Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 июля 2025

«КАК ВЫ ТАМ БЕЗ Я?»

Эту фразу Эфрос привез когда-то из Японии, где ставил «Вишневый сад».
Сегодня ему 100 лет.

Кажется, он вглядывается из своего заоблачного сада-рая, вишня вся в цвету, (Господи, ты же его взял сразу в рай, да?):
— Как вы там?..

Если кратко, я бы озвучила ответ голосами его актеров из «Островов в океане»:
— Здорово одиноко вам будет там…
— Да, — сказал я, — нам будет здорово одиноко.

Я помню, Леонид Гаккель написал на смерть Святослава Рихтера: «Моему поколению придется доживать без Рихтера».
Моему поколению пришлось проживать жизнь без Эфроса.

Анатолий Васильевич Эфрос был трагический художник. Его стремительные музы — летучий Эрос (трагизм Эроса, как писал Н. Берковский) и темный Танатос — всегда дежурили у края кулис.
Но когда оборачиваешься в его сторону (а оборачиваешься независимо от дат и юбилеев) — в поисках утраченного времени и утраченной радости, — эта радость никогда не обманывает.
Она возвращается, пульсирует в душе, прорывается с музыкой его спектаклей, сквозь лица и голоса его актеров, и стремишься туда, на ясный огонь.
Эфрос — наша театральная КАРЕТА ПРОШЛОГО, и это неправда, что в ней далеко не уедешь.
Да в любую сторону своей души.
Хоть на Малую Бронную. На Малую Бронную 70-х, его золотое сечение.
Там горит свет, идет РЕПЕТИЦИЯ ЛЮБОВЬ МОЯ.
Звучит его голос: «Я люблю каждое утро приходить к актерам, с которыми работаю. Мы знакомы давно. Репетиция должна доставлять радость… на нее уходит половина каждого дня всей жизни».

Он родился 3 июля, в разгар лета, но почему-то день смерти засел в памяти сильнее. Таким ледяным обжигающим осколком.
13 января 1987 года все внутри промерзло и время замерло.
Укол в сердце, коллективное смертельное жало — и человека не стало.
Трагедия непоправима, эта жизнь не затеется снова, она рассеялась в воздухе времени, и нет давно той Москвы и той страны, и мы все растерялись-разъехались, как те острова в океане. Перешептываемся в ночном WhatsApp.
Вот так Ира Мягкова описала тот январский день:
«Наташа молча взяла меня за руку и отвела в маленькую комнату, где Он лежал. И все пыталась утешиться тем, что лицо у Анатолия Васильевича было спокойным, даже безмятежным, каким мы давно его не видели, потому что на Таганке он постоянно был в напряжении и в ожидании очередной обиды или неприятности. Мы сели на пол и долго смотрели в это мягкое лицо человека, который не хотел в жизни ни ловчить, ни вертеться, ни бороться, ни побеждать, ни преуспевать. Хотел лишь просто заниматься своим делом. И этим делом был счастлив».

Опять «фонит» из его Хемингуэя:
— В плохие времена живем.
— А не было никогда хороших!
— Ну, были дни, когда нам с тобой жилось хорошо…
— Это нам с тобой жилось хорошо, а времена-то были плохие…

Эфрос говорил, что режиссер должен носить в себе «острое чувство современности».
Он и носил современность в себе, и она сверкала и ранила в его спектаклях опасными осколками.
Но и сейчас, и при его жизни было очевидно: он носил в себе еще и острое чувство вечности.
Он настраивал свои спектакли тончайшими инструментами. Изумлялся: какое чудо человек, как непостижимо и загадочно он устроен!.. как хрупка жизнь и как нежна…
Он, как стеклодув, дарил актерам свое дыхание, свои интонации, ритмы, тоску. Эфрос всю жизнь говорил о трагическом очаровании жизни, о ее счастливом и мучительном непостоянстве. В его спектаклях жила сильнейшая страсть к разрывам, он был художник разрывов и потерь.
Но в них так же была налажена партитура человечьей тактильности: отцовских, материнских, дружеских рукопожатий и любовных объятий. Посильное человеку противостояние вывихнутому веку.
В театре больше всего его интересовал человек, тайны сердца, и психики, и судьбы. Все что хотел он выражал на сцене через человека: человек и нежно-мучительная ткань человеческих отношений, эти притяжения-отталкивания, объятия-разрывы, тончайшие нервные вибрации — вот что он умел «прясть» на сцене как никто другой.

Искусство театра считается самым нефиксируемым, самым сиюминутным и эфемерным.
Со дня его смерти прошло почти сорок лет.
Что остается?
Спектакли давно улетучились, и никакое видео не передает.
Книги, сборники и т. д… написанные с внимательной любовью.
Но руку на сердце положа: все равно лучше его четырехтомника ничего нет.
И там вернее всего можно услышать его голос, интонации и даже дыхание, правда.
Весной 1993-го в Петербурге был фестиваль его памяти. По всему Литейному Эфрос изумленно глядел с черно-белых афиш. Как вы там?..
Фестивальная машина прокрутила его спектакли, некоторые со вторыми-третьими составами — жаль, чуда не произошло.
Это чудо промелькнуло в фойе Театра «На Литейном» — там была выставка костюмов из его спектаклей: белый костюм Высоцкого из «Вишневого сада» на Таганке, серо-пепельное кружевное платье Яковлевой из «Месяца в деревне». Такой театр теней…
И воздушный змей из «Месяца…», мы на всю жизнь запомнили, как Яковлева плакала в финале, держа его в руках. Вот змей тогда и трепетал в том фойе как выставочный экспонат…

Мне кажется, лучше всех память о нем смог запечатлеть его сын.
Я имею в виду не только спектакль «Все тут».
Это и замечательная выставка 2005 года памяти Эфроса в Театре Анатолия Васильева на Сретенке.
В белом фойе он вытянул длинный ряд столов, на них — фотографические корытца-кюветы с водой, на дне — черно-белые фотографии эфросовских спектаклей, прижатые камушками.
Такая река времени, театральная Атлантида, ушедшая под воду.
Две вытянутые вверх огромные фотографии самого Эфроса открывали и замыкали эту «реку времени», этот длинный ряд театральных мгновений, плывущих по ней.
Эфрос, легкий и воздушный, веселый и беспечный, застигнутый, видимо, в момент счастливой репетиции, смотрел сверху — на нас, зрителей, на своих артистов и на свои спектакли, «плавающие» в кюветах. Там лежали не просто «мгновения» — миры.
Эфрос, не боявшийся со своими артистами погружаться на глубину экзистенциального отчаяния, — сам на этой выставке выглядел веселым, даже счастливым.
Открывая и замыкая длинный ряд собственных спектаклей, он как будто обнимал их.
Эту мизансцену надо было придумать и поставить. Что и сделал его сын.
Еще он «развесил» в фойе несколько эфросовских фраз: они были напечатаны на тонких невесомых пленках, черные буковки на прозрачном фоне.

И я не могу не сказать об одном странном сближении. Об этом невозможно не думать, если думаешь о силах судьбы.
Питер Брук ушел 3 июля 2022-го, в день рождения Эфроса.
Ровесники, они родились в 1925-м, один в Харькове, другой в Лондоне — родители эмигрировали из Витебской губернии, получается, соотечественники.

Эфрос умер в зимней Москве, ему был всего 61 год.
Брук умер в летней Франции, чуть-чуть не дотянув до 100-летия.
Брук прожил на целую жизнь дольше Эфроса.
Наверное, он вдохнул больше свободы и счастья.
А Эфрос — дождя и дыма. Морозного дыма отечества в том числе.
Брук много странствовал, все бросал и начинал свой театр то в Индии, то в Африке, открывая новое небо и новую землю.
Эфрос тоже ставил спектакли в Америке и в Японии, но главные сцены его жизни — московские: Малая Дмитровка и Малая Бронная. Там билось сердце его театра.
В последние, таганские годы ему страшно сдвинули линию горизонта, сузили жизнь. Очертили смертельный круг…

И вот о чем просишь: Господи, пусть их посмертные сны не будут потревожены знанием о новейшей истории их родины. На небесах, наверное, родины нет?

Кто знает, вдруг ангелы им там устроили встречу в неведомом узком переходе, на заоблачной полоске света?
В конце концов, они всю жизнь занимались магией театра и заслужили посмертные чудеса…
Они оба любили и ставили Чехова и Шекспира. Поговорили бы, наконец, об утратах, о потерянном доме и саде, о тайнах «Бури»…
Лично я представляю их встречу так:
«Человеческая природа нуждается в самопознании, которого она достигает, наслаждаясь игрой…» — скажет Питер со своей детской искрящейся улыбкой, на что Анатолий с ним радостно согласится.
И добавит: «Ты знаешь… В общем, в Шекспире нужно всего лишь четыре всплеска, вспышки, а в остальном — тишина точно развивающегося смысла. В такой тишине куда больше эмоции, чем в шуме».
И они пойдут, рассуждая о всплесках, вспышках и тишине…

Дмитрий Крымов прислал нам это видео с просьбой опубликовать в день 100-летия его отца.

Комментарии (0)

  1. О.Е.С.

    Потрясена смята плакала изумлялась — фантастическое видео. Я не понимаю как к этому относиться. Сложные чувства. Мистика или игра?
    Экзистенция или постмодерн? 
    Тайна бытия или верчение тарелки?

    Крошка сын к отцу пришел…
    Дима будто бы позвал каменного гостя и поговорил…
    Гамлет и тень отца Гамлета. 
    Не знаю как это все пережил Дима?
    Я в предынфаркте…

  2. шурик

    царство ему небесное

  3. Марина Дмитревская

    Оля Скорочкина написала такой изумительный текст, что он — мне так кажется — войдет в учебники…

    Еще я очень люблю полжизни рассказ Юрского об Эфросе https://ptj.spb.ru/archive/4/in-faces-4-1/pyatna-krasok-izkotoryx-dolzhna-slozhitsya-kartina/ из нашего 4-го номера.

    Сама же я всю жизнь помню несколько моментов, связанных с Эфросом. Их цитирую, передаю из рук в руки…

    Мы – еще студенты. Ленинградский Дом актера. Встреча с Эфросом. И он рассказывает, как болел, лежал в больнице и решил, что надо поставить что-то самое веселое. «Женитьбу»! Попросил книжку. Ему принесли. В больницу. Прочел – и такая там смертная тоска!.. Я потом обыскалась этого рассказа во всех его книжках (казалось, что прочла) и не нашла. Значит, помню с голоса.
    А потом – спектакль, тот момент, когда Подколесин решает выпрыгнуть в окно. Я смотрела уже сильно позже, когда спектакль был не очень новый… Всегда же вопрос – с чего Подколесин вдруг выпрыгивает. У Эфроса это было самое гениальное. У Подколесина с Агафьей в момент разговора о резеде и Екатерингофском гулянии возникала невероятная любовь, любовь в ее идеальном воплощении. И если жениться – это недостижимое идеальное распадется на быт, экспидиторчонков и обнимашки на диване. И чтобы сохранить в себе божественно идеальное – Подколесин сбегает. А Агафья остается с нерожденными детьми. Трагическое в его чистом изводе, несовместимость любви и жизни…

    Дальше я писала курсовую про «Дон Жуана». В двух составах. Не любила Козакова-Каневского, обмирала на Волкове – Дурове. Их диспут, в котором каждое завоевание Жуана было только аргументом в споре о человеческой природе (ликование Сганареля про совершенство человека и отчаяние Жуана, когда он убеждался в податливой безнравственности всех этих Шарлотт и Мирютин), и всепобеждающее достоинство Элеоноры-Яковлевой. Оно было посильнее каменной десницы. Она и была каменным гостем, тщедушному Командору оставалось только поработать ее слабым орудием, чтобы Дон Жуан пожелал не жить… Полвека я так и проживала с этим спектаклем…

    Потом разговоры в мастерской крестного Кочергина в момент, когда Эфрос шел на Таганку, его разговоры с Боровским, жесткая позиция «не надо»…Безвыходность трагедии возникла позже. И понимание, что безвыходные трагические конфликты – это не обязательно Софокл…

    А уж совсем потом – первое без него и последующие летЫ с Натальей Анатольевной в Щелыково. Когда она сперва говорила, что не скажет об АВ публично ни одного слова. Но мы гуляли вечерами по выщербленному щелыковскому «бродвею» до ворот и обратно, и она на мне пробовала какие-то слова, из которых постепенно складывался некий миф их жизни. От лета к лету он укреплялся, и однажды она сказала, что пойдет впервые говорить на людях (кажется, в редакции «Известий»).
    И был совсем изумительный эпизод. Я о нем уже где-то писала, когда вспоминала Крымову.
    В то лето Мише Крымову (внуку) было лет восемь, моему сыну Мите лет одиннадцать. Приезжаем в Щ, Наталья Анатольевна уже там. Обнимаемся, радуемся. А на следующий день она перестает меня замечать, гневно проходит мимо. Я мертвею и ни-че-го не понимаю.
    А ведь что такое было наше Щелыково? Это вот мы приехали – и дальше своих детей не видим: они на воле по возрастным группам, но и мы на воле по возрастным и профессиональным. Я как увидела, что Митя воссоединился с компанией – так его из виду и потеряла.
    К Крымовой на разведку высылаю приятельницу. Чтобы узнала причину остракизма. Выясняет: «Крымова оскорблена: маринин сын дурно говорит об Анатолии Васильевиче…»
    Ну, у меня Митька всегда виноват) И, несмотря на то, что в эту минуту они в клубе смотрят кино, «Человека-невидимку», я, разъяренная, врываюсь в клуб (ох, помнит это Митя…), вытаскиваю мальчика из рядов и трясу в темном зале:
    — Что ты говорил об Эфросе???
    — Я не знаю никакого Эфроса! (не врал)
    — Что ты говорил об Анатолии Васильевиче Эфросе???
    — Я не знаю никакого Эфроса!
    — Что ты говорил о дедушке Миши Крымова??
    Тут-то и прояснилось. В то лето на поляне «у рыбки» в ходу у детей их возрастной группы была перепалка «ты козел» — «нет, твой дед козел». Было ли что про отца – не знаю, но Миша назвал Митю козлом, а Митя ответил про деда… Ну, Миша и доложил бабушке, что тетемаринин Митька называет нашего дедушку козлом…
    Конечно, с Н. А. мы назавтра разобрались. Но сын говорит, что ни чьи книги он не читал в жизни так пристально, как книги «дедушки Миши Крымова», Анатолия Васильевича Эфроса. Уж больно незабываемо трясла я его тогда в клубе…
    А еще Крымова рассказывала, как Эфрос (в том же Щ) учил ее значению слова «мудак». Показывал глазами на человека (я помню, на кого, но надо ли называть…) и говорил: вот это мудак. Я это слово тоже так выучила: тот директор театра тоже ходил по щелыковским дорожкам…

  4. Александр

    Вот слушаю Анатолия Васильевича, безмерно уважаю его спектакли. Но интервью меня разочаровало. Общие слова. Да, наверное произносились они во время самоцензуры и слушать надо было между строк. Но сегодня мы так уже не можем. Так слушать!

  5. Ахат

    Да, это другие люди, это Космос это Вселенная!
    Какое счастье для актёров, что работали и видели этих замечательных людей, дашали воздухом театра и искусства. Как понять этих Великих людей? Остаётся смотреть их творчество и восхищаться!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога