Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

28 марта 2012

«БРОДЯЧИЕ КУКОЛЬНИКИ» ПРОКЛАДЫВАЮТ ПУТЬ

В Минске начались гастроли негосударственных театров кукол из Беларуси, России, Литвы

Сегодня в столице Беларуси стартовал проект «Бродячие кукольники». За три дня три камерных театра, не имеющие государственного статуса, покажут минским зрителям свои спектакли: «О тиграх и слонах» («ТриЛика», Москва), «Сказка о мертвой царевне» («Провинция», Гродно), «Путешествие ягненка» («Стало театрас», Вильнюс). Вроде бы, ничего особенного — этакий гастрольный мини-фестиваль, без оглушительных имен и грандиозных постановочных расходов, со спектаклями в жанре кукольного и синтетического театра, предназначенными для детей. Инициатором проекта «Бродячие кукольники» выступил продюсерский центр «Тезаурус» — можно сказать, идейное детище частного театра «Провинция» из белорусского города Гродно.

Елена Мартынова, Виктор Драгун (театр «ТриЛика»).
Фото — из архива театра

«Провинциалы» (по совместительству — артисты Гродненского областного театра кукол) считают, что их театр, который в данный момент не имеет собственной площадки, родился в 2009 году — когда почти совпали присвоение ему официального юридического статуса «частного предприятия» и выпуск первого спектакля в сотрудничестве с режиссером Олегом Жюгждой. Хотя, попытки «оживить провинциальную жизнь путем создания альтернативного театрального движения» (так молодые артисты формулируют свои творческие задачи) неоднократно предпринимались будущими «провинциалами» с 2003 года. Но лишь через несколько лет творческий союз разносторонних дарований сумел заинтересовать своими идеями известного белорусского режиссера, нашедшего в «провинциалах» искренних единомышленников, способных как разделить его вольные художнические амбиции, так и активно участвовать в их реализации.

Нельзя сказать, что энтузиазм и творческие успехи «провинциалов» (о которых мы писали на страницах блога и журнала) были приняты радостно гродненской кукольной администрацией. Возникшие проблемы коснулись и артистов, и их руководителя Олега Жюгжды — одного из самых известных белорусских кукольников и выпускника ЛГИТМиКа в прошлом. Его открытое письмо, раскрывавшее суть произошедшего конфликта, было опубликовано в нашем блоге несколько месяцев назад.

Дмитрий Гайдель в спектакле«Сказка о мертвой царевне».
Фото — из архива театра

Все складывалось таким образом, что коллективу единомышленников не пришлось почивать на лаврах художественных достижений. А так как в его составе оказался дипломированный экономист — Дмитрий Гайдель — то рождение продюсерского центра («некоммерческой организации с огромным творческим потенциалом и уникальным авторским уставом», как позиционируют свое детище «провинциалы») стало вполне логичным прогрессивным шагом.

Среди главных задач, закрепленных уставом «Тезауруса»:

— популяризация профессионального театрального искусства среди детей и молодежи малых городов и сельской местности;

— презентация белорусских городов районного значения и окружающей их природы;

— создание предпосылок для совместных творческих проектов с театрами других стран;

— привлечение внимания театральной общественности к качеству спектаклей для детей и молодежи;

«Тезаурус» будет заниматься рекламой и продвижением театральных коллективов малых форм, созданием международных проектов, организацией конференций и мастер-классов по обмену опытом. «Бродячие кукольники» — первый проект продюсерского центра, объединивший единомышленников и братьев по жанру из трех соседних государств.

Сцена из спектакля «Путешествие ягненка».
Фото — из архива театра

Одно из веяний времени — существование не поддающихся счету коммерческих мини-трупп, далеких от художественных амбиций. «Бродячие кукольники» считают, что эта ситуация во многом формирует снисходительное отношение к театру для детей в целом, априори позволяя ему становиться примитивным, неумным, только развлекательным. Сами же они твердо убеждены, что ответственность за качество спектаклей для детей обязана быть очень высокой.

Так, пока в высших эшелонах постсоветского театрального пространства идут дискуссии о том, каким быть театральному лидеру XXI века, и какая из адиминистративно-финансовых моделей наиболее адекватна сегодняшнему моменту, творческие единицы самостоятельно объединяются в поисках новых организационных форм. И, возможно, их опыт в дальнейшем войдет в историю театрального дела.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

  1. Анна Константинова

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога