Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли марта 2024. Выбор редакции


  1. 10 марта — «Братья и сестры», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Мне не нравилась версия спектакля-2015, казалась картонной, но спустя 8 лет пересмотренный спектакль потряс, как в дни премьеры. В спектакль пришел реальный, сегодняшний трагизм. По обе стороны рампы стоит Пекашино. Поэтому стоячие овации.

  2. 10, 23 марта — «Обыкновенное чудо», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    Пойду пересматривать трагическую историю, рассказанную Хозяином умирающей Хозяйке в 1980-х…

  3. 24 марта — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Повесть Дмитрия Данилова Праудин уже ставил в Нижнем Новгороде. Прошел год, литература больше не конкурирует с богатой репрессивно-абсурдистской действительностью, из традиционных евангельских морально-нравственных ценностей сварен большой мировой борщ. Среди информационной капусты и кровавой свеклы варимся мы, варится и герой спектакля. Изменение времени должно как-то объяснить, зачем и почему Анатолий Праудин вторично обратился к повести Данилова.

  4. 28 марта — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Театр на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.

    Сложная постмодернистская пьеса классика Стоппарда режиссерски изящно решена как ироничная шуто-трагедия о беде всеобщей театрализации действительности и мороке театра.

  5. 28 марта — «Ольга. Запретный дневник», Независимый проект на сцене театра «Особняк», режиссер Лариса Шуринова.

    Прямой голос Берггольц. Нам в сегодня. Хотя она этого не предполагала.


  1. 7 марта — «Деревня канатоходцев», театр «Открытое Пространство» на Площадке «Скороход», режиссер Яна Тумина.

    Чудесная сказка для взрослых и детей. Сюжет держит в напряженном ожидании до самого финала, а поразительные трюки, которые исполняют куклы на канатах, поражают воображение. Артисты работают мастерски, вдохновенно, талантливо. Один из самых совершенных спектаклей Яны Туминой.

  2. 10 марта — «Близкие друзья», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Елизавета Бондарь.

    Изобретательный формально и ясный по содержанию спектакль по повести Евгения Водолазкина о том, как живет в человеке память о войне, как трансформирует она все его существование. Разрушительное воздействие войны длится гораздо дольше, чем сама война… Актерский ансамбль точен, выразителен. Смелая работа Елизаветы Бондарь и команды.

  3. 13 марта — «Электровоз ВЛ 10», Камерная сцена Городского театра, режиссер Марина Солопченко.

    В этой камерной постановке по текстам Дмитрия Данилова поет, плачет, жалуется, молится вся необъятная болезная Россия-матушка. Прекрасная актриса Марина Солопченко выступила как тонкий и умный режиссер.

  4. 21 марта — «Пикник», театр «Открытое Пространство» (Моховая, 42), режиссер Екатерина Гороховская.

    Спектакль-прозрение: в иронично-грустном скетче сказано так много о человеческой природе, об абсурдном стремлении воевать и полном непонимании последствий этой тотальной битвы. Изящная и мудрая работа Екатерины Гороховской и актеров «Открытого Пространства».

  5. 28 марта — «Ольга. Запретный дневник», Независимый проект на сцене театра «Особняк», режиссер Лариса Шуринова.

    Глубоко и с огромной эмоциональной силой существует в спектакле Анна Геллер. Для нее как для актрисы и человека большим вызовом стала самая искренняя потребность поведать зрителям о том, что пережила Ольга Берггольц, поделиться ее строем чувств и мыслей. Стихи и фрагменты дневника звучат очень индивидуально и с точно найденной мерой художественного обобщения. В помощь актрисе — чуткая режиссура Ларисы Шуриновой.


  1. 7 марта — «Константин Райкин. Своим голосом», спектакль в рамках XVI Фестиваля моноспектаклей «Монокль» на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Константин Райкин.

    Давний спектакль сегодня будто обрел второе дыхание. Он не только подарок к 8 Марта, но и надежный камертон времени: стихи Пушкина и Самойлова в исполнении Константина Райкина звучат так, словно написаны вчера.

  2. 14, 15 марта — «Холопы», Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Спектакль из разряда must see о холопстве как магистральной проблеме времен. Визуальный аттракцион от команды постановщиков в сочетании с блестящими актерскими работами.

  3. 17 марта — «Лодка», театр «Семьянюки» на сцене театра «Лицедеи», режиссер Сергей Бызгу.

    Лучший день и место, чтобы насмеяться от души и до упаду, набраться оптимизма и веры в лучшее вместе с самым смешным клоунским театром нашего города.

  4. 22, 23 марта — «Риф», Такой театр на Площадке «Скороход», режиссер Борис Павлович.

    Выбор одного из самых интеллектуальных режиссеров нашего города пал на роман Алексея Поляринова о столкновении поколений и умении противостоять крушениям. Очередной опыт Бориса Павловича в освоении нестандартной для театра прозы безусловно достоин внимания.

  5. 24 марта — «Саша, привет!», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Саша — не человек, а пулемет. Когда он выстрелит в осужденного, не знает никто. Анатолий Праудин вместе с автором романа Дмитрием Даниловым размышляет о будущем, которое в любой момент может стать или уже стало настоящим.


  1. 9 марта — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Выдающийся спектакль.

  2. 14, 15 марта — «Холопы», Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Одна из самых ожидаемых премьер сезона. К просмотру обязательна.

  3. 21 марта — «Просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.

    Страдающее Средневековье глазами человека метамодерна.

  4. 24, 25 марта — «Месяц в деревне», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Трепетный мир Тургенева через радикальную оптику Романа Габриа. Премьеры ждать уже недолго.

  5. 28 –29 марта — «Ловля форели на закате», «Ловля форели на рассвете», Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.

    Камерная дилогия Бориса Павловича, которая стоит всех громких премьер. Заложенный в ней «слабый вкус коридорных вестей» сродни мечте, которая в условиях герметичного мира рушит стены и потолки.


    Театр для детей и подростков

  1. 7, 8 марта — «Джульетта», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссеры Эне-Лийс Семпер, Тийт Оясоо.

    Любовь-морковь, слезы-розы, танцы и песни, хоум-видео, нелинейность повествования, разрушение авторского текста, сновидения, молодые лица, смертельный азарт, эмоции, эмоции, эмоции — кажется, шоу «Джульетта», которое показывают в БДТ, собрало все элементы для того, чтобы взрослеющий отрок сказал, что театр — это вау и это для меня. Конечно, сюжет классической пьесы здесь изучить будет сложно, но зачем подробности, если на сцене происходит все и сразу, а Джульетт ближе к концу становится и вовсе больше одной. У спектакля есть своя фанатская группа, и это неудивительно — в чем в чем, а в драйве и вайбе ему не откажешь (кстати, все выучили слово «вайб»?).

  2. 8, 29 марта — «Птифуры. Бабушки», театр КУКФО, автор идеи Катя Ионас, режиссер Анна Викторова.

    Птифуры — нежнейшие маленькие пирожные, которые — ап, проглотил и ищешь, где же, где взять еще столько же нежности? В спектакле «Птифуры. Бабушки» столько нежности, смеха, слез и легкости, что нужно идти семьей, чтобы было с кем поделиться. В основе спектакля — лимерики, абсурдистские стишки и скетчи про жизнь этих чудных, прекрасных уютных бабушек, которых создала Анна Викторова (каждая из них — произведение искусства), а оживили Катя Ионас и Кирилл Смирнов. Вообще, вся история КУКФО пронизана темой старух и старушек, но эти бабушки — одни из самых прелестнейших. Любимый спектакль детей, воспитанных бабушками, и бабушек, которые вообще-то никогда не вырастали.

  3. 9, 10 марта — «Семейная пекарня», театр «Практика» на территории Левашовского хлебозавода, режиссер Юрий Макеев.

    Совпало или так задумывалось, но спектакль о французской кондитерской играется на территории бывшего хлебозавода, что, конечно, очень символично. «Театр вкуса» (резидент театра «Практика») — театр, который широко известен в Москве, но в Петербурге о нем практически неизвестно. Наверное, это один из самых образцово-показательных интерактивных спектаклей для семейного просмотра, где часть зрителей-везунчиков детского возраста не просто «прилетят» силами своей фантазии во Францию, чтобы услышать тот самый хруст французской булки, но еще и сами смогут испечь настоящий хлеб. А пока одни будут замешивать тесто, другие будут слушать рассказ месье пекаря Жана Жюля Жака о его семье, о традициях, которые свято хранят из поколения в поколение, о секрете самого вкусного на свете французского багета и круассана. Спектакль столь же теплый и атмосферный, какими бывают старинные фамильные пекарни и кофейни где-нибудь в провинции Франции или Испании. Тот зрительский опыт, который потом хранишь в уголке своего мягкого дрожжевого сердечка.

  4. 13, 24 марта — «Дневник ласточки», БТК, режиссер Ксения Павлова.

    Отличный пример, как из познавательной книжки, в которой описана история путешествия маленькой ласточки со множеством интересных фактов, можно сочинить невероятно нежный, красивый и чистый спектакль. Спектакль для маленьких детей захватит и взрослого — он играется, что называется, на расстоянии вытянутой руки, но тот предметный мир, который создает режиссер вместе с прекрасной Екатериной Ложкиной, настолько безусловен и обжит, что ты с трепетом и волнением следишь за путешествием маленькой героической ласточки в этом огромном и пугающем мире и в очередной раз поражаешься, как невероятна природа, где птицы пролетают огромные расстояния, чтобы весной вернуться обратно, туда, где они когда-то были рождены из маленького белого яичка.

  5. 30 марта — «Алиса в Зазеркалье», Детский музыкальный театр «Зазеркалье», режиссер Александр Петров.

    Очаровательный, красивый, безумный (или безумно красивый), смешной спектакль для всей семьи, сохранивший весь абсурдизм первоисточника, который и не всем взрослым по зубам. Но у режиссера Александра Петрова есть дар — делать сложное понятным и увлекательным, при этом не снижая градус, не упрощая, но принося в мир того или иного произведения свой узнаваемый юмор и высокую театральную игру, так что ни ребенку, ни взрослому скучно в ярком абсурдистском мире оперы, сочиненной Ефремом Подгайцем, точно не будет. Вообще, в последние сезоны почти каждая из премьер заслуживает того, чтобы стать символом театра, но «Алиса в Зазеркалье» театра «Зазеркалье», кажется, обнажает сердцевину режиссерского стиля Александра Петрова.


  1. 2, 9, 29 марта — «Бессердечность», Танцевальная компания «Каннон Данс», хореограф Лилит Акопян.

    Два раза в Black box theatre, что на Казанской, и один раз — в конце месяца — в Екатерининском собрании труппа «Каннон Данс» покажет спектакль, в котором хореограф размышляет в танце над сочинениями Ханны Арендт.

  2. 3, 23 марта — «Кагуя — лунная принцесса», хореография Иржи Килиана.

    Проект TheatreHD представляет в кинотеатрах один из легендарных балетов Иржи Килиана, созданный по мотивам японских мифов на музыку Маки Исии. 3 марта его можно увидеть в «Синема парк Deluxe», а 23 марта — в «КАРО 9 Варшавский экспресс».

  3. 6 марта — «Все о любви», на сцене Александринского театра.

    Гала-концерт, собравший звезд Мариинского театра (Виктория Терешкина, Оксана Скорик, Мария Буланова — в одной программе!) и их не менее известных коллег из Михайловского и Большого театров. Обещана премьера номера «Страсть» в постановке Ивана Васильева, который танцовщик исполнит с четырехкратной чемпионкой мира по спортивным танцам Анастасией Тишовой.

  4. 13–17 марта — «Борис Годунов» М. Мусоргского, Большой театр на сцене Мариинского.

    Москвичи привозят раритетную постановку — «Бориса Годунова» 1946 года выпуска. Режиссер Леонид Баратов, художник Федор Федоровский, хореограф Леонид Лавровский. Опера большого советского стиля. Из столицы приедут, правда, только декорации и солисты — хор, миманс и оркестр будут мариинские.

  5. 16 марта — «Дважды два», камерный вечер сочинений хореографа Ксении Семеновой на Новой сцене Александринского театра.

    Сначала — «Будто вечность знакомы» (исполняют Любовь Озорнина и сама хореограф) — воплощение в контемпорари того странного чувства, которое хоть раз в жизни испытывал любой: при первой встрече с человеком тебе кажется, что ты знаешь его сто лет. А затем — «В зеркале точно себя я не вижу», где Аля и Лена Курбатовы разбираются с тем, что это такое — быть сестрами.


  1. 9 марта — «Песнь песней», БТК, режиссер Руслан Кудашов.

    Что смотреть в начале весны, как не спектакль о любви? «Песнь песней» о любви поет, шепчет, стонет и кричит. В этом спектакле Кудашова любовь — божественный дар и мука одновременно, она архаично-страстная, вербально невыразимая, пульсирующая — ветхозаветная.

  2. 11, 12 марта — «Шиле», Театр ненормативной пластики, режиссер Роман Каганович.

    Визуально яркий и броский спектакль об отношениях художника и власти, о цензуре, рамках и естественной необходимости за эти рамки выйти. Гротеск, экспрессионизм и телесность.

  3. 22, 23 марта — «Риф», Такой театр на Площадке «Скороход», режиссер Борис Павлович.

    Свежая премьера, которую нельзя пропустить — в этот раз хирургически тонкая режиссура Павловича коснется романа Алексея Поляринова. Помимо погружения в глубокие воды интеллектуализма, на спектаклях Павловича, в конце концов, просто по-человечески хорошо.

  4. 29 марта — «Кроткая. Монтаж», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Артем Злобин.

    Третья премьера Артема Злобина, недавнего выпускника Л. Эренбурга. Вновь камерная история, разыгранная на двоих-троих актеров. Но в этот раз молодой режиссер переходит от современной драмы на поле классики, правда, все-таки перенося фабулу Достоевского в наши дни.

  5. 30, 31 марта — «Козлиная песнь», Камерный театр Малыщицкого, режиссер роман Муромцев.

    КТМ, сросшийся с режиссурой Петра Шерешевского, неожиданно пригласил на постановку Романа Муромцева. Тот же, вполне ожидаемо, выбрал в качестве материала роман обэриута Константина Вагинова о Петербурге. Экстравагантная, гремучая смесь.


  1. 7 марта — «Антигона», театр «Мастерская», режиссер Максим Фомин.

    Сюжет знаком: царь Фив Креонт запрещает хоронить тело Полиника, и Антигона нарушает закон государственный, следуя закону божественному. В интеллектуальном спектакле «Мастерской» актеры перерабатывают знакомый сюжет, являя его через сегодняшнюю оптику.

  2. 7 марта — «Трепет моего сердца», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Александр Баргман.

    В лиричном и нежном спектакле Баргмана персонажи готовятся начать жить, но жить по-настоящему не начинают. Тонкий спектакль о невозможности быть вместе с любимыми, о неизбежности расставания и поэтичной тоске существования.

  3. 16 марта — «Про сказки», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.

    Деконструкция русской сказки. Разрушение русского мифа в фольклорном фарсе. Страшно-ироническое зрелище, где жестокий царь петрушечным голосом произносит: «Я устал, я ухожу!» Это ли не сказка?

  4. 20 марта — «Мещане», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Елизавета Бондарь.

    Премьера спектакля пришлась на «страшные» ковидные времена, когда под вопросом было ее проведение оффлайн. Сейчас же времена поистине страшные, и вопросы задаются совершенно не те… В остроумном и злободневном спектакле Бондарь персонажи-мертвецы века 21-го как бы молятся, как бы пьют, как бы обедают, как бы спят — живут в мире икейного убранства. Как бы.

  5. 26 марта — «Ленин из Ревды», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    После выборов самое то — прийти на демократическое голосование по вопросу снесения памятника Ленину в городе Ревде. Результаты не фальсифицируют!


  1. 14, 15 марта — «Холопы», Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Премьера Андрея Могучего по пьесе Петра Гнедича — театральный космос. Построение и разрушение громадного сложноустроенного мира российской истории, выдающаяся актерская игра Марины Игнатовой, трагедия прошлого/настоящего и жажда свободы.

  2. 22, 23 марта — «Риф», Такой театр на Площадке «Скороход», режиссер Борис Павлович.

    Премьера Бориса Павловича по роману Алексея Поляринова «о вечной войне поколений». Столкновение с рифом — что это будет? Ответа нет, но в этом сезоне премьеры Бориса Павловича — как свежий ветерок в спертом воздухе.

  3. 23 марта — фестиваль «Весь день — театр» в Театральном музее.

    Уже почти традиционный мартовский фестиваль Театрального музея с лекциями, дискуссиями и спектаклями — в этом году в программе Шекспир, Чехов, Мрожек.

  4. 29 марта — «Кроткая. Монтаж», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Артем Злобин.

    Премьера Артема Злобина по повести Федора Достоевского. Интересно проследить, куда молодого и яркого режиссера приведет поток сознания великого мыслителя.

  5. 30, 31 марта — «Козлиная песнь», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Роман Муромцев.

    Премьера Романа Муромцева по роману Константина Вагинова. Очень любопытно, как внутри пространства хтонического хаоса Муромцева развернется обэриутская проза.