тоже самое происходит и с детьми Марьи Федоровны, которые в начале спектакля, несмотря на гнетущую обстановку в семье, сохраняют открытость, чистоту, беззаботность, и все потому, что они пока не знают главного, а именно — того, что жизнь бессмысленна, но в конце это осознание как будто приходит к ним само собой — теперь мы видим замкнутых, забитых, уставших раньше времени людей. Даже фразу «мне не больно», задорно звучащую на протяжении всего действия, Костя произносит, прилагая усилия. И кажется, что надежды на спасение и возрождение этого мира больше нет, ведь даже дети не смогли «выжить», повернуть свою жизнь в другую, противоположную сторону — они так же погрязли в тоске, апатии, бессмысленности. Теперь даже дерево сквозь землю не прорастет.