Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли октября 2022. Выбор редакции



  1. 2 октября — «Винни-Пух», Социально-художественный театр, режиссер Наташа Слащёва.

    Слегка меланхоличный, но теплый и нежный спектакль для детей и их родителей. Знакомая сказка в новом обличье. Игровая условность и человеческая искренность. Учиться быть театральным зрителем можно только в театре, хороший спектакль — это важный урок.

  2. 2, 31 октября — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    История происходит в сегодняшнем Питере, герои — узнаваемые современные типажи. Для хорошо помнящих роман Достоевского будет особо любопытно узнавать и одновременно не узнавать текст, коллизии и проблематику в новом обличье, созданном авторами спектакля. Классная работа Ильи Деля (Мышкин) и всего актерского ансамбля.

  3. 8, 9 октября — «Дети проходных дворов. Vol. 2.0. Concert Version», Студия-театр Бызгу (СТБ) на площадке Открытой киностудии «ЛЕНДОК», режиссер Федор Климов, руководитель постановки Сергей Бызгу, автор идеи Евгения Натанова.

    Созданная выпускниками мастерской С. Д. Бызгу Студия-театр показывает первую премьеру, сиквел музыкального спектакля «Дети проходных дворов», посвященного Виктору Цою. Документальные истории (авторы — сами актеры) и песни. Талантливые, красивые ребята говорят и поют о самом насущном, чего им не хватает, в чем их ограничивают. А именно — о свободе.

  4. 17 октября — «Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой на Малой сцене БТК, режиссер Яна Тумина.

    Идеальный спектакль для детей и взрослых. Смысл человеческого послания авторов спектакля объединяет всех, и точно так же всех сплачивает во время просмотра интерес к сложно задуманной и филигранно исполненной работе. Если кратко: театральное чудо как оно есть.

  5. 28 октября — «Петруша, сын ли ты мой или нет?», театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Роман Достоевского «Бесы» — произведение наиактуальнейшее, животрепещущее. Габриа предложил на суд зрителей не инсценировку всей толщи романа, а особый ракурс и жанр «русское дель арте». Внутри балагана — мрак, хтонь, бесовство. Блестящие актерские работы!


  1. 4–9 октября — «Что делать?», Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Третья версия театра с попыткой ответить на один из двух главных российских вопросов. Ответа нет, но вместе с авторами спектакля хотя бы не так страшно думать.

  2. 7, 8 октября — «Птифуры. Дедушки» и «Птифуры. Бабушки», театр КУКФО, режиссер Анна Викторова.

    Трогательные кукольные спектакли, на которых точно удастся погрузиться в безмятежную театральную радость.

  3. 7, 8 октября — «Р», театр «Сатирикон» в рамках XXXII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», режиссер Юрий Бутусов.

    Безусловный фаворит месяца, гастрольный «Р» замечателен текстом, режиссурой, актерской игрой и наводящей ужас финальной пляской про то, как все мертвы.

  4. 10, 11 октября — «Шиле», Театр ненормативной пластики на площадке «Скороход», режиссер Роман Каганович.

    Одна из самых интересных и уже покалеченных премьер прошлого сезона о жертве и насилии, свободе художника и его уязвимости. Нужно смотреть, пока есть возможность.

  5. 12 октября — «Антигона», театр «Мастерская», режиссеры Григорий Козлов и Максим Фомин.

    Словами Софокла о дне сегодняшнем. Два состава играют спектакль по-разному, но оба можно посмотреть в один день (в 18.00 и 21.00).


  1. 2, 31 октября — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    Подробный, многослойный, метафоричный, современный, актуальный спектакль с феноменальным Ильей Делем в роли Мышкина. Рассказ о трех днях, которые потрясли мир.

  2. 12 октября — «Антигона», театр «Мастерская», режиссеры Григорий Козлов и Максим Фомин.

    Брутальная, аскетичная работа с укрупненными смыслами по завету Софокла: «Много говорить и много сказать — не одно и то же». Этот спектакль как раз говорит о многом.

  3. 14, 15 октября — «Бесчестье», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Евгения Сафонова.

    Очень медленный спектакль о кризисе идентичности.

  4. 15 октября — «Моя дорогая Hélène», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Роман Габриа поставил спектакль о внешней проекции на окружающий пейзаж внутреннего мира. И внезапно это пространство преобразило имение профессора Серебрякова, стало воображаемым центром мира для его обитателей, где возможны любые миражи, вызванные то ли планетой Солярис, то ли ее сестрой Меланхолией. Зависит от того, как сегодня представлять мир.

  5. 23 октября — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Выдающийся спектакль.


  1. 1, 2, 21 октября — «Дневник ласточки», Большой театр кукол, режиссер Ксения Павлова.

    БТК не изменяет себе и продолжает выстраивать репертуар на основе лучших образцов современной детской прозы. В основе премьерного спектакля «Дневник ласточки» —одноименный роман Павла Квартального и Ольги Пташник, выпущенный издательством «Самокат». Трогательная история о путешествии юной ласточки через океаны и континенты в спектакле становится историей о красоте мира и свободе.

  2. 6, 7 октября — «Дядя Ваня», театр «Приют комедианта», режиссер Евгений Серзин.

    В нынешних условиях каждый спектакль — игра в рулетку, составы не предугадать. Поэтому, вероятно, премьера прошлого сезона сейчас будет играться уже другими актерами (хотя надеюсь, что нет). Но одно важное обстоятельство останется неизменным — Евгений Серзин читает Чехова как молодой человек XXI века. Он, слава Богу, не наследует великой традиции, но и не «разгоняет» драматурга на репризы. Это забавно сочиненный, лирический спектакль про молодых ребят, волею случая прозябающих в деревенской глуши, который в финале оборачивается ну очень пронзительными трагическими нотами. Работы Павла Чинарева, Ильи Борисова и Вероники Жуковой очень и очень хороши. Молодежный Чехов — скучно не будет.

  3. 12 октября — «Антигона», театр «Мастерская», режиссеры Григорий Козлов и Максим Фомин.

    Последняя премьера «Мастерской» в октябре пройдет всего лишь раз. А в нынешних реалиях каждый раз — как последний. Поэтому там точно надо быть. Трагедия не Ануя, но Софокла становится историей о семье, но и о власти, которая убивает, о тирании, которая не выбирает, о нравственном законе внутри себя. Жить не по лжи — эстетическая и этическая формула театра Козлова неожиданно воплощается в спектакле по Софоклу.

  4. 18, 19, 20 октября — «Один восемь восемь один», Александринский театр, режиссер Валерий Фокин.

    Режиссер Валерий Фокин устраивает на вынесенной в зал арене цирка «кровавое» шапито. Пусть вас не обманывает смешной коверный, ведущий под уздцы милую пони. Циркизация истории еще страшнее проявляет ужас смерти и саму смерть — и императора, и революционеров, и империи. Размышление о фатальных ошибках правителей и игра в нумерологию по пьесе Б. Акунина. Иван Волков и Иван Трус изумительны в ролях монархов.

  5. 23, 30 октября — «Маршак-Маршак», Театр им. Ленсовета, режиссер Мария Романова.

    Мария Романова ставит детские спектакли (одни из лучших в петербургской детской афише), которые удивительно похожи на нее саму — в них очень много света, свободы, музыки, красоты и смеха. Премьера ее нового спектакля «Маршак-Маршак» — для малышей, в его основе — всем известные стихи лучшего детского поэта. Старый, добрый Маршак — оттого не менее любимый и необходимый — и маленьким детям, и большим.


  1. 12, 23 октября — «Риголетто», трансляция спектакля, прошедшего на фестивале в Брегенце (12 октября — в кинотеатре «Родина», 23 октября — в кинотеатре «Формула кино Галерея»), дирижер Энрике Маццола, режиссер Филипп Штёльцль.

    Австрийский Брегенц славится чрезвычайно красочными постановками на своей плавучей сцене — и «Риголетто» не исключение. Праздник для глаз. Для ушей тоже — в роли любвеобильного герцога Стивен Костелло, злобного и отчаянного шута поет Владимир Стоянов. Режиссер Филипп Штёльцль в России не появлялся, но все могут вспомнить его клипы Rammstein.

  2. 14, 15, 16, 21, 22 октября — «Идальго из Ла Манчи», Михайловский театр, музыка Л. Минкуса, хореограф Начо Дуато.

    Дуато предлагает взглянуть на новую версию «Дон Кихота». Судя по тому, что музыка все-таки Минкуса, а в главных героях остаются те же Китри и Базиль, это будет не совсем новая история про Дон Кихота Ламанчского, а авторская версия балета Мариуса Петипа. Ну то есть продолжение той работы, которой Дуато занимается в последние годы — вышли уже «Спящая красавица» и «Баядерка». Но можно надеяться на то, что Испания лучше знакома испанцу и в «Идальго из Ла Манчи» он снова будет так же ярок и изобретателен, как в своих авторских, не привязанных к старой классике, балетах.

  3. 19 октября — «Блаженство», на Новой сцене Александринского театра в рамках программы «Новый танец на Новой сцене», хореографы Ксана Ковалева и Александр Челидзе.

    Артисты, занимающиеся радикальным современным танцем, обещают: «Через ритуалы, погружаясь в свои первобытные состояния, герои спектакля сталкиваются с самыми потаенным страхами. Человеческие желания и животные инстинкты иронически раскрываются здесь через странное сочетание современной хореографии и музыкального постпанка».

  4. 25, 26, 30 октября — «Мышеловка», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, композитор Александр Журбин, режиссер Николай Покотыло, дирижер Аллаяр Латыпов.

    Музкомедия выпускает премьеру — в мюзикл превращена самая известная детективная история Агаты Кристи.

  5. 29 октября — Гала-концерт лауреатов конкурса «Юный хореограф» на сцене Театра Академии танца Бориса Эйфмана.

    Участникам от 12 до 18 лет, в финал вышли более шестидесяти человек со всей России. Любопытно взглянуть на новое поколение сочинителей танцев в стране.