
Сначала я хотела, чтобы об этих рисунках рассказал сам автор, ученик Г. А., петербургский режиссёр Лев Яковлевич Шварц. Л.Я. согласился, кажется даже и написал что-то, но потом отказался. Наотрез. Рисунки, мол, сопротивляются. Тогда я попробовала рассказать о них сама. Рисунки-то гениальные. И тоже не вышло. Может быть потому, что они на самом деле говорят о себе больше, чем о них можно сказать словами. Смотрите сами. Добавлю только одно. Никогда прежде не доводилось видеть (ни в карикатурно-почтительных шаржах, ни в помпезно-победитель-ном портрете на стене театрального музея), чтобы Г. А. был схвачен с таким точным выявлением своей человеческой натуры. Помню одну старую фотографию, где Г. А. сидит за столом и что-то читает. Без очков. Близко-близко придвинув листок к глазам. И это было так неожиданно и так по-человечески беззащитно. У Шварца есть похожий рисунок, Г. А. взят в полоборота, маленькая фигурка Товстоногова ссутулилась, маленькие, абсолютно немужественные ручки держат листочек. Человек схвачен в непарадный момент своей жизни. Без посторонних. И этот рисуночек говорит о Товстоногове много больше, чем целый альбом документальных фотографий. Вот, собственно, и всё. Рисунки сделаны Львом Шварцем в студенческие годы, на разных листочках, через которые просвечивают записи с оборотной стороны.
Комментарии (0)