
-
23 февраля 1922 года спектаклем Александра Александровича Брянцева «Конёк-Горбунок» в Петрограде открылся новый театр — театр «особого назначения», театр для детей. Сегодня Санкт-Петербургский ТЮЗ, носящий имя своего основателя, празднует вековой юбилей. Будет праздничный «Конёк» с участием артистов, игравших в разные годы в той или иной редакции постановки, положившей начало театру, будет официальный юбилейный вечер «Планета ТЮЗ», будут речи, поздравления и награждения от начальства, банкеты и фуршеты... За несколько дней до торжества состоялась премьера спектакля-променада «Время и место», посвященного истории театра-именинника. В этой работе импонирует многое, и прежде всего — желание говорить негромко, без звонких восклицаний и оживленного задора. Праздник может быть тихим.
-
«Я не участвую в войне».
Гоголь-Центр.
Режиссер Алексей Агранович, драматург Егор Прокопьев, художники-сценографы Анна Наумова и Кирилл Благодатских.«Я не участвую в войне» — уже само название поэтического вечера, сыгранного в Гоголь-Центре и вошедшего в репертуар, звучит как противостояние всему происходящему вокруг. Вечер памяти Юрия Левитанского — как след «Звезды»: проекта, посвященного пяти крупнейшим поэтам ХХ века (Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам и Кузмин). Поэзия здесь становится камертоном театра — стройности формы, концентрации смысла, настройки совести («Поэзия, вот образ твой — окно, горящее в ночи»). Играться поэтический спектакль будет нечасто (следующий раз в апреле), но свое отдельное важное место, безусловно, займет. В нем заняты Филипп Авдеев, Алексей Агранович, Светлана Брагарник, Ирина Выборнова, Александр Горчилин, Никита Еленев, Яна Иртеньева, Никита Кукушкин, Светлана Мамрешева, Семен Штейнберг и приглашенные Юрий Стоянов, Александр Филиппенко и Константин Райкин.
-
«Русская смерть».
Центр им Вс. Мейерхольда.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художники Ксения Перетрухина и Дмитрий Власик.Новая реальность наступает по всем фронтам: театр начинается не с вешалки, а с проверки QR-кода, паспорта, билетов, маски, еще раз билетов, и, наконец-то, на входе в большой зал Центра им. Вс. Мейерхольда получаешь последний во всех смыслах документ — бумажный номерок собственного участка на кладбище.
Найти участок сложно, если вдруг соберетесь на спектакль (а не умирать) — сразу смотрите на схему расположения. Она там же, у входа. Во всей суете поиска подумалось: если живому еще молодому человеку так сложно найти свое место на кладбище, каково же это делать мертвым... Вторя этим мыслям, откуда-то сверху спокойно зазвучало: «Человек умирает один раз в жизни, и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Надо научиться умирать еще при жизни под руководством людей опытных, уже умиравших».
-
Театр, как известно, искусство, а еще — искусство высокое.
У Ильи Мощицкого — ни того, ни другого. Актер Алексей Фролов перечисляет: театр состоит из режиссера, актеров, световиков, звуковиков и, пожалуй, драматурга. Театр — это должности. Театр — это объединение людей с производственными функциями. В общем, и не искусство, и уж тем более — никакое не высокое. Скажем, учреждение. И этого вполне достаточно.
Так начинался фестиваль Временного объединения «Хронотоп» и первый спектакль этого фестиваля — «Ад — это я» (ЦИМ, 2020).
-
«Женщина и мозг». Саша Денисова.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Кирилл Вытоптов, художник Нана Абдрашитова.«Женщина и мозг». Согласитесь, есть неодолимый соблазн — написать две рецензии на этот спектакль: одну — от женщины, другую — от мозга. Или в форме их диалога: «Я распался на спектакле», — говорит мозг, — «А я довольна поднятой проблемой хорошей фертильности», — парирует женщина...
-
10 февраля XVIII Театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина завершился предпремьерным показом спектакля «Записки нетрезвого человека» в постановке Руслана Кудашова (Театр «Мастерская»).
«Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был,
ведь был солдат бумажный...» —
пелось в песенке Булата Окуджавы. В премьерном спектакле Руслана Кудашова по дневниковым запискам Александра Володина «Стыдно быть несчастливым» юный Фома Бызгу, играющий лирического героя Александра Володина, основную часть времени проводит в солдатской шинели, отыгрывая в первую очередь именно это сверхсобытие — бытие в жизни Александра Моисеевича — войну. Но солдат неожиданно оказывается «бумажным», война — условной, пьянство — имитацией, муки совести — литературой, и в целом, думая о спектакле, в первую очередь думаешь о теме воспроизводства и актуализации прошлого, памяти на театральной сцене, памяти коллективной и личной. -
Традиционная часть программы Володинского фестиваля «Первая читка» в этом году оказалась и центральной, и самой насыщенной. После отмены образовательной программы для школьников в связи с введенными в городе ограничениями фестиваль сжался до нескольких позиций. Марина Дмитревская прочитала лекцию «Что знает Шура Лифшиц» об Александре Володине, Виктор Рыжаков представил свой созданный по следам «Первой читки» 2020 года фильм «День мертвых», а театр «Мастерская» сыграл предпремьеру спектакля «Записки нетрезвого человека» в режиссуре Руслана Кудашова. Драматургический конкурс оказался в этих условиях в заведомом выигрышном положении еще и потому, что публике в течение трех фестивальных дней было представлено максимальное, по сравнению с прошлыми годами, количество пьес — числом восемь.
-
У Семена Сытника, актера Александринского театра, заслуженного артиста России, — юбилей. В нашем блоге Семёна Семёновича поздравляют Игорь Волков и Анна Блинова, его партнеры и коллеги по театру, на сцене которого Сытник играет уже более полувека, и его ученики, знаменитый выпуск ЛГИТМиКа 1991 года, курс И. О. Горбачева. Виктория Воробьева, Александр Баргман, Сергей Бызгу, Дмитрий Воробьев. Они сами уже давно признанные мастера, артисты-режиссеры-педагоги, но учитель для них — по-прежнему безусловный авторитет в профессии, мудрый советчик, товарищ, чуткий камертон.
Присоединяемся к поздравлениям и пожеланиям новых творческих исканий и побед!
-
«Кроткая». Ф. М. Достоевский.
Малый театр, премьера в рамках III Зимнего международного фестиваля искусств в Москве.
Режиссер и сценограф Виктор Крамер, композитор Кузьма Бодров.Сергей Гармаш и Юрий Башмет со своим ансамблем «Солисты Москвы» представили на сцене Филиала Малого театра спектакль Виктора Крамера «Кроткая». Эта новая работа производит сильнейшее впечатление — но не сразу, не с первых минут. Каюсь, в начальных эпизодах рассказа (как помните, весь текст Достоевского — это, за из исключением вводной странички от автора, монолог-исповедь героя) я испытал даже нечто вроде раздражения.
-
Вообще говоря, со временем происходит что-то невероятное. Только что, вот-вот, мы поздравляли с днем рождения Эльмо Нюганена, а уже прошло 10 лет... У Эльмо давно существовала идея, что время — тик-так — можно однажды повернуть обратно — так-тик (и мы говорили с ним об этом в последнем интервью). Вот очень хочется. Чтоб повернулось и не мелькало...
-
«Электровоз ВЛ 10». Тексты Д. Данилова.
Театр «Karlsson Haus» (Cцена на Фурштатской, 30).
Режиссер Марина Солопченко.«Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Ехал поезд запоздалый...» Дмитрий Данилов в своих стихах — не стихах, написанных верлибром, кажется, постоянно воспроизводит эту знакомую с детства историю о печальном заблудившемся поезде: перед читателем его стихов и прозы то и дело мелькают названия населенных пунктов, станций метро, районов Москвы, остановок и платформ. Его взгляд — это взгляд пассажира, «минус-человека», сквозь тусклое окно поезда ли, автобуса на страну, ландшафт которой почти неизменен. Печаль его поэзии бесконечна, как бесконечна протяженность железнодорожных путей, проложенных по российской земле.
-
«Доходное место». А. Н. Островский.
Нижегородский ТЮЗ.
Режиссер Владимир Данай, художник Ольга Кузнецова.Спектакль Владимира Даная «Доходное место» в Нижегородском ТЮЗе «вышел» из эскиза на весенней режиссерской лаборатории «Кулибинка» 2021 года. Ее темой была актуализация классики, и уже на лабораторном этапе «Доходное место» выглядело самой масштабной заявкой из трех предложенных. А еще — самой спорной. Мнения насчет эскиза на обсуждении разделились: часть публики пришла в восторг, часть — в недоумение. Но после премьеры именно зрители, не оценившие эскиз на лаборатории, первыми оставили положительные отзывы.
-
«Легенда о Берене и Лютиень: Лэ о Лэйтиан».
Театр «Вита».
Композиторы Людмила Смеркович, Борис Кузнецов, Михаил Сидоренко, Михаил Потехин.
Режиссеры Полина Нахимовская, Николай Матюк.Странствующий театр «Вита» (в марте будут в Петербурге и снова в Москве, в апреле во Владимире, далее куда позовет душа и бюджет позволит) наконец показал в Москве спектакль, который готовился целый год — «Легенду о Берене и Лютиэнь». В основе проекта — стихи и музыка Людмилы Смеркович (Скади), но к мелодиям известного барда добавились фрагменты, сотворенные еще тремя авторами. «Легенда» стала рок-оперой — и в истории этого нечасто нынче встречающегося жанра появилась новая, весьма увлекательная страница.
-
8 февраля исполняется 60 лет выдающемуся немецкому актеру и режиссеру Мартину Вуттке.
Он стоит на четвереньках на самом краю сцены, высунув ярко-красный язык как собака, больная бешенством, тяжело хрипя и жадно глотая воздух, и ты невольно задерживаешь дыхание, чтобы тебе хватило, пока он весь не сожрал. Его глуховатый, надтреснутый голос — интонации, которые делают слова значимыми, даже если не понимаешь немецкого. От него не оторвать глаз, его, однажды увидев, не забыть — да и забывать не хочется, хочется, наоборот, чтобы он остался с тобой подольше, чтобы игра продолжалась и продолжалась, чтобы он импровизировал и удивлял, одним словом, чтобы юла крутилась и искры летели. Так Мартин Вуттке играет Артуро Уи в последнем спектакле Хайнера Мюллера.
-
Лаборатория «Experiment 123» в Прокопьевском драматическом театре
«Опасный возраст» — такой была тема лаборатории «Experiment 123» под руководством Павла Руднева, которая прошла в Прокопьевском театре. Театр обратился к подросткам и показал огромный потенциал работы в этом направлении. Подростков на показах было много, они высказывались после каждого эскиза, говорили, что им близко, где узнают себя, делились личными историями или превращали свое выступление в классный стендап. И кажется, что эта тема важна не просто сама по себе, но прежде всего потому, что находит в Прокопьевске такой отклик.
-
«Общага на крови». А. Иванов.
Невидимый театр.
Режиссер Семен Серзин.Алексей Иванов написал «Общагу на крови», когда ему было 23, в 1992 году. Несмотря на то что время действия романа не обозначено точной датой, а впервые текст был опубликован спустя 14 лет после написания, 90-е годы угадываются здесь довольно просто — не только благодаря очевидным маркерам времени, но интонационно. Включенный в тогдашнюю реальность голос автора звучит как взволнованный голос современника, остро чувствующего происходящее вокруг него.
-
«Р». Сочинение М. Дурненкова на темы пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Театр «Сатирикон».
Режиссер-постановщик Юрий Бутусов, сценография и костюмы Максим Обрезков.Вот хочется вам высказаться об актуальных проблемах современности. Если вы режиссер, путь понятен — берете классическую русскую пьесу, переносите действие в наши дни, и готово. Гоголь, Островский, Чехов все сказали на несколько столетий вперед, текст работает сам. Зритель ахает от узнавания и повторяет, что за двадцать лет в России меняется многое, а за двести — ничего.
-
«Кукурузная азбука». Перформанс Татьяны Гордеевой и Игоря Польского.
«Плясцы». Танцинсталляция Валентины Луценко.
ГЭС-2.Новый «Дом культуры» (так теперь официально обозначается здание на стрелке Болотного острова позади давно не работающего кинотеатра «Ударник») официально открылся в декабре. Правда, первые разговоры о нем пошли еще летом — когда перед зданием установили 12-метровую скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4»
-
«В поисках утраченного времени: Сюжет(ы). Часть вторая». М. Пруст.
БДТ им. Г. А. Товстоногова (Вторая сцена, Каменноостровский театр).
Драматургия Аси Волошиной, режиссер Денис Хуснияров, сценография и костюмы Александра Мохова и Марии Лукки.Чтобы поставить эксперимент со временем и пространством, не стоит сегодня задумываться об Эвклиде, Лобачевском, Эйнштейне; и незачем, даже слегка, бравировать «континуумом» или «хронотопом». Пожалуй, никто не воспримет всерьез.
Смешать время, в котором мы живем, и время, которое мы наблюдаем, можно безо всякой науки и философии. Вот так — «фигурально», как сделали это в спектакле по огромному неподъемному роману Пруста. (Впрочем, Пруст, как известно, любил опыты.)
-
«Исчезнувший велосипедист». К. Костенко.
Гоголь-Центр.
Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова и Антон Трошин.«Исчезнувший велосипедист» — одна из последних пьес хабаровского драматурга Константина Костенко, скончавшегося в 2019 году. Он не дожил несколько месяцев до ее победы в драматургическом конкурсе конкурсов «Кульминация» и не увидел ее первых постановок, сначала — Бориса Алексеева в воронежском Никитинском театре, и вот теперь — Филиппа Гуревича в Гоголь-Центре. А пьеса настолько хороша и соблазнительна, что, похоже, пожаром пойдет по стране. Такой чистый абсурдизм, но при этом с закрученным детективным сюжетом, который держит зрителя в напряжении до самого финала.
комментарии