Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

7 апреля 2020

Мы продолжаем серию «от узких специалистов», предлагая вам во время карантина углубиться в изучение разных аспектов искусства. Мы предлагаем проводить время не только в охоте за новостями, но и за штудиями. Наверняка у вас раньше не доходили руки до цирка. Гид по классическому цирку — к вашим услугам.

ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОСМОТРУ В ЦИРКЕ.
ФРАГМЕНТ ПЕРВЫЙ, КЛАССИЧЕСКИЙ

Разделять цирк на «классический» и «новый» привыкли, как кажется, уже везде. У этих двух разновидностей циркового искусства — взаимная неприязнь, как в артистической, так и в зрительской среде, но и взаимное притяжение. Артисты традиционных жанров, не стесняясь, считают оппонентов любителями, а апологеты «нового» цирка презирают профессионалов за оттянутые носочки, вымученные улыбки и — да — работу с животными. Однако на поверку оказывается, что «новый» цирк звучит совсем иначе, когда его делают профессиональные артисты, а классический цирк превращается в пиршество для глаз и души, когда в него приходят творцы с оригинальным видением. Разбираться в том и другом по нынешним временам полезно и даже обязательно, потому что цирк на сегодня достиг фантастических профессиональных высот и ко всему прочему первым стал с легкостью пересекать свои границы и ступать на территорию других искусств — музыки, танца, драматического театра и даже оперы.

Виталий Смолянец и его львицы.

Классический цирк всегда обращался к идее сверхчеловека, которому доступно все — покорять воздух, животных, свою и чужую природу. «Новый» цирк перевернул все с ног на голову и пытается доказать, что главное — как раз в несовершенстве. Оттого в классическом цирке невыполненный трюк — почти преступление, а в «новом» — то, на что можно со спокойной душой махнуть рукой. Но и тот, и другой обращаются к базовым эмоциям человека, в основе которых — восхищение, страх и смех.

Классический цирк — а именно он в фокусе этого первого обзора — существует в структуре жанров. Их огромное количество, и разбираться, что произошло в каждом из них с течением времени, полезно только специалистам. Но есть номера, поразившие цирковой мир и навсегда оставшиеся в его истории. О них здесь и речь. Сопутствующие разъяснения пришлось упростить, оставив в стороне и терминологию, и профессиональный жаргон. Цирковым это будет смешно, но остальным — полезно. Выбор, из которого намеренно исключены клоуны, очень субъективный, ведь все равно найдутся те, кто предпочитает что-то иное.

Есть только один номер в мире цирка, мимо которого я не могу пройти никогда, и всегда, встречая его в Сети, смотрю до конца, хотя знаю наизусть. Это совершенно выдающаяся работа (и выдающиеся съемки швейцарского телевидения) Мальвины Абакаровой и Валерия Сычева на ремнях (это такие узкие ленты, наматывающиеся на руку или кисть) на фестивале в Монте-Карло в 2014 году —. У него заслуженная награда, «Золотой клоун», но даже если бы его не было, в этом номере сошлось все: и идея, и исполнение, и какая-то просто созданная для этой истории красота артистов. История любви к спустившемуся с небес полубогу, в которой и страсть, и надежда, и толкающее к самоубийству отчаяние. Каждый раз, даже через экран монитора — и страшно, и мороз по коже, и не оторваться. У номера нет режиссера, все придумали сами артисты.

<

Другие великие свершения в воздушной гимнастике — а именно эта часть циркового искусства чаще всего заставляет обмирать и восторгаться — относятся к жанру воздушного полета. Воздушный полет — это когда на двух рамках под куполом вниз головой висят ловиторы, а между ними летают гимнасты, выделывающие всевозможные вращения в воздухе. И гимнасты приходят точно в руки ловиторов. Эта коллективная работа — из разряда высших достижений, и она давно прерогатива отечественного цирка. Для того чтобы летать под куполом, действительно нужно «безумство храбрых», и, как оказывается, именно в нашей стране (или точнее будет сказать — в пространстве бывшего Советского Союза) на него отваживаются артисты.

Воздушный полет «Журавли», созданный Вилем Головко и представленный в 1995 году на Международном фестивале цирка в Монте-Карло, получил «Золотого клоуна» — https://www.youtube.com/watch?v=UgLY_goBBmI Это были титанические усилия — на фоне разрухи в стране завоевывать высшие призы. Ставший легендарным номер был восстановлен уже следующим поколением артистов и показан в 2016 году на праздновании 100-летия государственности цирка в России — https://www.youtube.com/watch?v=2G02xSDFJTI (с 4:15 мин).

Но мой «любимчик» в этом жанре навсегда — номер «Перезвоны», что был сделан выдающимся цирковым режиссером Валентином Гнеушевым на музыку Валерия Гаврилина —. Здесь едва видны очертания реквизита и артистов, специально приглушен свет, но, развернув видео на полный экран, невозможно не погрузиться в эти «Перезвоны», придуманные словно на другой планете и исполненные инопланетянами. Гнеушев убрал весь цирковой лоск, все избитые клише, запретил артистам улыбаться и оставил зрителю чистую красоту демиургов, которым подчиняется вселенная.

К летающим можно отнести и акробатов на подкидных досках Сергея Трушина. Их «Золотой клоун» Монте-Карло в 2017 году (https://www.youtube.com/watch?v=Q-5JmqgzhyY&t=269s)  — результат симбиоза выдающихся трюков (четверное сальто на ходуле) и блестяще придуманного номера. В режиссуре Евгения Шевцова акробаты оказываются бандой, в которой свои законы и правила, свои «сявки» и «предводители». Кордебалет Ольги Полторак вписан в этот номер так, что и не различить, где акробаты, а где танцовщики.

Чтобы понять, до чего в буквальном смысле дошли нынче канатоходцы, достаточно посмотреть только одно выступление Труппы Герингс — https://www.youtube.com/watch?v=z0x6nvzBQfI. Здесь и сольная работа в диком темпе, и дуэты. Но кульминация в этом длинном видео наступает на 9-й минуте, когда артисты начинают выстраивать на проволоке грандиозную пирамиду. Без завалов в такой филигранной работе не обходится, и именно Герингсам Монте-Карло обязан одним из самых впечатляющих завалов во время представления, закончившегося, к счастью, благополучно для всех участников.

Из разряда всегда щекочущих нервы в цирке — номер эквилибристов, традиционно именуемый «Колесо смерти». Даже я частенько смотрю его с закрытыми глазами. Артисты говорят, что все не так сложно, и этих номеров, придуманных изначально в Южной Америке, все больше. Но круче всех на внешнем колесе прыгали братья Рой и Руди Навасы —. Говорят, Рой был в состоянии прыгнуть семь передних сальто-мортале подряд.

Наверное, самыми элегантными силовыми акробатами (два артиста, которые удерживают друг друга в разных сложных положениях, исходя из баланса и силы) последних лет можно считать дуэт Николая Щербака и Сергея Попова — https://www.youtube.com/watch?v=zgagZxkGfMA. На фоне множества подобных пар, делающих выдающиеся трюки, их отличают удивительная легкость и непринужденность в исполнении.

В силовой эквилибристике легендой стал Энчо Керьязов, болгарский атлет, сумевший выстроить свой номер эквилибра на тростях (это такие палки с опорой, на которых стоят на руках) так, что зал ревел по его завершении — https://www.youtube.com/watch?v=QPV-o01raj4.

Анатолий Залевский, завоевавший своего «Золотого клоуна» в далеком 1999-м (https://www.youtube.com/watch?v=Pu6RxK0w6zY), — из тех немногих, кто не только всех поразил, но и на годы вперед придумал собственный стиль. Его «пластический цирк», объединяющий силу и элегантность, эквилибристику и акробатику, надолго стал предметом для восхищения и подражания.

Среди жонглеров сложно выделить кого-то в отдельности. И Сергей Игнатов, и Евгений Биляуэр очень сильно повлияли на жонглерское искусство. Но в памяти — бессмертный образ Пьеро, жонглирующего кольцами своего жабо, родившийся благодаря Евгению Пимоненко и режиссеру Валентину Гнеушеву — https://www.youtube.com/watch?v=r22Xq2fvdDk А вот апологетом нового стиля в жонглировании можно считать Виктора Ки, который уже в Монте-Карло в 2003 году продемонстрировал всему миру, насколько иначе можно обходиться с обычными мячиками —https://www.youtube.com/watch?v=r22Xq2fvdDk.

В дрессуре на сегодня происходит невероятное. И если не следить за этим жанром, трудно разобраться. На фоне постоянного прессинга зоозащитников сегодня в манежах по всему миру выросло и окрепло поколение артистов, которые не дрессировщики, уж тем более не укротители, но друзья и товарищи своим подопечным. Их общение с животными подобно игре.

Перелом в конном жанре связан с опытами Люсьен и Алекса Грюссов, Жана-Франсуа Пиньона. На сегодня образцовая работа идет в цирке Кни, и то, что в этом году в Монте-Карло показывали Майкл Эррани (https://www.youtube.com/watch?v=orf_A8IuXh4) и Иван Фредерик Кни (https://www.youtube.com/watch?v=wghauAempsMю), — из разряда выдающихся достижений в сольной и групповой свободе лошадей.

Лучшее, что по этой части можно увидеть в России, связано с экспериментами и выступлениями Анастасии Стыкан-Федотовой —. Ее взаимодействие с животными таково, что кажется, будто они реагируют даже на шевеление ее мизинца.

В том, что касается дрессуры слонов, весь мир смотрит на опыты венгерской семьи Каселли — https://www.youtube.com/watch?v=xD9i4rNzv68&t=513s. Они не только выполняют уникальные трюки со слонами, но и являются совершенно открытыми общественности популяризаторами цирка с животными. В этом видео — не цирковое выступление, но короткий обзор их повседневной жизни со слонами: https://www.youtube.com/watch?v=E2NtAJ7SMCk&t=163s.

В дрессуре тигров и, в особенности, львов однозначным авторитетом во всем мире является Мартин Лейси. На манеж в Монте-Карло он в одиночку вывел 21 хищника —  — и конечно получил своего «Золотого клоуна». У него собственный фонд поддержки животных, огромная территория, на которой живут его звери. Ко всему прочему он ведет огромную популяризаторскую и образовательную работу, участвуя в заседаниях парламентов разных стран, разъясняя особенности дрессуры в рамках открытых репетиций и дней открытый дверей.

К клоунаде с животными, слонами — https://www.youtube.com/watch?v=fJXUPp3fx_U и морскими котиками — https://www.youtube.com/watch?v=q3c2DcfWAY4, тяготеет молодой Эрвин Франкелло, умеющий работать с очень разными животными.

Из прекрасных отечественных дрессировщиков полезно знать о существовании Василия Тимченко и его обаятельных северных морских львов — https://www.youtube.com/watch?v=2UAGQWfkeiE&t=227s, и Сергея Нестерова с его белыми тиграми — https://www.youtube.com/watch?v=Ca8Bb5TvmSg&t=227s. И тот, и другой — из числа артистов, идущих своим, оригинальным и отличным от коллег, путем.

С режиссерами в классическом цирке сегодня дело обстоит неважно. В Европе они все ушли в «новый» цирк, а в России — просто не в чести на фоне довлеющей дивертисментной структуры представлений. Упомянутый Валентин Гнеушев давно отошел от дел. В отечественном цирке на сегодня всего лишь два имени, которые нужно знать несведущим в цирке.

Евгений Шевцов, до недавнего времени успешно экспериментировавший в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского, тяготеет к образному цирку, в котором первична идея и наряду с трюковой составляющей очень большую роль играют хореография и костюмы. Из последнего — вот такой блестящий номер «Девочка с персиками» был создан им к прошлогоднему фестивалю «Идол» (исполнители тут — не цирковые, а артисты кордебалета): https://www.youtube.com/watch?v=bc5WSs_a-B8.

Гия Эрадзе, возглавляющий собственный продюсерский центр «Королевский цирк», предпочитает формат шоу и довел его до такого совершенства, что его грандиозные программы продолжительностью в три часа и более смотрятся на одном дыхании, а цирк в них — искусство торжественное и великолепное. Вот здесь фрагмент его последней программы «Бурлеск» под названием «Трансформация Фаберже», и фрагмент «Белое», показанный на фестивале в Монте-Карло  https://www.youtube.com/watch?v=_0VBAm_I2Mw.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога