С 27 по 30 октября в Нижневартовском Городском театре пройдет III Международный театральный фестиваль «Северные встречи», фестиваль малых театральных форм.
На афише (автор — главный художник театра, «маленький непотухший вулкан» Вячеслав Зайчиков, руками которого обработан и превращен в игру каждый закуток театра) — конфигурации из рук и пальцев, тактильные прикосновения-встречи, комментирующие каждый спектакль. К слову, афиша предыдущего была сложена из морских камушков, каждый из которых являлся комментарием к спектаклю-гостю. И тот и другой образ вполне соответствует природе Нижневартовского Городского театра, о котором мы писали в № 53. Здесь и вправду много лет «собирают камни» и одновременно дорожат «тактильными прикосновениями», человеческими связями. Вот и на открытии фестиваля худрук театра Наталья Наумова сказала, что цель «Северных встреч», как это ни покажется банальным, — встречи, общение, контакты. Здесь нет наград, но есть вольные номинации (каждому спектаклю выдают диплом, а уж за что — решают эксперты и их фантазия). Здесь нет обсуждений, но есть «товарищеские чаепития». Уютное, отопленное, очень чистое здание в каждом углу оснащено чайными столиками, конфетами, плюшками — нет проблем посидеть: где встретились — там и сели за чашку чая. Открывается фестиваль внеконкурсным «Месяцем в деревне» самого Нижневартовского театра, режиссер Маргарита Зайчикова.
Если кто не знает, что такое Нижневартовск — скажу. Это дотационный город, несмотря на то, что нефтяные вышки Саматлора видны из моего окна. Но нефть плавно перетекает в Ханты-Мансийск и, оставив там некоторую свою часть, следует по прямой до Москвы… Нефтяной регион получает средства из центрального бюджета, а нижневартовское телевидение упорно твердит устами начальников: денег на культуру нет.
Поэтому несколько лет театр не мог собрать следующий фестиваль, не было средств. Вообще, то, что слышишь, попадая в Югру, внушает некоторую тревогу: на каком-то совещании приказано во всех профессиональных театрах округа создать коллективы для пожилых людей, которые хотели бы играть вместе с профессионалами (чтобы хоть к старости сбылась мечта их молодости). Можете себе представить эту картину маслом? Я бы приурочила выполнение приказа к 100-летию Аркадия Райкина с его миниатюрой про эффективность балерины, которая лучше бы не просто так крутилась, а вырабатывала электроэнергию… Выполнение этой нелепой акции (нет предела российской дичи) начнется уже после фестиваля, а пока в театре, который в приказном порядке перевели в АУ (и это полный карАУл: в течение двух лет еще будут давать деньги на коммуналку, а потом — привет, обходитесь сами, соберите здание и репертуар из двадцати названий!), начинается праздник. Съехались коллективы из Израиля и Украины, Петербурга и Бишкека). Попив чаю у гостеприимного директора Игоря Креймера (по совместительству тренера по ушу многочисленных золотых чемпионов мира и Европы), знающего толк в чаях (соревнования в Китае не проходят бесследно), мы начинаем вести дневник «Северных встреч» в нашем блоге.
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
В буклете фестиваля, придуманном все теми же В. Зайчиковым, программки спектаклей перемежаются фотографиями нижневартовских актеров на природе. Каждый поймал рыбину и сообщает рецепт приготовления блюда из «рыб Оби и ее притоков». Строганина из нельмы и пирог из щокура, домашние шпроты из ельца… Ешьте, гости дорогие.
Спектакли – тоже как рыбки, большие и маленькие.
Большой «Месяц в деревне» соединяет аляповатую историю топорной и неделикатной Натальи Петровны (под грубо-фальшивые фортепианные звуки «Сказок Венского леса») и драматическую историю Верочки, которую искренне и подлинно играет Алена Михеева. К тому же впервые на моей памяти уравнены в никчемности и простодушной глупости помещики Ислаев и Большинцов: Верочка идет за нелюбимого дурака так же, как, быть может, когда-то шла замуж Наталья Петровна. И ей уготовано через время стать такой же? Влюбляться в учителей сына и наблюдать, как муж, посетивший Италию, неутомимо строит водонапорную башню в виде Пизанской?..
Маленький спектакль «Укрощение» — совместный проект вологодского актера В. Чубенко и Г. Мунзук из Тывы. Часовая адаптация «Укрощения строптивой» позволяет сыграть фабулу и не более того.
Зато за 40 минут спектакля «Эсимде» из Киргизии народная артистка К. Каныметова успевает – в законе поэтического театра – буквально пропеть судьбу Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова. На пустой сцене, на огромном шелковом полотнище – поле, которое волнами, как море, все 40 минут колышется у нее под ногами.
И за час с небольшим нижневартовские актеры играют «Урожай» П. Пряжко. Изящная, остроумная , во всех смыслах вечно-зеленая (как освещение спектакля и костюмы персонажей) история отечественного маразма сыграна не как абстрактный абсурд, а как абсурд социальный, как история страны непуганых идиотов, которым земля дает то, чего они никогда, из поколения в поколение, не могут собрать…
Каждый фестивальный день кончается застольем. А начался сегодняшний – экскурсией в музей народного быта, где были и капустные пироги, и детский фольклорный коллектив с играми, песнями, хороводами. Причем это не сувенир для туристов: руководитель, Оксана Викторовна, кандидат наук и прекрасная молодая певунья, изучает с детьми традиционную культуру, пытаясь обратить их к корням. Это не очень просто: Нижневартовск – земля многонациональная, причем ханты и манси составляют лишь 1%, зато проживает здесь еще 100 национальностей, и на фестивале «Саматлорские ночи» дагестанская или татарская диаспора выглядят куда сильнее русской…Это вовсе не отменяет дружбы народов на территории Югры, но занятия русским фольклором здесь вполне экзотичны…
Этот фестиваль обогревает всех, а сегодня вечером Оксана Россохацкая своими хороводами и песнями превратила всех в детей. Так хочется,дорогие столичные жители, чтобы серьезные театралы увидели, как играют в «зайку» Римма Кречетова, Василий Реутов, Марина Дмитревская, Илья Дель, Денис Ширко… Весь фестиваль! Как они водят хороводы и поют песни!
Такой теплоты и радости на фестивале не чувствовала давно! Не ожидала,что на Севере теплее,чем во многих городах юга России! Это так здорово,что поневоле впадаешь в детство и немудрено поиграть и в «зайку»!