Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

27 октября 2011

МЕСТО «ВСТРЕЧ» ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

С 27 по 30 октября в Нижневартовском Городском театре пройдет III Международный театральный фестиваль «Северные встречи», фестиваль малых театральных форм.

На афише (автор — главный художник театра, «маленький непотухший вулкан» Вячеслав Зайчиков, руками которого обработан и превращен в игру каждый закуток театра) — конфигурации из рук и пальцев, тактильные прикосновения-встречи, комментирующие каждый спектакль. К слову, афиша предыдущего была сложена из морских камушков, каждый из которых являлся комментарием к спектаклю-гостю. И тот и другой образ вполне соответствует природе Нижневартовского Городского театра, о котором мы писали в № 53. Здесь и вправду много лет «собирают камни» и одновременно дорожат «тактильными прикосновениями», человеческими связями. Вот и на открытии фестиваля худрук театра Наталья Наумова сказала, что цель «Северных встреч», как это ни покажется банальным, — встречи, общение, контакты. Здесь нет наград, но есть вольные номинации (каждому спектаклю выдают диплом, а уж за что — решают эксперты и их фантазия). Здесь нет обсуждений, но есть «товарищеские чаепития». Уютное, отопленное, очень чистое здание в каждом углу оснащено чайными столиками, конфетами, плюшками — нет проблем посидеть: где встретились — там и сели за чашку чая. Открывается фестиваль внеконкурсным «Месяцем в деревне» самого Нижневартовского театра, режиссер Маргарита Зайчикова.

Если кто не знает, что такое Нижневартовск — скажу. Это дотационный город, несмотря на то, что нефтяные вышки Саматлора видны из моего окна. Но нефть плавно перетекает в Ханты-Мансийск и, оставив там некоторую свою часть, следует по прямой до Москвы… Нефтяной регион получает средства из центрального бюджета, а нижневартовское телевидение упорно твердит устами начальников: денег на культуру нет.

Поэтому несколько лет театр не мог собрать следующий фестиваль, не было средств. Вообще, то, что слышишь, попадая в Югру, внушает некоторую тревогу: на каком-то совещании приказано во всех профессиональных театрах округа создать коллективы для пожилых людей, которые хотели бы играть вместе с профессионалами (чтобы хоть к старости сбылась мечта их молодости). Можете себе представить эту картину маслом? Я бы приурочила выполнение приказа к 100-летию Аркадия Райкина с его миниатюрой про эффективность балерины, которая лучше бы не просто так крутилась, а вырабатывала электроэнергию… Выполнение этой нелепой акции (нет предела российской дичи) начнется уже после фестиваля, а пока в театре, который в приказном порядке перевели в АУ (и это полный карАУл: в течение двух лет еще будут давать деньги на коммуналку, а потом — привет, обходитесь сами, соберите здание и репертуар из двадцати названий!), начинается праздник. Съехались коллективы из Израиля и Украины, Петербурга и Бишкека). Попив чаю у гостеприимного директора Игоря Креймера (по совместительству тренера по ушу многочисленных золотых чемпионов мира и Европы), знающего толк в чаях (соревнования в Китае не проходят бесследно), мы начинаем вести дневник «Северных встреч» в нашем блоге.

Комментарии 3 комментария

  1. Марина Дмитревская

    Ловись, рыбка, большая и маленькая…

    В буклете фестиваля, придуманном все теми же В. Зайчиковым, программки спектаклей перемежаются фотографиями нижневартовских актеров на природе. Каждый поймал рыбину и сообщает рецепт приготовления блюда из «рыб Оби и ее притоков». Строганина из нельмы и пирог из щокура, домашние шпроты из ельца… Ешьте, гости дорогие.

    Спектакли – тоже как рыбки, большие и маленькие.

    Большой «Месяц в деревне» соединяет аляповатую историю топорной и неделикатной Натальи Петровны (под грубо-фальшивые фортепианные звуки «Сказок Венского леса») и драматическую историю Верочки, которую искренне и подлинно играет Алена Михеева. К тому же впервые на моей памяти уравнены в никчемности и простодушной глупости помещики Ислаев и Большинцов: Верочка идет за нелюбимого дурака так же, как, быть может, когда-то шла замуж Наталья Петровна. И ей уготовано через время стать такой же? Влюбляться в учителей сына и наблюдать, как муж, посетивший Италию, неутомимо строит водонапорную башню в виде Пизанской?..

    Маленький спектакль «Укрощение» — совместный проект вологодского актера В. Чубенко и Г. Мунзук из Тывы. Часовая адаптация «Укрощения строптивой» позволяет сыграть фабулу и не более того.

    Зато за 40 минут спектакля «Эсимде» из Киргизии народная артистка К. Каныметова успевает – в законе поэтического театра – буквально пропеть судьбу Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова. На пустой сцене, на огромном шелковом полотнище – поле, которое волнами, как море, все 40 минут колышется у нее под ногами.

    И за час с небольшим нижневартовские актеры играют «Урожай» П. Пряжко. Изящная, остроумная , во всех смыслах вечно-зеленая (как освещение спектакля и костюмы персонажей) история отечественного маразма сыграна не как абстрактный абсурд, а как абсурд социальный, как история страны непуганых идиотов, которым земля дает то, чего они никогда, из поколения в поколение, не могут собрать…

    Каждый фестивальный день кончается застольем. А начался сегодняшний – экскурсией в музей народного быта, где были и капустные пироги, и детский фольклорный коллектив с играми, песнями, хороводами. Причем это не сувенир для туристов: руководитель, Оксана Викторовна, кандидат наук и прекрасная молодая певунья, изучает с детьми традиционную культуру, пытаясь обратить их к корням. Это не очень просто: Нижневартовск – земля многонациональная, причем ханты и манси составляют лишь 1%, зато проживает здесь еще 100 национальностей, и на фестивале «Саматлорские ночи» дагестанская или татарская диаспора выглядят куда сильнее русской…Это вовсе не отменяет дружбы народов на территории Югры, но занятия русским фольклором здесь вполне экзотичны…

  2. Алексей

    Этот фестиваль обогревает всех, а сегодня вечером Оксана Россохацкая своими хороводами и песнями превратила всех в детей. Так хочется,дорогие столичные жители, чтобы серьезные театралы увидели, как играют в «зайку» Римма Кречетова, Василий Реутов, Марина Дмитревская, Илья Дель, Денис Ширко… Весь фестиваль! Как они водят хороводы и поют песни!

  3. лариса

    Такой теплоты и радости на фестивале не чувствовала давно! Не ожидала,что на Севере теплее,чем во многих городах юга России! Это так здорово,что поневоле впадаешь в детство и немудрено поиграть и в «зайку»!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога