Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли мая 2022. Выбор редакции


  1. 4, 9, 13 мая — «Академия смеха», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Когда как не сейчас смотреть спектакль о цензуре по законам военного времени, о ее абсурде и судьбе как Автора, так и Цензора…

  2. 7, 8, 25 мая — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета, режиссер Борис Павлович.

    Когда как не сегодня смотреть спектакль по книге никому не известного священника из Йорка, жившего в ХVIII веке, и соотносить времена и нравы…

  3. 8, 15, 23 мая — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Когда как не сейчас смотреть спектакль о тотальной депрессии и крахе всего…

  4. 9, 27 мая — «Записки юного врача», театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов.

    Когда как не сейчас смотреть спектакль о том, как не скурвиться.

  5. 21, 22, 24, 25 мая — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Когда как не сейчас смотреть спектакль, размышляющий о том, что если человек как он есть — подобие Господа, то что же это за оригинал…


  1. 6, 8 мая — «Винни-Пух», Социально-художественный театр, режиссер Наташа Слащёва.

    От этой премьеры жду остроумных и живых актерских работ (распределение — огонь!), вдохновенной игры в театр, искренней интонации в разговоре с детьми-зрителями. Учиться быть театральным зрителем можно только в театре, хороший спектакль — это важный урок.

  2. 10 мая — «Я не видел войны», театр «Мастерская», режиссер Федор Климов.

    Эмоциональный и честный антивоенный спектакль современных молодых людей. Основу литературной композиции составляют дневники, письма, воспоминания студентов, учившихся в годы войны на Моховой, и педагогов Ленинградского театрального института, а также известных актеров и поэтессы Ольги Берггольц. Художник и смерть — это обостренное, болезненное столкновение (резче — только ребенок и смерть). Профессиональная общность становится прочной цепью, которая связывает нынешних актеров с теми, кто оставил нам потрясающие своей искренностью свидетельства.

  3. 12 мая — «Квадрат», Плохой театр (на площадке театра FULCRO, Курляндская, 48), режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Документальные тексты, подлинные истории друзей детства режиссера, ребят из Тулы, чье непростое отрочество пришлось на 90-е годы, вызывают острое чувство узнавания. «Квадрат» переворачивает душу. Этот глубоко человечный спектакль, в котором необыкновенно много сочувствия и любви, стал недавно многократным призером фестиваля «Арлекин», в том числе — лауреатом премии Ассоциации театральных критиков.

  4. 19 мая — «Жаль, что тебя здесь нет», Театральная компания «Разговоры» (в рамках Фестиваля-форума «Особый взгляд» на Новой сцене Александринского театра), режиссерская группа — Алина Михайлова, Борис Павлович, Петр Чижов.

    Инклюзивный мюзикл является совместной продукцией Фонда «Alma Mater» и Новой сцены Александринского театра при участии Фонда «Антон тут рядом». Нежный и почти грустный спектакль, в котором, однако, есть место надежде и оптимизму, вере в человека и его сердце.

  5. 24, 25, 26 мая — «Дети проходных дворов», Учебный театр «На Моховой», мастерская Сергея Дмитриевича Бызгу, режиссеры Сергей Бызгу, Евгения Натанова и Дмитрий Крестьянкин.

    Музыкальный спектакль «Дети проходных дворов» посвящен Виктору Цою. Он складывается из документальных историй самих студентов. Монологи от первого лица — о себе, о мечтах и жизненных планах, об отношениях с родителями, с любимыми, с друзьями. Талантливые, красивые ребята говорят о самом насущном, чего им не хватает, в чем их ограничивают. А именно — о свободе. Билетов на этот спектакль вообще не достать!.. Курс Сергея Бызгу выпускается из РГИСИ через два месяца, и надо срочно смотреть все их спектакли («ШексПИР во время чумы», «Буэндиа. История одного рода», «Врата рая», «Планета людей» и др.).


  1. 11 мая — «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пошел», Вторая сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова (Каменноостровский театр), режиссер Антон Морозов.

    Спектакль по пьесе французского драматурга Жана Люка Лагарса о бесконечном ожидании возвращения домой сына, брата, возлюбленного.

  2. 17 мая — «Сказка о золотом петушке», театр «Karlsson Haus», режиссер Максим Исаев.
  3. 19, 20 мая — «немножко СЛИШКОМ одиноко», Большой театр кукол, режиссер Петр Чижов.

    История переписки Астрид Линдгрен и двенадцатилетней Сары.

  4. 21 мая — «Лес. Книга», в рамках проекта «Лес. Бибихин» на площадке Социально-художественного театра.

    Продолжение творческого акта написания книги в присутствии и с участием зрителей.


  1. 7, 8 мая — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена», Театр им. Ленсовета, режиссер Борис Павлович.

    Очередная премьера Театра Ленсовета обещает любопытнейший симбиоз материала, режиссера и артистов.

  2. 19–22 мая — Фестиваль «Особый взгляд» на Новой сцене Александринского театра.

    Форум инклюзивного театра, в рамках которого всегда есть место острому и правдивому взгляду на проблемы социально незащищенных групп населения.

  3. 25, 26 мая — «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание», «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    После перерыва оба спектакля возвращаются в афишу БДТ. Самое время погрузиться в сценическую версию господства империи Трех толстяков.

  4. 25–31 мая — XXIII Международный театральный фестиваль «Радуга» на сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева.

    В программе фестиваля сразу несколько заслуживающих пристального внимания спектаклей — свежие премьеры Камы Гинкаса («Отец Сергий»), Андрея Прикотенко («Анна Каренина») и Нади Кубайлат («Капитал»), а также номинант «Золотой Маски» этого года — спектакль Петра Шерешевского «Тайм-аут».

  5. 28–29 мая — «Буэндиа. История одного рода», Учебный театр на Моховой, режиссер Сергей Бызгу.

    Отчетные спектакли в самом разгаре, и завершающие обучение «бызята» выпускаются с масштабным эпическим спектаклем по произведениям Маркеса, который идет в два вечера.


  1. 8, 15, 23 мая — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Экзистенциальный опыт прощания с жизнью в эпоху смены оптик и отмены культуры. Закат цивилизации, планета Меланхолия и всадник Апокалипсиса в гениальной работе Ивана Волкова.

  2. 14 мая — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Выдающийся спектакль, в котором отчетливо видно, как случай определяет жизнь, жизнь превращается в судьбу, а судьбу забирает рок. Неотвратимый, беспощадный и безразличный к титулам и званиям. Так репетиция становится спектаклем, тень — фильмом, а человек — трагически разомкнутым миром в черной пустоте Вселенной.

  3. 14, 15 мая — «Мария Стюарт», театр «Ток», режиссер Андрей Богданов.

    Трагическое кабаре, во время которого смешное начнет неотвратимо превращаться в страшное. От чашки чая, предложенной одному из зрителей, до разрушения судьбы наследницы престола путь не такой уж длинный и, к сожалению, до боли знакомый.

  4. 21 мая — «Апрель», ЦЕХЪ театр, режиссер Кирилл Люкевич.

    Лучший спектакль о Викторе Цое, где сопричастность «последнему герою» достигается через энергию совосприятия жизни. Тот редкий случай в наше время, когда #цойжив — не пустое словообразование, а уверенное граффити на куске жизни.

  5. 22 мая — «Бесчестье», Вторая сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова (Каменноостровский театр), режиссер Евгения Сафонова.

    Спектакль редкой внутренней силы. И несмотря на то что медленный театр Евгении Сафоновой сродни здесь европейскому минималистичному авторскому кино, это зрелище заряжено эмоционально так, что плавит внутреннюю пленку, но работает при этом не на разрыв изображения, а на переход его в новое качество.


  1. 12 мая — «Квадрат», Плохой театр (на площадке театра FULCRO, Курляндская, 48), режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Спектакль, неожиданно ставший самым любимым у респектабельных и много видевших членов жюри театрального фестиваля «Арлекин». Он взрывает своей энергией — актерской и режиссерской. «А в душе я танцую» — это о нем. Для молодежи и всех тех, кто еще не забыл, что значит жить.

  2. 14 мая — «Кошкин дом», Детский музыкальный театр «Зазеркалье», режиссер Александр Петров.

    Весенняя премьера лучшего музыкального театра для детей Санкт-Петербурга. Режиссер Александр Петров в этом веселом сочинении для самых маленьких обнаруживает весьма современные и остросоциальные смыслы, которые считываются взрослой публикой на ура. Или как разговаривать с детьми на серьезные темы.

  3. 20 мая — «Школа», Экспериментальная сцена под руководством А. Праудина. режиссер Анатолий Праудин.

    Если вы уже давно закончили школу, но каждый год весной испытываете непонятную тоску, глядя на юных одиннадцатиклассников, то вам сюда: сочинение на тему школы, еще той, советско-постсоветской, лирическое, остроумное, пронзительное, силами лучшего актерского ансамбля города. В каморке, что за актовым залом…

  4. 8, 15, 23 мая — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Пока мы еще живы, есть шанс научиться прощаться с этой жизнью, наблюдая за тем, как это делает герой спектакля «Серотонин» в гениальном исполнении Ивана Волкова. Тоску невозможно заглушить таблетками, но можно талантливо сыграть на сцене и на фортепьяно. Тот случай, когда встреча с чужой внутренней смертью разрушает и наполняет одновременно, излечивая внутренние раны. Сеанс психотерапии для не очень повзрослевших людей слегка за сорок. Школа жизни сезона 2021/2022 годов.

  5. 25 мая — «Вадик поет свою музыку», Социально-художественный театр, режиссер Татьяна Ра.

    Социально-художественный театр в этом сезоне окончательно закрепил за собой то место, которое когда-то занимал в пространстве города Молодежный театр на Фонтанке. Новое время — новые песни. Там когда-то ставили «Ван Халена» и поднимали зажигалки в руках, как на рок-концерте, здесь — звучит музыка нового времени в пьесе современного молодого питерского драматурга Полины Коротыч. Там были столики у пивных ларьков — символ уходящей советской эпохи, здесь — залы Икеи как знаковое пространство настоящего времени. «Вадик поет свою музыку» — настолько прикольный, современный, чудный и радостный спектакль для детей и подростков, что рекомендуется в качестве витамина С в дни весенних каникул, после и вместо школы.


  1. 12 мая — «Лючия де Ламмермур», Мариинский театр, режиссер Андреа де Роза, дирижер Валерий Гергиев.

    В этот вечер рвущую страсти в клочья оперу Гаэтано Доницетти, созданную по придуманной Вальтером Скоттом истории, обещает сыграть сам Гергиев — а это значит, что и любовь, и ревность, и ненависть в ней будут звучать в том градусе, что точно встряхнет зрительный зал. Итальянец Андреа де Роза, сделавший для Мариинки еще «Фальстафа» и «Симона Бокканегру», режиссерских революций не устраивает — он честно пересказывает сюжет. В заглавной роли Айгуль Хисматуллина, это ей предстоит заставить зарыдать всю публику в момент знаменитой сцены сумасшествия.

  2. 14, 15 мая — «Пахита», Мариинский театр, хореографы Юрий Смекалов и Юрий Бурлака.

    Почти сто лет подряд «пойти на „Пахиту“» значило пойти на ее последний акт, посмотреть роскошное гран па — все, что осталось в репертуаре мировых театров от масштабного спектакля, сотворенного в середине XIX века Мариусом Петипа. Love story цыганки и аристократа в нем получала счастливый финал (нет, никаких неравных браков — по ходу дела выяснялось, что девушка тоже знатного рода), и вот только этот финал, собственно танцы на свадьбе, и показывали в балетных театрах. А в начале века XXI сразу несколько хореографов стали предлагать свои версии того, что происходило до свадьбы — и в Париже идет версия Пьера Лакотта, в Мюнхене — Алексея Ратманского, а в Екатеринбурге — Вячеслава Самодурова и Сергея Вихарева. В Мариинском театре свою историю рассказал Юрий Смекалов, а гран па восстановил и почистил замечательный хореограф-реставратор Юрий Бурлака.

  3. 17 мая — «Сон в летнюю ночь», трансляция спектакля Гамбургского балета (кинотеатр «Люксор» в ТРК «Лето»), хореограф Джон Ноймайер.

    Благодаря проекту Theatrehd. com, организовывающему показы знаменитых спектаклей в кинотеатрах, мы можем видеть один из великих балетов Джона Ноймайера — «Сон в летнюю ночь». В нем, как и у Шекспира, встречаются три мира: мир слегка заполошных афинских аристократов (для них звучит бодрый Мендельсон), мир таинственных и отчетливо опасных эльфов (тут вступает космический и пугающий Дьердь Лигети) и мир простодушных ремесленников, занимающихся любительским театром (а тут звучит настоящая старинная шарманка). Тайная шуточка этого спектакля в том, что «личная проекция», роль, в которой хореограф поговорил о себе любимом, — это не роль кого-нибудь из аристократов и не величественный правитель эльфов Оберон. Это — ткач Основа, раздающий роли своим собратьям-ремесленникам и чуть не впадающий в отчаяние от их бестолковости.

  4. 21 мая — «Лауренсия», Михайловский театр, хореографы Вахтанг Чабукиани и Михаил Мессерер.

    Михаил Мессерер, знаток и фанат лучших образцов советского балета, восстановил в театре истинное сокровище — спектакль Вахтанга Чабукиани, поставленный в 1939 году в Мариинском (тогда Кировском) театре. Балет Александра Крейна по пьесе Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна», где мирные крестьяне поднимают восстание против своего господина, потому что он по-свински обошелся с местной девушкой, полон такой восхитительной энергии бунта, такой веры в справедливость и солидарность, что мгновенно захватывает зал.

  5. 22 мая, 12.00 — «Гадкий утенок», театр «Карамболь» (на сцене Концертного зала у Финляндского вокзала), режиссер Олег Леваков.

    В 2018 году этот детский мюзикл получил шесть номинаций на совершенно взрослой «Золотой Маске» — лучший спектакль, лучшая работа режиссера, лучшая работа дирижера (Дмитрий Богданов), лучшая работа художника по костюмам (Олег Молчанов), лучшие роли второго плана (Лина Нова, Андрей Котов). Почему не было номинации за главную роль? Потому что и гадкого утенка-лебедя, и окружающих его юных обитателей птичьего двора играют дети, а по уставу «Маски» детей не номинируют. При этом в «Гадком утенке» нет ничего от восторженной любительщины детских студий — это собранный и тщательно сделанный профессиональный мюзикл. В котором жесткая история Андерсена аккуратно смягчена — гадкого утенка травят не все, его приемная мать-утка защищает его, как и положено матери, да и сводная сестричка на его стороне. Лебедь улетает без отчаяния и горечи в душе, хоть ему и пришлось пережить непростые моменты в этом самом птичьем дворе.