
-
Сегодня празднует первый юбилей неутомимый Виктор Минков, художественный руководитель свободного театра «Приют комедианта». В театре ставят разные режиссеры, находят приют многие артисты. Логично, чтобы Виктора Михайловича поздравил сегодня хор. Хотя бы камерный.
Итак, песня (ведь Минков любит и сам петь)...
С днем рождения, дорогой Витя!
-
В день 90-летнего юбилея Михаила Сергеевича Горбачёва открываем материал Марины Дмитревской, опубликованный в номере 102 «Петербургского театрального журнала», о спектакле Алвиса Херманиса «Горбачёв» в Театре Наций:
-
«Близкие друзья». Е. Водолазкин.
Театр «Сатирикон».
Режиссер Сергей Сотников, сценография и костюмы Марфы Гудковой.«Сатирикон» — это театр, героически ведущий гостевую жизнь уже шестой год. Играть спектакли, репетировать и выпускать премьеры в условиях, когда свой театр закрыт и бог весть когда откроется, — уже подвиг, неведомо сколько нервов стоящий худруку Константину Райкину.
Свежая премьера — на временной сцене в Доме актера, приютившем работу молодых актеров в режиссерском дебюте Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Маленькая история трех юных, один из которых не пережил войну. И Большая история, которая заглушает, перекрывает — перекрывает ли? — и перекраивает их частное существование.
-
«Сад». А. Шипенко.
Электротеатр Станиславский.
Режиссер Денис Азаров, художник Николай Симонов.В Электротеатре Станиславский сыграли премьеру спектакля Дениса Азарова «Сад» по пьесе Алексея Шипенко с Юлией Ауг в главной роли. Это совместный проект Электротеатра с агентством Леонида Робермана «Арт-Партнер XXI».
Этот спектакль приземлился на московскую сцену, как некий инопланетный объект. Не то чтобы у нас ставили только злободневные современные пьесы, но португальская средневековая легенда об эксгумированной и посмертно коронованной любовнице инфанта — too much даже для нарочито аполитичного, стремящегося к мистериальности театра под руководством Бориса Юхананова.
-
Валерий Владимирович Фокин празднует свое 75-летие. Это очень важный человек в моей профессиональной жизни. Мы учились вместе в Щукинском училище: он на актерско-режиссерском курсе, я на актерском. Он был на год старше, но поскольку учился пять лет, а мы четыре, то окончили институт мы одновременно. Еще во время учебы мы познакомились, и он приглашал меня в свои пробы. Первой серьезной работой, насколько я помню, был спектакль по небольшим пьесам Леонида Филатова «Время благих намерений». Валерий Владимирович вместе с Сергеем Артамоновым, режиссером с его же курса, поставили спектакль у нас, и я там играл несколько ролей. Это было начало.
-
«Мертвые души». Н. В. Гоголь.
Нижнетагильский драматический театр.
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.В спектакле Нижнетагильской драмы «Мертвые души» немало допущений, предложенных постановочной группой из Санкт-Петербурга (именно так себя определяют режиссер-постановщик Андрей Гончаров, художник-постановщик Константин Соловьев и художник по костюмам Вера Параничева). Либо ты принимаешь допущения как условие диалога, либо не принимаешь и мучаешься. Я приняла, ибо все они доказываются логикой выстроенного пространства, мизансценами, актерской игрой и предлагаемыми авторами контекстами, причем не всегда очевидными.
Итак, допустим, что Гоголь перенес инсульт, увидев Чичикова-фээсбэшника в сериале Григория Константинопольского. Это первое, что приходит в голову, когда видишь Николая Васильевича на сцене. У Гоголя был инсульт, судя по его деформированному телу, позе и характерной для таких пациентов замедленной речи, но он выжил, разъезжает в инвалидном кресле-коляске вместе с Чичиковым по необъятным просторам Руси и периодически обращается к ней, к нам, к пустому пространству с плохими дорогами и дураками.
-
«Ромео и Джульетта». У. Шекспир.
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник.Григорий Козлов, знаток и адвокат русского характера, впервые за всю свою жизнь в искусстве обратился к Шекспиру. Выбор пьесы определила пара — сначала на его курсе, потом в театре: Юрий Насонов и Кристина Куца. В авторах числятся Борис Shakespearе и William Пастернак: в русском сознании эти два текста, оригинал и пастернаковский перевод, давно проросли друг в друге. Культ текста заставляет всерьез отнестись к фрагментам, которые обычно выкидываются «за ненадобностью» (мол, они ничего не проясняют в основном сюжете), — и в спектакль возвращается, например, сцена с музыкантами, которые пришли на не случившуюся свадьбу Джульетты и Париса и теперь требуют оплаты.
-
«Мещане». М. Горький.
Театр имени Ленсовета.
Режиссер-постановщик и сценограф Василий Сенин, художник по костюмам Ольга Никитина.«Знаете, а мы обвенчаемся с ним, — зло чеканит родителям Бессеменовым снимающий у них комнату молодой человек Кривцов, нагло прижимая к себе их сына Петю. — Поедем за границу и обвенчаемся. Вы рады, да? О, это очень может быть! Но вам — не дам его, вы больше не будете его мучить!»
А каким выразительным взглядом провожает Бессеменов своего приемыша Нила, когда тот покидает родительский дом со словами, что они с Полей будут зарабатывать криптовалютой!
Нет, этих сцен нет в «Мещанах» Василия Сенина (да и представить себе подобное в сегодняшнем Театре имени Ленсовета сложно). Я, грешным делом, предполагаю, какими новыми реалиями могла бы заиграть драма Горького, чтобы ее конфликт взбудоражил современного зрителя. Потому что после этого спектакля возникает ощущение, что «Мещане» устарели, не работают — при том что это уже третья постановка этой пьесы в нынешнем петербургском репертуаре.
-
Сегодня 80 — человеку легендарному. Легендарному завпосту — от ТЮЗА до Таганки и МХАТа. Легендарному сценографу, оформившему десятки спектаклей крупнейших режиссеров (кажется, больше всего — Льва Додина). Легендарному педагогу (они с Анатолием Праудиным учат уже не первый режиссерский курс «на художников» — Алексей Евгеньевич наставляет их по части пространства и его композиции, так что режиссеры могут сами сделать декорацию).
Несколько лет назад А. Праудин говорил в нашем журнале: «Порай-Кошиц живой художник. Это удивительно. Потому что в нашем возрасте сохранить это состояние практически невозможно, а он еще на двадцать лет старше. И тем не менее уровень его идей, его предложений, свежесть его идей меня, конечно, удивляют. Если бы это шло от тридцати-сорокалетнего художника, оно, наверное, так и должно было бы быть, но в его исполнении такое не может не удивлять...»
-
Не стало Риты, Маргариты Зайчиковой, многолетнего главного режиссера и одного из создателей Нижневартовского Городского драматического театра. Я, в отличие от многих, знала последний месяц о настигшем ее страшном, остром диагнозе, но ведь лечили — и надежда была...
Когда-то (а в сущности, совсем недавно, ведь Маргарите только исполнилось 60) они с мужем, художником Вячеславом Зайчиковым, приехали в Нижневартовск по зову подруги Натальи Наумовой — создавать театр. Пробивая свое дело, профессионализируясь, они «строили, строили и, наконец, построили» настоящий театр-дом, театр, живший идеалами искусства, театр, противостоявший серой рутине Нижневартовска — тяжелого северного города без культурной истории. Историю делали они. И когда-то рассказывали мне, как все это было. Я попала в Нижневартовск только в 2008-м и тогда узнала «две равно уважаемых семьи»: «Саныча» с «Наташечкой» и «Зайчиков».
-
«НеБытьИЯ».
Театральная мастерская «АСБ».
Режиссер Алексей Янковский, художник Анастасия Цветкова.Выбранный тон разговора о блокаде на теплом, полном жизни и меда, греческом языке первоначально удивляет витиеватостью пути и сложностью театральных перепутий. Но спустя двадцать минут двухчасового действия, состоящего из одного только звука и света, убаюкивает и остраняет — не только от текста, но и от стен дома на Фурштатской, где играется спектакль. Становится понятно, что история «НеБытьИЯ» — не просто скомпилированная партитура «Хрисотемиды», посвященная поэту Ольге Берггольц, блокадной Музе города, но открытое приглашение в мир ораторного жанра, на орхестре которого два часа живет и дышит единственный протагонист — Ольга Драгунова.
-
Педагог умирает в своих учениках. Всю жизнь привычно «умирал» в них и легендарный профессор ЛГИТМиК, заслуженный деятель искусств РСФСР, Чувашской и Дагестанской АССР, профессор Аркадий Иосифович Кацман.
Мы много писали о Кацмане, его имя по сей день — едва ли не самое легендарное для Моховой. В середине 1990-х, едва начав «Петербургский театральный журнал», мы сделали большую публикацию об Аркадии Иосифовиче. Спустя какое-то время, дополненная, она легла в основу брошюры-сборника, выпущенного ЛГИТМиКом.
А несколько лет назад в «Библиотеке ПТЖ» вышла книга «Театральный педагог Аркадий Кацман», составленная Натальей Колотовой. Заказывайте, читайте. Со страниц к вам выйдет живой Аркадий Иосифович.
-
Фестиваль-лаборатория молодых деятелей театра «БТК.Generation»
Столь масштабного мероприятия с молодыми и для молодых давно не было в нашем городе, возможно, со времен «Оn. Театра» и фестиваля «ТПАМ» А. Могучего. Проект «БТК.Generation», придуманный на базе Большого театра кукол, объединил молодых режиссеров, актеров, художников, продюсеров. Куратор продюсерской группы Наталия Сергеевская и художественный руководитель фестиваля Руслан Кудашов задались вопросом, где и как молодому режиссеру найти работу, а заодно и продюсера с художником, и решили организовать лабораторию, созвать всех, кто хочет и может, а итог показать на фестивале. Для просмотра новых спектаклей были призваны потенциальные работодатели — представители театров Пскова, Архангельска, Иркутска, Тюмени, Нягани. В итоге — 6 дней фестиваля, 16 эскизов и 2 видеопоказа плюс обсуждения и «вечера театральных баек».
-
«Аритмия человечности». Е. Журавлева, О. Жердева.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Елена Журавлева, художник-постановщик Татьяна Баранова.Театр призван мгновенно реагировать на горячие и болезненные темы современности. В Краснодарском театре драмы, кажется, впервые, поставлен документальный спектакль: «Аритмия человечности». Постановка посвящена жизни во времена пандемии — вернее, жизням, биографиям. Идея постановки принадлежала директору театра Ирине Репиной: собрать монологи-вербатимы врачей Краснодарской больницы «скорой помощи».
-
«Мольер, avec amour». По мотивам пьесы М. Булгакова «Полоумный Журден».
Московский театр Олега Табакова.
Режиссер Сергей Газаров, художник Александр Боровский.Новый спектакль «Табакерки», поставленный по мотивам булгаковского «Полоумного Журдена», написанного по мотивам мольеровского «Мещанина во дворянстве», создан о Мольере и для Мольера. С любовью.
Нет, безусловно, смотреть его можно и без малейшего знакомства с Жан-Бастистом (а так чаще всего и будет). Феерия цвета и звука, эстетика модного дефиле в духе Жан-Поля Готье (художник по костюмам Мария Боровская), яркая и талантливая демонстрация всевозможных актерских умений в духе популярных шоу «„нечто“ со звездами» — гремучей смеси этих составляющих вполне достаточно для суперуспешного спектакля. Спектакля, казалось бы, связанного с Мольером лишь теми самыми «мотивами по мотивам».
-
«Бэтмен против Брежнева». С. Денисова.
Театр на Малой Бронной.
Режиссер Саша Денисова, художник-постановщик Леша Лобанов.Для тех, кто родился в семидесятых, детство было словно подзвучено далеким подземным гулом и предчувствием опасных трещин, ползущих по уютному мирозданию. Мало у кого родители не развелись и не рухнул мир маленький и домашний, но всем без исключения довелось пережить крушение мира большого — той страны, под красным флагом которой их принимали в пионеры.
-
«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель».
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, художник-постановщик и художник по костюмам Александр Шишкин, текст Светланы Щагиной.У долго ожидавшейся последней части «Трех толстяков» в БДТ будет продолжение. По прошествии трех спектаклей (а последнее монументальное полотно идет почти четыре часа) Три толстяка все еще не свергнуты, Тибул вроде выбрался из подземного царства, но далек от роли героя и спасителя, а доктор Гаспар погружен в процессы на шкале времени, в которых главную роль играет судьба его учителя Ивана Ильича Туба.
-
«Таланты и поклонники». А. Н. Островский.
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер и художник Марат Гацалов, композитор Сергей Невский.Через четыре года после «Пьяных» творческий тандем Марата Гацалова и Сергея Невского вновь ступил на Большую сцену Театра-Театра. На смену Вырыпаеву пришел Островский, причем с самой «театральной» его пьесой — «Таланты и поклонники». Получился спектакль-рассуждение о месте зрителя в современном театре.
-
«М. М. О. Р.». По пьесе М. Конторович «Мама, мне оторвало руку».
Елецкий драматический театр «Бенефис».
Режиссер Петр Норец, художник Михаил Кукушкин.С современной драматургией у Елецкого драматического театра «Бенефис» отношения складываются сложно — в репертуаре все больше классика, второсортные комедии и постановки на военную тему. На этом фоне премьерный спектакль молодого московского режиссера Петра Нореца «М. М. О. Р.» по пьесе Маши Конторович «Мама, мне оторвало руку» кажется эксцентричным чужаком из драматургической школы Николая Коляды, а на деле становится важным событием, в первую очередь для самого театра, привнося на сцену «Бенефиса» новую проблематику, новый язык и новые технологии.
-
«Товарищ Кисляков». По мотивам романа П. Романова.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Андрей Калинин.«Товарищ Кисляков» Пантелеймона Романова легко вписывается в ряд постановок, которые выходили последние года четыре. 100-летие Октябрьской революции, в том числе, подхлестнуло интерес к драматургии и литературе 1920-х: здесь еще можно обнаружить героев разного социального происхождения и возраста, здесь еще дают голос тем, чьи убеждения расходятся с установками большинства, и здесь еще есть рефлексия по поводу новых порядков. Своей постановкой Андрей Калинин вводит в обиход российского театра имя писателя, находившегося в забвении более полувека. Таких сюжетов в истории нашей литературы, к несчастью, предостаточно, но этот случай интересен еще и потому, что в отличие, скажем, от Михаила Зощенко, с которым Романов негласно соперничал в 1920-х, он был известен разве что специалистам. Меж тем, Пантелеймон Романов был в числе тех, кто пытался разобраться с метаморфозами, происходившими с интеллигенцией, будучи прекрасным бытописателем с чувством юмора сродни зощенковскому.
комментарии