
-
«Дни Савелия». Г. Служитель.
РАМТ.
Режиссер Марина Брусникина, художник Ирина Корина.Опаздываю на спектакль в РАМТ, бегу по Театральной площади, считая секунды, и тут вижу плотную гусеницу из людей, ползущую мимо входа в метро и загибающуюся аж на Охотный ряд. Меня осеняет, я натурально влетаю внутрь этой общности с вопросом: «На кота Савелия?» «Да», — отвечают мне, и я понимаю, что попала куда надо. Впереди шествует обычный московский экскурсовод с микрофоном, в который он говорит что-то поясняющее, останавливается у малозаметной арки, и нас приглашают внутрь. У входа во двор нас встречает улыбающаяся актриса Нелли Уварова, за ней стоит художественный руководитель театра Алексей Бородин, тут же директор театра Софья Апфельбаум, далее — участвующие в представлении актеры. Все улыбаются, руками показывают, мол, проходите, садитесь на лавки или стулья, не расстраивайтесь, если места не хватит, — мы здесь недолго пробудем.
-
«Свидетельские показания». Д. Данилов.
Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
Режиссер Семен Серзин, художник Александр Стойло.В 2019 году в Псковском театре драмы имени Пушкина прошла режиссерская лаборатория «Театр про писателей», на которую среди прочих, шутки ради, предложили относительно новую (на тот момент уже вышла «Что вы делали вчера вечером»?) пьесу Дмитрия Данилова «Свидетельские показания». Эскиз Семена Серзина в результате стал репертуарным спектаклем театра.
-
«Дни Победы». К. Степанычева.
Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Народный дом им. А. С. Пушкина) в рамках офф-программы Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», на Новой сцене Александринского театра.
Режиссер Вера Попова, художник Александр Стройло.В основе спектакля Веры Поповой «Дни Победы» — пьеса драматурга Ксении Степанычевой, базирующаяся на документальном материале. Десять монологов ветеранов Великой Отечественной войны были записаны, обработаны и скомпонованы таким образом, что, последовательно сменяя друг друга, проявляли панорамный портрет середины двадцатого столетия.
Попова радикально меняет композиционную логику текста Степанычевой — дробит монологи, сопоставляя получившиеся фрагменты по принципу смежности или противоположности.
-
«Веками для Усатовой пишутся роли. Лев Николаевич написал для нее образ Толстой барыни, она захотела быть Звездинцевой. Он прислал „Власть тьмы“, ей не понравилось. Островский, Гоголь, Пушкин, Лесков... Грибоедов хотел, чтобы Усатова сыграла Фамусова. Белый видел ее — всей Москвой.
Мучительница. Чертова баба. Дульсинея и Катарина, Сударыня, проезжавшая мимо Кустодиева в санях и навек поселившая в сердце художника тоску по недостижимому идеалу. Окрест — нет ей под стать режиссера. Станиславского времен „Горячего сердца“, Мейерхольда периода „Леса“. Потому — кому как не ей нацепить зеленый парик, шаровары, цилиндр и выйти в Гурмыжской и Курослепове.
Гениальная актриса.
Мучит меня своим даром, как привидение».
-
Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Веры Викторовны Ивановой, серьезно повлиявшей на ленинградский театр и на поколения театральных критиков, завлитов, журналистов. Кого-то учила в институте, у кого-то вела семинар молодых критиков в ВТО/СТД.
Она всегда не просто фантазировала — привирала, создавая увлекательнейшую театральную мифологию. Знала всех, если даже не знала. Вершила судьбы — даже если человек об этом не подозревал.
Я попала к ней в семинар ВТО в начале 80-х повышать квалификацию. Вера Викторовна вела с нами неспешные вальяжные беседы, попыхивая сигареткой и стряхивая пепел в маленькую и по тем временам изысканную переносную пепельничку... Но тут же драила наши тексты, учила журналистскому азарту, короче — занималась с нами.
-
«Девочка Надя, чего тебе надо?» Г. Шпаликов.
Театр «Современник» в рамках Фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.
Постановка и сценография Ивана Комарова.Спектакль Ивана Комарова «Девочка Надя, чего тебе надо?» — о смене парадигм. Его герои, на самом деле, не персонажи Геннадия Шпаликова, а артисты театра «Современник». Эти молодые люди буквально кричат всем своим существом: «Мы не хотим, чтобы Совок возвращался».
-
«Достоевский». А. Куралех.
Театр «Красный факел».
Режиссер Владимир Золотарь, художник Наталья Зубович.Пьеса Алексея Куралеха «Достоевский» создана на основе дневника и писем жены писателя Анны Сниткиной. В премьере «Красного факела» в заглавной роли Денис Ганин, жену писателя Анну Григорьевну играет Юлия Новикова. Спектакль Владимира Золотаря перекликается с «Русским романом» Марата Гацалова в «Глобусе» по пьесе Марюса Ивашкявичюса, где роль жены Толстого Софьи Андреевны играет великолепная Людмила Трошина. Сценография в «Достоевском» напоминает о «Русском романе»: и там, и здесь на сцене большой экран, который работает как белое пространство для рассказывания историй, пришедшее на смену бумаге, служившей человечеству веками. Оба спектакля о женах гениев; в «Русском романе» история изложена в более трагическом тоне, у Алексея Куралеха жена писателя получилась женщиной, скорее, счастливой.
-
«Маршрут Старухи». Спектакль-променад по произведениям Д. Хармса.
Таврический сад.
Автор проекта Константин Учитель.Раз в год на улицы Петербурга выходят герои вселенной Хармса и близкие им по духу. Этой осенью точкой притяжения персонажей стал Таврический сад, по замыслу художественного руководителя «Маршрута Старухи» Юлии Клейман — Центральный парк Нью-Йорка. В начальной точке всем зрителям выдали карту, с помощью которой можно попасть в Америку — страну, в которой Хармс никогда не был, но о которой грезил.
Магистральной темой нового «Маршрута Старухи» стали грезы в преломлении американской мечты, которая осмысляется каждым режиссером «Маршрута» по-своему и порой приобретает неочевидное продолжение.
-
Сегодня на Володинском фестивале «Пять вечеров» в 18:00 на Новой сцене Александринского театра московский «Центр драматургии и режиссуры» играет спектакль «Фабричная девчонка» в постановке Владимира Панкова. Всех заинтересованных отсылаем к материалу Елены Дьяковой в нашем блоге.
-
Юбилей Юрия Бутусова
Неистово сложно делать поздравительный текст по двум причинам. Первая — этот текст будет написан и опубликован в Петербурге. В городе, который Бутусова не защитил. Да, и от самого себя, может быть, — в какой-то момент. Но и от других, совсем других сил. Сил, которые лишили его этого (любимого) города. Он теперь не приезжает сюда — как можно приезжать? И скучает, конечно.
В городе, который не попросил прощения.
-
Сегодня в программе Володинского фестиваля «Пять вечеров» в 19:00 на сцене Театра «На Литейном» Московский драматический театр «Человек» играет спектакль «Причал» в постановке Данила Чащина по первой крупной работе Геннадия Шпаликова. Всех заинтересованных отсылаем к материалу Анастасии Казьминой в нашем блоге.
-
Сегодня в программе Володинского фестиваля «Пять вечеров» в 16:30 и 20:00 на сцене Театра «На Литейном» краснодарский «Один театр» играет спектакль «Я умер от варенья» в постановке в постановке Дмитрия Егорова по стихам петербургского поэта Олега Григорьева — автора, с которым Александр Моисеевич мог бы выпить. Всех заинтересованных отсылаем к материалу Веры Сердечной в нашем блоге.
-
Сегодня в рамках офф-программы Володинского фестиваля «Пять вечеров» Камерный театр Малыщицкого играет спектакль «Герб города Эн» в постановке Петра Шерешевского по пьесе Светланы Баженовой. Мы открываем материал Евгении Тропп об этом спектакле из номера 104.
-
«Жизнь».
Компания Адити Мангалдас — Фонд Дриштикон Данс (Индия) в рамках XV Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
Концепция и хореография Адити Мангалдас, свет — Говинд Сингх Ядав, Сандер Лунен (часть I, «Праздник жизни»), Фабиана Пиччоли (часть II, «Прерванная жизнь»).Индийская танцевальная форма катхак известна российской публике. Например, по спектаклям Акрама Хана, который успешно репрезентует родную культуру в Европе. Но спектакли Хана рассчитаны на публику, состоящую скорее из «белых людей». Катхак интегрируется в контекст постколониализма, становится инструментом осмысления различий.
-
Сегодня в программе Володинского фестиваля «Пять вечеров» Березниковский драматический театр на сцене Театра «На Литейном» играет спектакль «Герб города Эн» в постановке Павла Зобнина по пьесе Светланы Баженовой. Мы открываем материал Татьяны Тихоновец об этом спектакле из номера 104.
-
«Неважно себя чувствую». По мотивам произведений, писем и дневниковых записей Д. Хармса и его окружения.
Театральная платформа «В Центре» (Ельцин-центр).
Текст и режиссура Владимира Антипова и Алексея Забегина.Сегодня я проснулся в два часа дня.
Я лежал на кровати до трех, не в силах встать. Я пытался вспомнить сон, который мне снился. Я видел себя самого, но не сбоку, не сверху, а всего сразу, зараз. Я сидел на стуле на розовых подмостках, и все вокруг было в софитах. Мои знакомые окружали меня, и зрители как будто бы ждали, что в этих софитах на кричаще-пошлых розовых подмостках я буду героем, чем-то из ряда вон выходящим.
-
Сегодня открывается театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина, который должен был состояться, как всегда, в феврале 2021 года, но из-за пандемии был перенесён на сентябрь. Программа этого года называется «Осенний марафон» и открывает ее спектаклем «Пять вечеров» режиссера Айдара Заббарова Татарский академический Театр им. Г. Камала. В преддверии показа публикуем рецензию Марины Дмитревской на этот спектакль.
-
«Полнолуние». П. Бауш.
«Танцтеатр Вупперталь Пина Бауш» (Германия) на сцене Александринского театра, гастроли под эгидой Международного театрального фестиваля «Александринский».Первые гастроли «Танцтеатра Вупперталь Пина Бауш» в Санкт-Петербурге город встретил, как подобает встречать легенду современного танца — задолго до спектакля раскупленные билеты, полные залы и овации стоя. На входе в театр всем раздавали черные медицинские маски (неожиданное пожелание немецких партнеров, чтобы зрители были именно в черных, а не белых масках).
-
Лаборатория по современной драматургии Театра Наций (художественный руководитель н. а. РФ Евгений Миронов), осуществляемая при поддержке Министерства культуры РФ, проходила на исходе лета в Нижнем Тагиле на площадках сразу двух театров. Драматического, имени Мамина-Сибиряка, и Молодежного, расположенного в отдаленном рабочем районе Уралвагонзавода. Последний, не случайно идентифицирующий себя с недавнего времени как «Новый молодежный театр», переживает период полной перезагрузки: новое руководство, новая политика, новые перспективы (грядет капитальный ремонт), да по сути и новая труппа. Этим прежде всего продиктовано стремление организаторов — арт-директора Олега Лоевского и куратора Елены Носовой — поддержать, подключив к работе лаборатории, театр в столь непростой период, дать импульс для профессионального роста и свежих идей.
-
Бывает и такое, причем только раз, и больше никогда не повторяется. Как не повторяется ни один оперный спектакль с участием одних и тех же актеров. Меня приводит в дичайшее отчаяние ремарка приятелей, заявляющих мне: «Ну ты же это уже видел!» Нетребко никогда много не бывает. На ее Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и тем более на «Травиату» можно было ходить столько раз, сколько ее давали в афише Мариинского театра в конце 90-х — начале 2000-х, и это каждый раз было по-разному. Нетребко вообще не любит повторяться. В ее гардеробе одежды столько, сколько дней в году. Она словно создает свой миф в пику о вечном возвращении, миф о вечном обновлении.
комментарии