
-
«Брат Андрей». По мотивам пьесы А. П. Чехова «Три сестры».
Театр «ДРАМ.ПЛОЩАДКА».
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.Можно поставить Чехова? Можно. Можно разобрать пьесу на полутона и создать ту самую атмосферу? Можно. А нужно ли? И если нужно, то кому?
Точно не Дмитрию Крестьянкину, который поставил «Брата Андрея» — спектакль по пьесе Антона Павловича «Три сестры». Почему? Потому что захотелось по-другому.
-
«Вопль впередсмотрящего». По мотивам повести А. Гаврилова.
Театральная компания «Разговоры» на сцене Площадки «Скороход»
Режиссер Борис Павлович, художники Ольга Павлович, Ксения Тараканова, Наталья Федорок и Елена Чебуина.Структура спектакля «Вопль впередсмотрящего» напоминает рисунки на песке. Ощутима рассыпчатость: рассыпчатость текста повести Анатолия Гаврилова, послужившей материалом для лаборатории, рассыпчатость рисунка, создаваемого в соавторстве более чем двадцатью актерами и актрисами проекта, рассыпчатость человеческого сознания. Как корабль погружается в холодное море, которое зритель периодически слышит и ощущает внутри спектакля, так и мы погружаемся в эту рассыпчатую реальность и нереальность. Текст повести, изначально имеющий структуру разбитых строчек, периодически выкладывающихся в диалоги, констатацию событий, элементы биографии, присваивается самыми разными способами, чтобы стать одним длинным нелинейным воспоминанием, которое пролетает в последний миг жизни перед глазами впередсмотрящего.
-
«Эрнани». Дж. Верди.
Мариинский театр.
Режиссер Орлин Анастасов, художник Денис Иванов, дирижер Валерий Гергиев.Из двадцати шести опер, написанных Джузеппе Верди за его долгую и многотрудную жизнь, в репертуаре Мариинского театра ранее было четырнадцать — от принесшего композитору первый успех «Набукко» (1842) до последним сочиненного «Фальстафа» (1893). Теперь — пятнадцать: добавился «Эрнани» (1844). Валерий Гергиев, привычно выстраивающий репертуар театра по принципу полных собраний сочинений (работает и в опере, и в балете — сейчас в процессе пополнения балетный Стравинский), обратился к не самому известному в Санкт-Петербурге сочинению великого итальянца. То есть впервые город услышал эту музыку спустя всего два года после мировой премьеры в Венеции (тогда «Эрнани» спела обретавшаяся в Санкт-Петербурге итальянская оперная труппа), периодически ее повторяли в XIX веке, но уже в ХХ ноты надолго убрали в архив.
-
«Барахло».
Театр «Практика» (Москва).
Спектакль Юрия Квятковского и студентов Школы-студии МХАТ, сценограф Антон Левдиков.Студенческий вербатим — уже устоявшийся, почти отдельный жанр современного российского театра. Одни из первых спектаклей — «Это тоже я. Вербатим» про жителей столицы 2010-х, и «Транссиб», созданный по мотивам путешествия на поезде от Москвы до Владивостока и обратно, прочно связали имена Дмитрия Брусникина, Юрия Квятковского и Мастерской Брусникина с этим направлением.
-
«Достоевский маскарад». Идея и тексты В. Бирон.
ФМД-театр.
Режиссер Илья Дель, хореограф Александр Челидзе, композитор Федор Пшеничный.Как известно, в Петербурге время Достоевского − всегда: и душным летним днем на Сенной, и пасмурным осенним на Кузнечном. Именно этому тезису в каком-то смысле был посвящен спектакль Ильи Деля «Достоевский маскарад», сыгранный в Никольских рядах в рамках ежегодного «Дня Достоевского».
-
Кабаре «Верни». Л. Бессмертная.
Неидеальный театр «НРЗБ» (Калининград).
Режиссер и композитор Дмитрий Мульков.На сцену выходит молодой человек и произносит, читая по бумажке и обращаясь к зрителям в маленьком зальчике: «Бон суар, ме зами! Мерси, дэтр веню. Ну заллён ву ментенам презанте нотр травай...» Перевод на русский идет субтитрами: «Здравствуйте, друзья! Спасибо, что пришли. Мы вам представим нашу работу...» Произношение чудовищно до пародийности, что не удивительно, он просит прощения за свой французский, этот язык он не знает совершенно. Это Митя Мульков, он и поставил спектакль, и будет аккомпанировать актрисе Заре Демидовой на семиструнной гитаре, иногда беря в руки и смычок.
-
«Чиж и Ёж».
Театр МТЮЗ (Москва).
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Игорь Каневский.Во флигеле МТЮЗа Дмитрий Егоров выпустил спектакль «Чиж и Ёж» по детским стихотворениям, которые издавались в 1920–30-х годах в одноименных ленинградских журналах, где печатались, в частности, поэты-обэриуты. Коллаж из веселых стихов у него обернулся грустным прощанием с эпохой свободы.
-
Сегодня Ефиму Каменецкому исполнилось бы 90. У него не было всероссийской известности, но он много лет много значил для Ленинграда-Петербурга начиная с 1970-х. Мы печатаем воспоминания о нем и потому, что театральная память короткая, она почти всегда начинается для молодых с их собственного свидетельского опыта, а хочется, чтобы не забывали, отличали, узнавали в лицо...
-
«Горе! Моему уму...». Л. Гура.
Мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых.
Режиссер Дмитрий Хохлов, художник Елизавета Мирошникова.Театральный Петербург еще не остыл после юбилея Мейерхольда — а между тем почти незаметно прошло 230-летие со дня рождения А. С. Грибоедова. «Ни дня без строчки, ни года без юбилея!» Но одни проходят шумно, другие — почти в тишине.
-
Умер Кирилл Датешидзе — когда-то очень значимый для театра и его независимых студийных ответвлений человек. Кажется, он совершил рейд по всем драматическим сценам: с одной стороны — играл в «Похожем на льва» у Гинкаса, с другой — в «Победительнице» Владимирова в Театре Ленсовета... При этом много играл в студийных, экспериментальных, молодых коллективах, мастерских...
Слова в его память пришли в редакцию... -
«Дягилев». На музыку М. Равеля и К. Дебюсси.
Проект фестиваля «Нам нужен Дягилев».
Хореограф Алессандро Каггеджи, режиссер Сергей Глазков, дирижер Павел Сорокин, сценограф Игорь Чапурин.Премьера этого спектакля состоялась в Большом театре, но Большому театру он не принадлежит. Как выяснилось ровно в эти дни, на свете существует фестиваль «Нам нужен Дягилев», который возглавляет и. о. ректора Дипломатической академии Сергей Шитьков. В программе этого феста светские дегустации, не менее светские тусовки и концерты Дениса Мацуева — то есть развлечения для довольно специфического круга зрителей, обычно никак не совпадающего с кругом просвещенных балетоманов и меломанов. Но круг этот, во-первых, узок — два вечера подряд даже Новую сцену Большого театра этой публикой не заполнишь, а во-вторых, придирчив — кто же из наших мадам Вандербильд полезет на ярус? Приемлемы только партер и амфитеатр. Поэтому вместо того, чтобы сделать мероприятие закрытым (как многие другие), часть билетов пустили в продажу (по космическим ценам, круче «Щелкунчика») — и таким образом премьера стала событием общественным и подлежащим обсуждению. Что ж, обсудим.
-
«Тараканище». К. И. Чуковский.
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Как написать о спектакле, в котором много любопытного и даже волшебного, но режиссер уже сам рассказал про контекст, обозначил игровую природу постановки, связанную с циркизацией театра, про фильмы Фредерико Феллини, которые существуют в спектакле намеком, легкой иронией, про музыку из этих фильмов, создающую нужную атмосферу, и про кукол — мишек, слонов, волков и львов, и даже жаб, сделаных из уютных шерстинок, набитых как будто опилками. Формы лап и носов кукол закруглены, они двигаются мало и сложно, головы тяжелы, но при этом они очаровательны, потому что «как раньше». Режиссер для нас объяснил почти все, кроме света — чарующей игры бликов и отражений, созданной Ариной Пшеничной. Остается сама история о вселенском страхе, которую можно рассказать и тем самым преодолеть и найти силы на сопротивление нежданному злу.
-
В конкурсную программу XXII Фестиваля театров малых городов вошли разножанровые спектакли из Воркуты, Альметьевска, Лысьвы, Новокузнецка, Большой Атни и Березников. Все они (кроме, разве что, Лысьвы и Березников) в той или иной мере оказались связаны с малой историей, которая находила отражение в истории общей, повсеместной. Так или иначе, каждый из спектаклей касался темы исторической памяти, семейных ценностей, традиций и поисков национального характера.
-
О режиссерской лаборатории в Усть-Лабинске
Парадокс. В городе Усть-Лабинске, бывшей казачьей станице с населением около 40 тысяч, нет театра. Но есть режиссерская лаборатория, которая вот уже четвертый год снабжает спектаклями и режиссерами театры Краснодарского края («ПТЖ» не раз писал о ней). Лаборатория, как и проходящий здесь же фестиваль казачьей культуры «Александровская крепость», — проекты фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски, уроженца Усть-Лабинска. И это последовательная, скрупулезная работа, нейрохирургия памяти: инструментами искусства выводить в видимость, сохранять этнографический феномен, поименно давать голоса исчезнувшему меньшинству. Темами лаборатории разных лет были и рассказы «казачьего Чехова» — писателя Канивецкого, и трагедия расказачивания.
-
О Фестивале современного циркового искусства CIRQU’ (Арау, Швейцария)
Фестиваль в Арау основан десять лет назад, в 2015 году, Романом Мюллером (Roman Müller) и Мадлайной Бунди (Madlaina Bundi). Роман — в прошлой жизни известный швейцарский жонглер, объездивший полмира со своей цирковой компанией Tr’espace. В цирке его всегда привлекали оригинальность подхода, импровизация и полет фантазии, и во многом это определяет лицо CIRQU’. Мадлайна же, будучи уроженкой Арау, знает все его тайные уголки и скрытые возможности, и благодаря ее организационным способностям цирковые представления проходят в самых неожиданных локациях: не только в местном театре, но и на улице, в храме и даже в лесу.
-
Выставка «Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева».
Манеж Малого Эрмитажа.
Куратор выставки Нина Тарасова, дизайнеры Юрий Сучков и Эмиль Капелюш.В довольно брутальном пространстве эрмитажного Манежа до начала сентября можно лицезреть триумф хрупкой красоты. Десятки платьев 1920-х годов — всевозможных цветов и оттенков, украшенных бисером, пайетками и стеклярусом; целые «инсталляции» из туфелек поистине ювелирной выделки (буквально каждая пара — произведение искусства); отдельно — каблуки и пряжки; сумочки с умопомрачительными вышивками, сумочки с приделанными к ним кукольными головками, а еще будуарные куклы...
-
«Русалка». А. С. Пушкин.
МХТ им. А. П. Чехова.
Автор сценической версии, режиссер и художник Максим Меламедов.Одна из главных черт пушкинской поэтики — многоточие; принципиальная незавершенность, которой оставлено развитие за пределами финала. Онегин, покинутый автором «в минуту, злую для него»; председатель чумного пира, в конце «погруженный в глубокую задумчивость»; появляющаяся в эпилоге «Пиковой дамы» бедная воспитанница Лизаветы Ивановны — с намеком на повторный круг сюжета; бледный Бурмин, бросающийся к ногам Марьи Гавриловны в «Метели», — и повисший вопрос, что же за всем этим будет? Сказочное счастье или прозаичное расставание?
-
«Володя». Драма по рассказу А. П. Чехова.
Новый Молодежный театр (Нижний Тагил).
Режиссер-постановщик Ярослав Рахманин, художник-постановщик Алексей Лобанов, художник по свету Артур Фазлиев.Перед спектаклем на входе я получила конверт, в котором лежала программка, а еще — carte postale (открытка) из Биаррица, кажется; в общем, откуда-то из другого мира.
В 1897 году Чехов две недели провел в Биаррице. А потом Биарриц оказался в рассказе «Володя» — ужавшись буквально до двух предложений, — как воспоминание Володи о счастье: город, где он был с отцом, две девочки-англичанки, с которыми он бегал по песку, и его внезапное желание восстановить в памяти цвет песка и моря. В спектакле Ярослава Рахманина этот мимолетный эпизод обрастает специально написанным им самим текстом, который служит рамкой ко всей истории. Режиссеру эта рамка нужна, чтобы отстраниться от чеховского рассказа, взглянуть на него издалека и под углом другой культуры.
-
«Сказки Гофмана». Ж. Оффенбах.
Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.
Режиссер Елизавета Мороз, дирижер Дмитрий Синьковский, художник Сергей Илларионов.Последней премьерой сезона 2024/2025 в Нижегородском театре оперы и балета стали «Сказки Гофмана». Единственную, легендарную оперу создателя ехидных оперетт взяли в работу режиссер Елизавета Мороз и драматург Алексей Парин. Они позвали композитора Кирилла Архипова: теперь оперу, славную своими нежнейшими мелодиями (ах, баркарола!), предваряет пролог с характерным жестким звучанием. Старая история о том, как гениальный поэт перебирает в памяти свои любовные неудачи (ставшие неудачами с отчетливой помощью темных сил, все по канонам романтизма, естественный соперник поэта — только дьявол), превратилась в повесть о «леонардовском человеке» в нашем времени. Он и театральный режиссер, и скульптор, и композитор, и модельер — этот новый Гофман (в премьерный вечер роль досталась Сергею Кузьмину, в следующий — Сослану Кусову).
-
«Поморский ковчег».
.
Авторский театр «Эскизы в пространстве» совместно с Архангельским театром драмы им. М. В. Ломоносова.Первые зрители спектакля «Поморский ковчег» сгрудились на пирсе и выглядывают артистов на палубах, подслушивают разговоры других (особенно я развесила уши) и гадают, что же нас ждет. Обещают три часа театрального действа, два из которых — в плавании по Северной Двине на пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь». Он построен в 1911 году, и это самое старое пассажирское судно в России, которое все еще продолжает совершать рейсы. И более чем через сто лет с момента дебютного спуска он впервые стал пространством для спектакля.
комментарии