Шестая неделя «телевещания» Комеди Франсез. И снова попытка сбалансировать в одной программе архивные и современные постановки. Правда, «архив» становится все «моложе». Самые ранние постановки этой недели датируются девяностыми годами, а самые поздние от нас отделяет не больше года или двух. А рядом с афишей Комеди Франсез — еще несколько попавшихся в сети французских спектаклей.

Сцена из спектакля «Электра / Орест».
Фото — Jan Versweyveld.
Понедельник, 4 мая
21:30.«Карьера Артуро Уи» по пьесе Б. Брехта, режиссер Катарина Тальбах.
В ролях: Лоран Стокер, Тьерри Ансисс, Эрик Женовез и др.
Снято в зале Ришелье в 2018 году.
Продолжительность 2 часа.
В это сложно поверить, но впервые пьеса Брехта «Карьера Артуро Уи» была сыграна в Комеди Франсез лишь два года назад. Постановку отдали в руки Катарины Тальбах, которая эстетику Брехта впитала едва ли не с материнским молоком — ее мать была актрисой «Берлинер Ансамбль», и именно в этом театре под крылом Елены Вайгель прошло детство будущего режиссера. Так что на лицо как минимум одна причина посмотреть спектакль: посмотреть, чтобы увидеть, как театральная система Брехта будет воспринята или отторгнута французской актерской школой. Причина вторая — Лоран Стоккер. В привезенных спектаклях, на киноэкранах и за предыдущие пять недель карантина мы видели его и сэром Тоби, и Фигаро, и Тузенбахом, и Петром в «Лесе», и Нероном — теперь же предстоит встреча с Артуром Уи.
Если на сцене Комеди Франсез немецкий режиссер ставит немецкую пьесу, то на сцене театра Порт Сен-Мартен немецкий режиссер обращается к французской классике. Думаю, многим любопытно взглянуть на «Тартюфа» глазами Петера Штайна с Пьером Ардити в заглавной роли (не так давно все могли видеть его в «Прекрасной эпохе») — https://www.youtube.com/watch?v=flv5IHlo2WU
Вторник, 5 мая
21:30. «Перекресток» по пьесе Карло Гольдони, режиссер — Жак Лассаль.
В ролях: Кристин Ферсен, Катрин Хигель, Дени Подалидес, Лоик Корбери и др.
Снято в зале Ришелье. 2007.
Это третье обращение Лассаля к драматургии Гольдони на сцене Комеди Франсез. И, возможно, самое невеселое. Вчитываясь в эту «зимнюю» комедию Гольдони, Лассаль неожиданно вспоминает Дарфур, Чечню и «обломки» Ближнего и Среднего Востока… Правда, подчеркивает, что, конечно, гольдониевский «Перекресток» прямо не говорит нам о мире, в котором мы живем, но позволяет взглянуть на него иначе и — кто знает — прожить в нем чуть лучше.
В качестве десерта к постановке Жака Лассаля хочется предложить еще и многочасовую беседу с режиссером. Огромный разговор о жизни в театре, начиная с самых первых шагов: обо всех театрах, в которых доводилось работать; о драматургах, которых доводилось ставить; об Авиньоне и, конечно, о профессии. Безусловно, прежде всего это может заинтересовать владеющих французским языком. Но надежда есть и для интересующихся Лассалем нефранкоязычных зрителей. Дело в том, что беседа разбита на главы и подглавки, и каждая из них сопровождена текстовой расшифровкой. Так что при наличии интереса и желания можно перевести для себя нужные куски интервью. А вот и оно: https://entretiens.ina.fr/en-scenes/Lassalle/jacques-lassalle/sommaire
Среда, 6 мая
19:30. «Маленький принц» по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери.
В ролях: Бенджамин Джангерс, Кристиан Гонон, Сюлиан Браим и др.
Снято в Studio-Théâtre в 2011году.
Продолжительность 1:15.
Еще один детский, а вернее семейный спектакль от Комеди Франсез. На сцене Studio-Theatre режиссер, актеры и художник трепетно воплощают текст и рисунки Сент-Экзюпери, шаг за шагом рассказывая едва ли не самую знаменитую историю. Трепетная, хотя и не без колючек Роза Сюлиан Браим, солнечный Принц Бенджамина Джангерса, череда персонажей от Кристиана Бланка — все они, словно под влиянием эффекта 3D, сошли со страниц повести. И, конечно, рассказчик. Во Франции крайне сложно произносить этот текст, не вызывая в памяти голос Жерара Филиппа, но Кристиан Гонон и не пытается соперничать с легендой. Он творит своего Пилота, своего Лиса (к слову, с другой разновидностью его лисьей ипостаси мы уже сталкивались в «Баснях Лафонтена») — крайняя точность в каждом движении, в каждом изломе интонации. Слушать его голос хочется снова и снова.
21:30. «Лжец» по пьесе Пьера Корнеля, режиссер Жан-Луи Бенуа.
В ролях: Эльза Лепуавр, Бруно Раффаэлли, Лоик Корбери и др.
Снято в зале Ришелье в 2006 году.
Продолжительность 2:10.
Из всех комедий Корнеля «Лжеца» в Комеди Франсез ставили чаще всего. Этот спектакль — последнее на сегодняшний день обращение к пьесе. Комедия, на премьерных показах которой в роли Доранта — этого изящного и остроумного лжеца — блистал Дени Подалидес. Позже эту свою роль он передал совсем юному Лоику Корбери, который только-только был зачислен в труппу театра. И, судя по отзывам критиков, ввод этот удался, о чем мы и сможем скоро судить, посмотрев запись спектакля.
Четверг, 7 мая
21:30. Опера Моцарта «Милосердие Тита», режиссер Дени Подалидес.
Театр Елисейских полей, 2011 год.
Продолжительность 2:30.
И снова Корнель. Правда, на этот раз опосредованный, ведь опера Моцарта основана на крайне популярной пьесе Метастазио, который, в свою очередь, за вдохновением обращался к корнелиевскому «Цинне». Более того, в своей постановке Дени Подалидес еще более усложнил драматургическую родословную оперы, вспомнив о том, что «Милосердие Тита» начинается ровно там, где заканчивается расиновская «Береника». Так что в итальянской опере будут звучать и французские стихотворные строки.
Пятница, 8 мая
21:30. «Займись Амели» по пьесе Жоржа Фейдо, режиссер Роже Планшон.
Снято в зале Ришелье в 1996 году.
Продолжительность 2:55.
Фейдо — драматург, чье имя в «карантинных» трансляциях Комеди Франсез встречается едва ли не чаще, чем имя Мольера. Что сказать? Поворотный круг, как всегда у Фейдо, будет работать на полную катушку, зал будет хохотать, а мы в очередной раз будем пытаться понять секрет столь бешеной популярности драматурга. Хотя бы ради того, чтобы увидеть спектакль, поставленный рукой Роже Планшона — одного из величайших французских режиссеров XX века. Тем более что, кажется, записей его спектаклей почти не осталось.
И, как и в случае с Лассалем, десерт — столь же подробный разговор с Роже Планшоном: о дружбе с Виларом, о «Гражданине Кейне», о Луи Жуве и Шарле Дюлене, о театре как месте, где «левые могут поболтать», о Мольере и гомосексуальности, и о многом, многом другом. Опять же, очень удобное меню-оглавление, в котором можно выбрать интересующий кусок беседы и получить его расшифровку — https://entretiens.ina.fr/en-scenes/Planchon/roger-planchon/sommaire
Суббота, 9 мая
21:30. «Электра / Орест» по пьесам Еврипида, режиссер Иво ван Хове.
В ролях: Сюлиан Браим, Кристоф Монтенез, Эльза Лепуавр, Дени Подалидес, Дидье Сандр и др.
Снято в театре Эпидавра в 2019 году.
Продолжительность 2 часа.
Главный «лот» недели. Конечно, этот спектакль многие могли видеть в кинотеатрах, но ценно то, что это совсем другая съемка. Киноверсия снималась в зале Ришелье, а то, что мы увидим в субботу, — в театре в Эпидавре. Античный миф на античной сцене. Интересно, что если «Проклятых» Ван Хове ставил под открытым небом Папского дворца, а затем переносил на сцену-коробку, то с «Электрой / Орестом» ситуация была обратной. Поставленный для зала Ришелье, спектакль этот обрел новую — хотя и краткую — жизнь под открытым небом. Тема же осталась все той же — глобальный распад человеческих связей. Теми же остались и актеры — практически в тех же «амплуа». Вот только почему-то (возможно, впечатления субъективны) в «Проклятых» ощущалось куда больше античной трагической мощи. Впрочем, возможно, запись из Эпидавра расставит все по своим местам.
На закуску и в продолжение темы фестивалей под открытым небом еще один спектакль, поставленный для Авиньона (1978 год) — правда, не для Папского дворца, а для аббатства Карма. «Дон Жуан» Антуана Витеза, заснятый на пленку осенью следующего года в театре Порт Сен-Мартен. Это один из четырех мольеровских спектаклей, поставленных Витезом для молодых актеров (среди них и Дидье Сандр в крошечной роли торговца Диманша) и сыгранных в Авиньоне в одной и той же декорации. Качество записи, конечно, сильно хромает, но тем не менее: https://www.youtube.com/watch?v=9exM5Zyegss
Воскресенье, 10 мая
21:50 (на канале France 5).
«Исправленный щеголь» по пьесе Пьера де Мариво, режиссер Клеман Эрвье-Леже.
В ролях: Лоик Корбери, Аделин д’Эрми, Кристоф Монтенез, Дидье Сандр и др.
Снято в зале Ришелье в 2018 году.
Продолжительность 2:35.
Завершает неделю «Исправленный щеголь» Мариво. Пьеса, написанная специально для Комеди Франсез и сыгранная всего пару раз, вернулась в свой театр. Но тоже ненадолго. Эта постановка Клемана Эрвье-Леже, как и его же «Мизантроп», интересны своим вдумчивым прочтением классических текстов, но этим же вдумчивым прочтением могут скорее оттолкнуть, чем привлечь. Хотя прозрение надушенного манерного щеголя Лоик Корбери играет виртуозно — впору писать и говорить о «трагическом» в комедиях Мариво. Да и после спектаклей Иво ван Хове, погружающих Кристофа Монтенеза в беспросветную трагедию и неврастению, «Исправленный щеголь» дает возможность оценить и здоровый комизм актера. Он здесь идеальный комический слуга — мечта не только Мариво, но и Мольера.
БОНУС
Театр Одеон продолжает примерно раз в две недели выкладывать в открытый доступ спектакли, объединенные именем того или иного драматурга. Уже была неделя Мольера, неделя Ибсена, теперь пришел черед недели Пиранделло. К сожалению, почти все эти спектакли с Одеоном связывает лишь имя руководителя театра Стефана Брауншвейга, тогда как поставлены они на других площадках. В данном случае на сцене театра La Colline (Страсбург):
«Обнаженные одеваются» — https://vimeo.com/412647856
«Шесть персонажей» — https://vimeo.com/413207747
«Гиганты горы» — https://vimeo.com/413612736
Раз уж речь зашла о Брауншвейге, то на том же сайте, где лежат интервью с Жаком Лассалем и Роже Планшоном, можно найти и беседу с руководителем Одеона — https://entretiens.ina.fr/en-scenes/Braunschweig/stephane-braunschweig/sommaire
Да, и последний десерт. Еще один Пиранделло. Но теперь далекого 1961 года. «Генрих IV», TNP. Жан Вилар в заглавной роли и роли режиссера. Телеверсия Клода Бармы — https://www.youtube.com/watch?v=JcLKsBh2Imo.
Комментарии (0)