Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 августа 2017

К 90-ЛЕТИЮ ЛЬВА ИОСИФОВИЧА ГИТЕЛЬМАНА

Гительману 90. Когда 9 лет назад Льва Иосифовича не стало, остро чувствовалось его отсутствие. Теперь это явление уже ощущается как история. Что на сегодняшний день осталось?

Можно ли говорить о школе Гительмана? Все-таки нет. Речь не идет о какой-то одной тенденции, об уникальном методе. В связи с Гительманом — речь о широчайшем влиянии на всю театральную ситуацию Ленинграда — Петербурга. И это влияние реально воплощалось. Именно он стал продолжением Германно-Гвоздевской школы, которая заключается в органичном соединении науки о театре, истории театра и истории как таковой и критики. В 1990-е годы он остро ощущал кризис театральной критики. Он пишет, что стало модой писать в статьях «больше о самом пишущем, чем о том, о чем статья». Для него задачей критики было только одно: помочь художнику, вселить уверенность в себе, подчеркнуть достоинства. В этом он воплощал традицию очень глубокую, сформулированную Дени Дидро (основателем художественной критики): воспитывать художников и профанов. Но не только в кризисе критики дело. Он смотрел все подряд. И по отдельным намекам можно было понять очевидность неграмотности режиссеров и примитивности выразительных средств. Но это не вызывало в нем ни малейшей паники. Он спокойно делал свое дело, вновь и вновь объясняя, что должно быть, — и студентам, и режиссерам.

Человек высокой науки, вобравший все лучшее от своих великих учителей, он в условиях тотальной советской идеологии мог объективно оценивать любое явление. В 1970-е годы он говорил: «Нет антиреализма, Метерлинк — не антиреалист, это другой реализм», то есть в условиях пролетарской диктатуры он стремился адаптировать любые «чуждые» явления. В тех условиях — все реализм. В последние годы он почти перестал заниматься высокой наукой, все силы посвятив написанию учебников, составлению хрестоматий. И очень многое успел, потому что именно это было актуальным прежде всего.

Его жизнь — подвижничество. Никогда не возвеличивать себя, а максимально объективно вскрыть явление. Не самому продвинуться, а дать возможность двигаться другим. Поэтому он жив в сотнях учеников, в современных исследованиях, в постановках и актерских работах.

27 сентября в 15.00 в Карельской гостиной Дома актера — вечер воспоминаний о Гительмане («Мы вспоминаем»).
11–12 октября — научная конференция, посвященная 90-летию Гительмана
(11 октября в «Балтийском доме», 12 октября в РГИСИ).

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога