- 8 октября — «В чаще», Государственный театр коренных малочисленных народов Севера (Якутск, Республика Саха (Якутия), режиссер Сергей Потапов.
Потапов интересный режиссер.
- 10 октября — «Пачупки», Республиканский театр белорусской драматургии (Минск, Республика Беларусь), режиссер Евгений Корняг.
Корняг интересный режиссер.
- 14 октября — «Стражи Тадж-Махала», Московский драматический театр им. А. С. Пушкина (Москва, Россия), режиссер Алексей Золотовицкий.
Хорошая пьеса, видела по ней спектакли — и отличные, и средние, интересно, что тут…
- 16 октября — «Моня Цацкес — знаменосец», Московский еврейский театр «Шалом» (Москва, Россия), режиссер Олег Липовецкий.
Все коллеги очень хвалили…
- 17, 18 октября — «Лес/Ой. Начало» и «Лес/Ой. Продолжение», Государственный Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ, Республика Бурятия), режиссер Олег Юмов.
Олег Юмов — из первого режиссерского выпуска С. Женовача, интересно начинал, давно не видела…
Начинается XXXIII Международный фестиваль «Балтийский дом», развернувшийся нынче от Балтии на Восток, его спектакли и рекомендую сама себе…
- 1, 21, 22 октября — «Хотите сделать меня счастливой?», Театр Поколений, режиссер Татьяна Шуклина.
Премьерный спектакль по книге «Ваши письма я храню под матрасом», подлинная история переписки Сары Юнгкранц (Швардт), девочки-подростка, становящейся взрослой, и знаменитой детской писательницы Астрид Линдгрен. В БТК уже третий сезон идет интересная сценическая версия режиссера Петра Чижова (пьеса Ксении Ярош) под названием «немножко СЛИШКОМ одиноко». Интересно, каков будет взгляд на эту историю режиссера Татьяны Шуклиной и ее команды в Театре Поколений.
- 5 октября — «Школа», Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина, Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.
Жесткий и лирический, экстравагантный и ранящий, это спектакль о детстве и юности всех и каждого. Метафора «школа» — многозначна и многопланова. Общее прошлое и уникальный опыт конкретного человека — неразделимы. Музыка, игра, док и совершенно невообразимый финал.
- 8, 10, 28 октября — «Лодочник», Городской театр, режиссер Андрей Горбатый-мл.
В этом камерном, хорошо придуманном и очень человечном спектакле по пьесе Анны Яблонской с октября обновляется актерский состав: замечательного Богдана Гудыменко заменит не менее замечательный Антон Падерин. Его недавние работы в спектаклях П. Шерешевского очень содержательны и значительны, поэтому я бы порекомендовала бросить все и бежать на «Лодочника» в Городской.
- 15 октября — «Крум», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.
Безжалостно честный, не готовый утешать зрителя, умный и стилистически совершенный спектакль. В КТМ сложилась не просто талантливая труппа, но компания чутких друг к друг партнеров, тонко воспринимающая режиссерский метод. Пьеса израильского классика ХХ века, «неудобного» драматурга Ханоха Левина становится историей про людей, живущих по соседству с нами, в коммуналке выше этажом, по сути — про нас самих, бессильных что-то изменить в жизни.
- 30, 31 октября — «Русские классики», проект «Театральный дом» благотворительного фонда «Подари мне крылья», режиссер Дмитрий Крестьянкин (на площадке театра «Мастерская»).
Новая работа Дмитрия Крестьянкина и его коллег-артистов с подростками и молодыми людьми, многие из которых имеют опыт сиротства или прошли иные сложные жизненные коллизии. Между профессионалами и непрофессионалами нет водораздела: действует ансамбль понимающих и чувствующих друг друга людей, знающих, зачем они вышли на сцену. Произведения из великой «русской классики» сняты с пыльной полки и подвергнуты непредвзятому разбору. Эмоционально сильная и социально значимая постановка.
- 5, 19 октября — «Город. Женитьба. Гоголь», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.
Один из самых прекрасных спектаклей о городе и о прихотях любви со всеми присущими Бутусову режиссерскими аттракционами.
- 4–8 октября — «Что делать?», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.
Очередной блок спектаклей про главный национальный вопрос. Смотреть и пересматривать.
- 10, 11 октября — «Физика трущихся поверхностей», Театр НеНормативной пластики на Площадке «Скороход», режиссер Роман Каганович.
С присущей Роману Кагановичу откровенностью о нескончаемой человеческой боли.
- 13 октября — «СемьяНЬЮки», Театр драматической клоунады «Семьянюки», режиссер Юрий Ядровский.
Не все же плакать, можно и посмеяться от души. Драматическая клоунада par exellence.
- 27 октября — «Ловля форели на рассвете», театр Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.
Свежая премьера (и в пару с ней второй спектакль-близнец) Бориса Павловича как всегда обязательна к просмотру.
- 8 октября — «В чаще», Государственный театр коренных малочисленных народов Севера (Якутск, Республика Саха (Якутия), в рамках XXXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», режиссер Сергей Потапов.
Спектакли Потапова — это почти всегда встреча с мифом, рассматриваемым через призму поп-культуры. А в данном случае еще и имеющим в основе самый экранизируемый рассказ японского писателя Рюноскэ Акутагавы.
- 21 октября — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.
Выдающийся спектакль.
- 21, 22 октября — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых, в ожидании конца известных времен, или просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.
Обещают историю о страдающем Средневековье, рассказанную современным языком. А Кирилл Люкевич говорит на нем свободно.
- 26, 27 октября — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.
Такого Достоевского вы точно еще не видели. Изумительно точный портрет Раскольникова, показанный через абсурдную форму трагического несоответствия внешнего и внутреннего миров.
- 27 октября — «Мария Стюарт», Театр «ТОК», режиссер Андрей Богданов.
И такого Шиллера вы тоже точно еще не видели. Блистательное кабаре под кодовым названием «Тюдор нах».
- 10 октября — «Палата № 6», Экспериментальная сцена под руководством Анаталия Праудина, Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.
Одна из самых сильных премьер прошлого сезона чем дальше, тем больше кажется гениальным прозрением того состояния, в которое все больше погружается наше общество. Неслучайно уже в этом сезоне нас ждут еще несколько премьер по одноименному произведению А. П. Чехова — одно это свидетельствует о разрушенной сердцевине человека и человечества наших дней. Спектакль Праудина — то, что смотреть обязательно, хоть и болезненно.
- 13, 14 октября — «Макбет театрального undegraunda», Площадка 51, создатели и исполнители Филипп Дьячков и Мария Селедец.
Свежайшая премьера Площадки 51 — спектакль в форме рок-концерта, где песни «Гражданской обороны» каким-то образом переплетаются с шекспировскими страстями. Тех, кто любит Площадку 51, понимают, что нас ждет одно из двух: трэш-угар и андеграунд либо трэш-угар и андеграунд, но тот угар, который еще долго будет стучать в твоей крови. В любом случае, лично я билет уже купила.
- 26 октября — «Титаник», театр «Заячий стон» на сцене «Колизей Арены».
Когда-то квартет молодых актеров театра «Ленком» под названием «Заячий стон» стал выпускать ролики на ютубе, создавая невероятно обаятельные и смешные «зримые песни» и пародии под популярные песни. Как это бывает, когда талант не спрячешь, спустя время творческая энергия экспонировалась в создание полноценных спектаклей. Последняя премьера коллектива — «Титаник» — нежданно заедет в Петербург. Спектакль для тех, кто просто хочет не сойти с ума в эти осенние дни и посмеяться над хорошим актерским комедийным спектаклем.
- 27, 28 октября — «Мармеладов», Малый театр кукол (МТК), режиссер Чакчи Фросноккерс.
Создатель МТК Чакчи Фросноккерс продолжает развивать свой театр как театр кукол для взрослых. В центре премьерного спектакля — Мармеладов, герой романа Достоевского, столь же трагический, сколь и омерзительный в своей слабости. Время читать Достоевского.
- 28 октября — «Бесприданница», театр «Приют комедианта», режиссер Александр Баргман.
«Мучительная прелесть» — так называет работу над Островским режиссер Александр Баргман. Кажется, очень точное попадание режиссера в материал: здесь и русская предопределенность судеб и жизней в трагедии, где каждый по-своему «хороший человек», и женская душа, сгорающая в своей любви как мотылек, и лирика, разложенная на голоса прекрасных актеров. Все, за что мы так любим спектакли Александра Баргмана.
- 5 октября — Гала звезд оперы и балета, Мариинский театр.
В честь 240-летия Мариинского театра на сцену выйдут три десятка лучших оперных и балетных артистов. За пультом Валерий Гергиев.
- 6–8, 25 октября — «Франкенштейн» Р. Игнатьева, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Новый взгляд на историю, когда-то придуманную Мэри Шелли, предлагают композитор Роман Игнатьев и режиссер Алексей Франдетти.
- 8 октября — «Короли танца возвращаются», БКЗ «Октябрьский».
Продюсерский проект, 15 лет назад собравший на одной сцене четырех танцовщиков из нескольких великих балетных стран, возвращается в формате home edition: артисты на сцене будут только наши. Но каждому из четверки точно есть чем похвастаться в танце, и каждый (Иван Васильев, Олег Габышев, Леонид Сарафанов, Дмитрий Соболевский) имеет свою армию поклонниц. В программе обещаны сочинения Ролана Пети, Фредерика Аштона, Леонида Якобсона и других классиков ХХ века.
- 11, 29 октября — «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, кинопоказ в рамках проекта «TheatreHD» (11 октября — в кинотеатре «Родина», 29 октября — в «Cinema Park Deluxe»).
Спектакль поставлен худруком Цюрихской оперы Андреасом Хомоки специально для Озерной сцены Брегенцского фестиваля. Премьеры Брегенца — это всегда пиршество для глаз: в Боденском озере воздвигаются фантастической красоты декорации, всегда странные и всегда захватывающие внимание. «Мадам Баттерфляй» идет на фоне как бы смятого бумажного листа — так легкомысленный американский морской офицер разрушил жизнь юной японки. За пультом — Энрике Маццола, в роли Чио-Чио-сан — узбекская сопрано Барно Исматуллаева, которой мировые музыкальные критики уже успели пропеть дружную хвалу.
- 15, 19 октября — «Золушка» С. Прокофьева, Мариинский театр, хореограф Алексей Ратманский.
Мариинский театр убрал с афиш имя постановщика, но от этого «Золушка» не перестает быть одним из лучших балетов Алексея Ратманского. Балетом умным, нежным и ироничным одновременно. 15 октября в главных ролях обещаны Мария Ширинкина и Андрей Ермаков, а 19 октября — Екатерина Осмолкина и Евгений Коновалов.
- 3, 4 октября — «Сердцедёр», театр Karlsson Haus, режиссер Евгений Корняг.
Премьера крупного белорусского режиссера Евгения Корняга по роману Бориса Виана. Абсурд и гротеск, всеприсутствие и всепоглощение зла и удушающая сила любви станут главными темами нового кукольного спектакля.
- 7, 8 октября — «Научи меня любить», Театр на Васильевском, режиссер Артем Злобин.
Артем Злобин, недавно выпустивший спектакль «Магазин» в НДТ, в своей новой работе вновь обращается к современной драматургии с непростой темой: любовь ученика и учительницы. Спектакль предполагает раскрыть психологическую сложность «запретных» чувств в условиях общественного осуждения. Какую позицию вместе со следователем займет зритель: любви все прощается или законы морали выше веления сердца?
- 10 октября — «Пачупки», Республиканский театр белорусской драматургии, в рамках XXXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», режиссер Евгений Корняг.
Последний спектакль трилогии Евгения Корняга в РТБД. Вторая часть, «Шлюб з ветрам», привезенная им в 2021 году, показала всю мощь белорусского театра, так что и здесь не стоит рассчитывать на меньшее. Спектакль, наполненный звучанием белорусского фольклора, пение, к которому невозможно не подключиться, — все, чтобы подтолкнуть зрителя к размышлению о магически притягательной и пугающей своей сакральностью категории рождения человека.
- 17 октября — «Из Кариота», худ мастерская иногда театр «Воркута» на площадке Городского театра, режиссер Роман Муромцев.
Притчевый сюжет повести Леонида Андреева в руках Романа Муромцева превращается в постапокалипсис, где апостолы — брошенные богом дети, а Учитель уже никогда не даст ответа. Вместо этого держать ответ будет человек, без которого Христос никогда бы не стал собой, — это Иуда в исполнении Анны Щетининой.
- 21, 22 октября — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых, в ожидании конца известных времен, или просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.
Кирилл Люкевич в соавторстве с драматургом Анастасией Федоровой придумал сиквел к «Дон Кихоту» Сервантеса. В этой премьере ожидается много юмора страдающего Средневековья и вера в подвиг в современной бессмысленной жизни. Ведь иногда даже встать с кровати, чтобы посмотреть в окно, — настоящий подвиг.
- 3, 12 октября — «Сталлоне любовь корова», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.
Прикольный спектакль о любви в самом чистом и простом значении этого слова. Из иронической мелодрамы — в (видео)игровую комедию. Рекомендую к очищению слезами сквозь смех.
- 13 октября — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.
Бесовской спектакль о необратимости всеобщего разложения — реальность мамлеевско-муромцевской постсмерти неожиданно стала нашей реальностью. Рекомендую к ужасанию.
- 18, 21 октября — «Красный фонарь», Театральный музей, режиссер Дмитрий Крестьянкин.
Демократический спектакль о невозможности выбора в имперской стране. Судьба последнего директора Императорских театров Владимира Теляковского полностью зависит от зрительского голосования… или революции? Рекомендую к участию.
- 25, 28 октября — «Dyimovochka trip», театр «Блоха», режиссер Кирилл Люкевич.
Профеминистский спектакль об умении всегда выбирать себя и свои желания. Переосмысление сказочных паттернов в контексте новой этики. Рекомендую к проработке.
- 28 октября — «Все клоуны делают это», Площадка 51, режиссеры Владимир Антипов и Александр Бянкин.
Тоскливый спектакль о потере смысла творчества во времена исказившейся морали. Несмешные клоуны живут, пьют, спят, смотрят телевизор и… лезут в петлю. Рекомендую к состраданию.
- 8 октября — «Колино сочинение», Театральная лаборатория Яны Туминой на Новой сцене Александринского театра, режиссер Яна Тумина.
Поэтическое видение реальности через призму главного героя — мальчика Коли с синдромом Дауна. Предметы, куклы и стихотворения высвечивают мир как пространство мечты и любви.
- 12 октября — «Сказка о золотом петушке», театр Karlsson Haus, режиссер Максим Исаев.
Энергии Эроса и Танатоса вырываются из пушкинской сказки на сцену Karlsson Haus. Миф в одеждах из пайеток, меха и рэпа. Удивительной красоты экстатический танец актеров, кукол, предметов. Страстный спектакль о губительной и разрушающей силе власти.
- 15 октября — «Ноу Шоу», театр «Организмы», авторы Владимир Антипов и Александр Бянкин.
Российская рутина как философская категория, хип-хоп, рэп и стендап как форма. Исповедальный сторителлинг в исполнении Владимира Антипова и Александра Бянкина превращается в ироничную клоунаду, сквозь которую просвечивает экзистенциальный ужас.
- 17 октября — «Из Кариота», худ мастерская иногда театр «Воркута» на площадке Городского театра, режиссер Роман Муромцев.
Мы в Аду. Или в постапокалипсисе. Или? Наши Вергилии — Толстой и Достоевский — удят рыбу из бездны. Иуда, Петр и Фома играют в песочнице — где? — в воронке ядерного взрыва? или в той самой пустыне? Роман Муромцев создает гипернасыщенное ассоциативное поле образов и метафор по мотивам «Иуды Искариота» Леонида Андреева. Трое артистов виртуозно перевоплощаются то в стариков-классиков, то в ребятишек-апостолов, а то и вовсе выглядывают из-под масок ролей своими актерскими лицами. Гротескный аттракцион по поиску ответов на вопросы о природе добра и зла.
- 27 октября — «Ловля форели на рассвете», театр Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.
Премьера Бориса Павловича — явление живого театра. В нем — проживание сиюминутности, песня мимолетности. Текст Бротигана рождает поэтический спектакль, сцены из жизни коммуны-коммуналки превращаются в стихотворения, где каждая ложка — рифма, а лимонад — вселенная. «Ловля форели на рассвете» (а есть еще и другая часть — «Ловля форели на закате») — чтобы ощутить ускользающую красоту момента и смысл этой нелепо-грустной жизни.
комментарии