
-
«Матренин двор». А. Солженицын.
Томский драматический театр.
Режиссер Юрий Печенежский, художник Фемистокл Атмадзас, композитор Николай Морозов.Предложение поставить «Матренин двор» Александра Солженицына режиссеру Юрию Печенежскому поступило, когда Томской драмой был выигран Президентский грант. Заявку в Президентский фонд культурных инициатив подавала Ассамблея народов Томской области. Тот факт, что творчество Солженицына до этого не имело сценической истории в регионе, сыграл важную роль в аргументации. Выбор материала главный режиссер театра Олег Молитвин объяснил тем, что в репертуаре нет спектаклей о послевоенном времени, о русской деревне: «Хотелось добавить эту краску в палитру театра».
-
«Бовари». Г. Флобер.
Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
Режиссер Дмитрий Акриш, сценография и костюмы Анжелики Кременецкой.В Псковском театре драмы прошли премьерные показы спектакля Дмитрия Акриша «Бовари». Уже в названии спектакля (без привычного нам слова «госпожа») содержится важный акцент: это история не только героини по имени Эмма, но и всей семьи Бовари — мужа Шарля, давшего женщине фамилию, ее свекрови, дочки Берты, которой нет на сцене, но которая присутствует как жертва конфликта и полноценно участвует в драме. В центре действия, разумеется, Эмма Бовари (Наталья Петрова), именно ее фатальная неудовлетворенность жизнью и отвращение к постылому мужу двигают интригу вперед — к супружеским изменам, обману и неминуемой катастрофе.
-
«Мертвые души». По мотивам поэмы Н. В. Гоголя.
Театр Романа Виктюка
Режиссер Денис Азаров, художник Николай Симонов.Взяв эстетику лихих 90-х за предлагаемое настоящее, Денис Азаров разматывает время спектакля сразу и в фольклорное прошлое (звучит этно-фолк, старинные былины, сказания, приворотные заговоры), и в фантастическое будущее: бессмертные души проплывают в адронном коллайдере, как разъятое на атомы русское бытие. Это четвертая за последнее время постановка гоголевской поэмы и последняя московская премьера довоенной жизни. Перевернувшее мир событие подсвечивает ужасающе простую мысль постановки Азарова: «фантастическое» настоящее в России и есть перманентное будущее.
-
«Самара. Шостакович. Балет I».
В рамках конкурсной программы фестиваля и премии «Золотая маска».
Театр оперы и балета им. Д. Д. Шостаковича, Самара.Скорость, с которой региональные спектакли приезжают в Москву на «Золотую маску», в целом вещь примечательная. Как думать о спектакле, выпущенном год-полтора назад, если он влетает в текущий сезон внезапным приветом из прошлого? А если за это время все вокруг радикально изменилось?
Премьера вечера «Самара. Шостакович. Балет I» состоялась в ноябре 2020 года — и никто, конечно, не мог предусмотреть, о чем будут говорить и думать зрители московского конкурсного показа. Или что «Ленинградская симфония» и «Трагическое скерцо» окажутся вещами, которые обдумываешь, исходя уже из внезапно свалившегося на тебя опыта.
-
«Пятая печать». Ф. Шанта.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Елизавета Бондарь, художник Алексей Лобанов.Пятая печать — образ из Откровений Иоанна Богослова, за пятой печатью — души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели: свидетельство правды приравнивается к слову Божьему. Теперь им ждать, пока из замученных праведников не наберется число, известное Богу.
А еще «Пятая печать» — это повесть Ференца Шанта, по которому режиссер Золтан Фабри снял фильм, получивший приз Московского кинофестиваля в 1977 году. Киноманы ставят его в один ряд с «Обыкновенным фашизмом» Ромма и «Конформистом» Бертолуччи, хотя он сильно уступает им в известности.
-
«Зал ожидания». К. Вайль, Б. Брехт.
Учебный театр «На Моховой», малая сцена. Мастерская И. И. Благодера (РГИСИ).
Режиссер Роман Кочержевский, музыкальный руководитель Иван Благодер.Любит Брехта северная столица. В городе, где декорации великолепных классицистических фасадов скрывают за собой бесконечные коммуналки, особенно остро чувствуется актуальность главного обличителя социальной несправедливости. Кроме того, Брехт не просто обличает, а делает это красиво, остроумно, с трепещущей сложной музыкой Вайля — все как мы любим.
-
«И грянул гром». По рассказу Р. Брэдбери.
Театральная компания «Разговоры» — инклюзивный проект фонда «Альма Матер», при поддержке Союза театральных деятелей и Министерства культуры РФ.
Идея и воплощение Яны Савицкой.Инклюзивный спектакль «И грянул гром» Театральной компании «Разговоры» фонда «Альма Матер» Яна Савицкая поставила по одноименному рассказу Рэя Брэдбери.
Постановка Савицкой — лингвистический эксперимент. Рассказ звучит в спектакле сразу на двух языках, которые во время действия образуют диалог. Один из недавних показов прошел в пространстве Дома Радио. Зал по размерам — как камерная сцена, но отличается особой акустикой. Для спектакля Яны Савицкой, который сами создатели называют саунд-драмой, это важно.
-
«Страх». А. Афиногенов.
Театр драмы им. Ф. Волкова.
Режиссер Арсений Мещеряков, сценография и костюмы Родиона Пашина.«Страх» Александра Афиногенова в ярославском Театре драмы имени Федора Волкова! Пьеса почти легендарная, но так глубоко укорененная в историческом контексте, так прочно, кажется, связанная со спецификой конкретной исторической ситуации, 1930–1931 годов, что браться за нее сегодня — форменное безумие. Но взялись.
-
«Лоэнгрин». Р. Вагнер.
Большой театр.
Режиссер Франсуа Жирар, дирижер Эван Роджистер, сценограф Тим Йип.В Большом театре прошла премьера оперы Вагнера «Лоэнгрин». Международная команда готовила спектакль, который планировалось затем перенести на сцену Метрополитен-оперы в рамках совместной продукции. Предыдущая постановка «Лоэнгрина» в Большом делалась 99 лет назад: это был спектакль Владимира Лосского в декорациях Федора Федоровского. Рихард Вагнер как раз праздновал в 1923-м двойной юбилей: 110 лет со дня рождения, 40 — со дня смерти (в тот период было принято отмечать и годовщины смертей тоже). Некоторые повторы в истории бывают закономерны; за истекший с тех пор век никто так и не придумал, что глобально делать с такими прекрасными музыкально, но такими фатально несценичными вагнеровскими операми. Поэтому цитату из рецензии на спектакль 1923 года можно было бы воспроизвести и сегодня: «Монументальная статуарность и экономия жестов нескольких сот человек на сцене удачно подчеркивают своей схематичностью... не мешают действию „героев“, все время выдвигаемых на первый план».
-
«Байка. Мавра. Поцелуй феи». И. Стравинский.
Мариинский театр в рамках фестиваля «Золотая Маска».
Режиссер и хореограф Максим Петров.На Новой сцене Мариинского театра в рамках конкурсной программы «Золотой Маски» показали вечер на музыку Игоря Стравинского, объединивший сочинения разных жанров. Постановщиком выступил Максим Петров, в 2021-м удостоенный премии как лучший хореограф за балет «Русские тупики — II» на музыку Настасьи Хрущевой.
Вечер, объединивший три сочинения разных жанров («Байка про лису, петуха, кота да барана» — «веселое представление с пением и музыкой», комическая опера «Мавра» и балет «Поцелуй феи»), выдвинут на «Маску» в восьми номинациях. Кроме хореографа, среди претендентов — художники Альона Пикалова (сценография) и Сергей Рылко (видео), художница по костюмам Юлдус Бахтиозина и художник по свету Константин Бинкин, солисты Александр Сергеев, Рената Шакирова и Мария Буланова.
-
«Это не я». А. Фарятьев.
Пространство «Внутри».
Режиссер и художник Антон Федоров.Основательно разлучив нас с театральными креслами, пандемия принесла и вопросы вполне деликатного свойства. Как называть спектакль, что был сыгран перед коллапсом всего несколько раз, замолчал на два года — и теперь имеет другую прописку? В мае 2021-го, после перемены обстоятельств в Театре. doc, архитектор и продюсер Олег Карлсон открыл площадку «Внутри» и взял в репертуар доковский спектакль «Это не я». Новый состав актрис, переосмысленное пространство: куда сдвигают они спор между ситуацией возобновления — и премьеры? Эта казуистика — за пределами самой постановки, сыгранной в новой версии в конце января.
-
Департамент культуры Москвы в срочном порядке объявил о слиянии двух разнородных театров Москвы. «Школы драматического искусства» (ШДИ) на Сретенке и Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ) на Новослободской. Это произошло сразу после «прекращения трудовых отношений с руководством Центра». В связи с последними событиями на Украине его директор, театральный куратор Елена Ковальская уволилась по собственному желанию, а худрук Дмитрий Волкострелов был уволен, по словам режиссера, также по политическим мотивам. Департамент воспользовался моментом, чтобы отдать институцию на поглощение.
-
Друзья! Читатели и коллеги!
«К вам обращаюсь я, друзья мои» (не смешно).
Всю эту неделю блог «Петербургского театрального журнала» выходит так, как выходил ДО.
Мне это не нравится. Вот от слова «совсем».
Это не знак растерянности, и это не от того, что позиция наша не определена. Нет, она определена не только временем, но и местом. В городе, пережившем блокаду, ужас войны, любой войны жил и живет на постоянной основе (а я живу на острове Голодай — в районе, где блокадное кладбище, и вообще он весь — кладбище, здесь закапывали где придется, мой сын встретил как-то старушку, плакавшую на берегу Смоленки: «Мои где-то тут...») -
«Мадам Рубинштейн». Д. Мисто.
Театр имени Пушкина.
Режиссер Евгений Писарев, художник-сценограф Максим Обрезков.В пьесе австралийского драматурга Джона Мисто есть все, что нужно буржуазной мелодраме, которая если и не с момента ее зарождения, но уж точно с середины ХХ века устоялась на сценах в своих бессмертных кондициях. То обстоятельство, что на этот раз пьеса посвящена реальной персоне, выдающейся американке еврейского происхождения, создавшей знаменитый косметический бренд — Хелене Рубинштейн — также вполне укладывается в формат. Ведь и байопиков, сообщающих обывателю о том, что звездная персона — тоже человек, что богатые тоже плачут, в этом бессмертном формате предостаточно.
-
«Я — Сергей Образцов». Б. Голдовский и Е. Образцова.
Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова.
Режиссер Екатерина Образцова, художники Сергей Алимов и Александра Дашевская.Громкое название спектакля «Я — Сергей Образцов» звучит приветствием при личном знакомстве. Как символ театра — шарик на голой руке. Кстати, игрой с шариком заканчивается спектакль, когда создатель театра произносит в записи поразительные слова благодарности нам, зрителям, за то, что пришли в театр и доставили ему, режиссеру, минуты счастья общения с нами. Подобное послание может произнести только человек, верящий в чудо. Недаром спектакль начинается с шагаловского полета под потолком мальчика Сережи в ночной рубашке, с детских грез и мечтаний.
-
«Академия смеха». К. Митани.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Федор Пшеничный, художник Егор Пшеничный.Для своего режиссерского дебюта Федор Пшеничный выбрал пьесу японского драматурга Коки Митани «Академия смеха», пьесу остроумную, злободневную и вместе с тем щемяще трогательную. Эпиграфом к спектаклю стала цитата из «Гамлета» Шекспира: «Лишь наше отношение делает вещи хорошими или плохими». Она является комментарием к истории, происходящей с главными героями, Автором и Цензором, роли которых исполняют Илья Дель и Сергей Перегудов. История проста: в течение восьми дней Автор ходит к Цензору и пытается получить у того разрешение на постановку своей новой пьесы.
-
«Остров Тюлипатан». Ж. Оффенбах.
«Геликон-опера».
Режиссер Илья Ильин, дирижер Филипп Селиванов, художник-постановщик Ростислав Протасов, художник по костюмам Ника Велегжанинова.Беспечный остров в южных морях, где все свободны, веселы и счастливы был изобретен либреттистами Жака Оффенбаха Альфре Дюрю и Андре Шиво в 1868 году в Париже. Вокруг происходила Вторая империя с ее строгими, но справедливыми законами: сенат назначался императором из числа старых друзей, выборы в законодательный корпус существовали, но агитация перед выборами была запрещена (как и любые предвыборные собрания), голоса подсчитывали назначенные императором мэры, печать строго контролировалась, и только какие-то враги общества (вроде Эмиля Золя) что-то вякали из-за рубежа. И если в газетах обсуждать текущую реальность было сложновато — дискуссии перекочевали в театры.
-
«Сахаров».
Театральный центр Vaba Lava, Нарва.
Режиссер Марфа Горвиц, драматург Юлия Поспелова, сценография Александра Мохова, костюмы Марии Лукки.Премьера «Сахарова» состоялась в театре Vaba Lava Narva за два дня до 24 февраля. Именно в день премьеры возникли политические и военные жесты вокруг приграничных областей Украины — Донецкой и Луганской, и стало тупо понятно, что новый конфликт будет и как конкретно его развяжут. Сегодня утром, пока я дописываю текст, русские снаряды осыпают землю Украины.
-
24 февраля исполняется 50 лет дирижеру Теодору Курентзису
В суматошном как последний рабочий день перед отпуском, нудном как инструкция к сковородке и завораживающем как цунами фильме «Дау» режиссер Илья Хржановский выбирал исполнителей, разыскивая людей, совпадающих с героями по сути. Если ему был нужен на эпизодическую роль фашист и убийца — такого и нашел среди националистов.
-
Ельцин Центр продолжает прием пьес на конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню — 2022».
Название придумал Олег Лоевский, и тут же самоустранился. Хотя мы все же рассчитываем позвать его в этом году в жюри. А пока до 30 апреля включительно принимаем пьесы на адрес: konkurspies@ycenter.ru
Чтобы приглашение к участию в конкурсе звучало убедительней, сообщаем, что пьеса победителя конкурса прошлого года Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений» была поставлена на Театральной платформе Ельцин Центра. Премьера состоялась 15 февраля 2022 года.
А чтобы получилось еще убедительней, вот высказывания ридеров 2022 года о конкурсе.
комментарии