
-
Пока новый театральный сезон еще «на старте», предлагаем вашему вниманию интервью с Андрием Жолдаком, опубликованное в 79-м номере ПТЖ. Беседу ведет Евгений Авраменко
Евгений Авраменко Андрий, вопросы, которые я хотел бы задать, у меня как-то не связались единой темой, так что начну просто с жизненного вопроса. Как вы живете в Берлине, как проводите свое время?
Андрий Жолдак Смотрите, какая ситуация. В Берлине я живу с 2005 года — снимаю там квартиру, — то есть десять лет, считай, да? Это лишь одно из пространств моей жизни, я никогда не забываю, что вырос в Киеве; не так часто, но бываю там. Поскольку я много ставлю в разных странах, в Германии провожу не так уж много времени. Приезжаю в Берлин, чтобы взять паузу: прийти в себя, передохнуть, побыть с детьми. Если подсчитать, сколько дней в году я нахожусь в Берлине, то получится всего месяца два-три. Что говорить, Берлин столица очень театральная. Первые пять лет, как я там обосновался, я смотрел много спектаклей, так что разбираюсь в почерках разных режиссеров и могу сказать, чем Шаубюне, Каммершпиле, Фольксбюне, Берлинер ансамбль и Дойчес театр отличаются друг от друга. Но последнее время я практически не хожу в театр, если только друзья не убедят посмотреть какой-то спектакль. Я сейчас больше общаюсь с текстами самых разных уровней: от Гераклита до Жоржа Батая. Текст способен настолько глубинно меня тронуть, что никаких других впечатлений и не надо.
-
Исполнилось 90 лет Поэлю Мееровичу Карпу
Фамилию П. М. Карпа любители балета запомнили, и надолго, когда прочитали в журнале «Театр» (1953 г.) его рецензию на спектакль «Родные поля», поставленный в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Рецензия называлась «Об одном несостоявшемся балете», что само по себе уже было вызовом: о произведениях на современную советскую тему принято было писать нечто одобрительное. Балет о колхозной жизни был полной неудачей, автора рецензии почему-то особенно смутили комбайны, которые неторопливо ползли по сцене: «Па-де бурре рядом с комбайном — абсолютная нелепость». Как и следовало ожидать, рецензенту досталось и от театра, и от коллег, и от чиновников по культуре.
-
«Иван и Черт». Представление режиссера А. Горбатого-мл. о нескольких главах «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.
Театр «Мастерская».
Инсценировка и постановка Андрея Горбатого-мл.«Иван и Черт» — дебют в режиссуре актера «Мастерской» Андрея Горбатого-мл. Так он именуется в афише, чтобы никто случайно не перепутал его с отцом — тоже режиссером. (А пропо — на афише название спектакля значится как «Иванъ и Чортъ», в программке соседствуют оба варианта, так что, «черт разберет», как же новая постановка называется!) Хорошо, когда первая работа оказывается именно такой — свободной, даже слегка хулиганской. Молодые авторы нового спектакля не делают вид, будто они почтенные «достоевсковеды», изучившие все, что связано с великим наследием Федора Михайловича, и прилежно воспроизводящие на сцене хрестоматийный текст. Они храбро и без оглядки бросаются в одну из самых глубоких бездн — роман «Братья Карамазовы», книга 11-я, «Брат Иван Федорович».
-
Фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах
21 августа в Петербурге открылась «Точка доступа», первый в России фестиваль сайт-специфик спектаклей, где со зрителем играет сам топос. Участники спектакля — они же зрители. А актеры, если и выступают, то в качестве партнеров, проводников, провокаторов. Организаторы фестиваля Филипп Вулах и Андрей Пронин решили задействовать нетуристические места города, поэтому акцент сместился в окраинные точки города. Местами действия стали гипермаркет, завод, библиотека, парк, порт.
-
«Затмение». По мотивам повести Ф. Дюрренматта «Лунное затмение».
ЦЕХЪ театр.
Режиссер Александр Никаноров, художник Екатерина Малинина.Сцены нет. Вместо нее — огромный (в половину зрительного зала) квадратный стол, покрытый плотной белой тканью. Грубой. Шершавой. Неприятной. За стол усаживаются зрители. Кому не хватило мест — «оседают» чуть поодаль.
Мы — в трактире, дешевой, но старинной закусочной, затерявшейся среди заснеженных швейцарских Альп. В этой закусочной под названием «Медведь», где постоянно наигрывает фортепиано, вероятно, проводят время какие-нибудь фермеры, заходящие пропустить по стаканчику после изнурительного трудового дня, или же иногда, завершив службу, забегает Пастор (Андрей Чулков) — впрочем, он уже здесь и жадно поглощает дрожащую от каждого прикосновения глазунью.
-
«Васса». М. Горький.
Театр на Малой Бронной.
Режиссер Вячеслав Тыщук, художник Екатерина Галактионова.Горький, в семейных драмах которого ощутимо сквозило предчувствие роковых бурь, сегодня актуален не в меньшей степени, чем столетие назад. Если Чехова еще можно попытаться поставить, плотно завесив окна шторами, то Горького вряд ли: в дома его героев врывается улица, кровная родня расходится по разным сторонам баррикад. Впрочем, «Вассу Железнову» в ее первом варианте в Театре на Малой Бронной поставили не столько в социальном ключе, сколько в метафизическом. Ее злободневность — не газетная, но сорокинская, постмодернистская: приметы времени сегодняшнего вписаны в замкнутый круг русской истории, русского естества.
-
Маша Хинич репатриировалась в Израиль давно, в 1987 году из Москвы. Этому предшествовали 7 лет отказов, прослушивания телефонных разговоров, слежки — всех «прелестей», которые сопровождали тогда тех, кто открыто рвался в Землю Обетованную. В Израиле начала свою журналистскую деятельность в одной из крупнейших русскоязычных газет — «Вести», писала на разные темы, но в основном о культуре и туризме.
Работала на 9-м канале израильского телевидения, а ныне является известным блогером, пишет на излюбленные темы на различных интернет-сайтах, сотрудничает с израильскими организациями в качестве PR- менеджера в области культуры и развлечений. Живет в мошаве (сельском поселении, деревне. — А. У.) на Голанских высотах и неизвестно каким образом успевает вести такую кипучую деятельность.
-
Олегу Павловичу Табакову — 80!
Но дело не в этом.
В свой юбилейный сезон Олег Павлович «сделал» для меня сезон театральный. Я увидела их с Натальей Теняковой дуэт в спектакле «Юбилей ювелира» К. Богомолова в МХТ. И он стал для меня событием столь сильным, что я даже не могла ничего написать о нем, а только ходила и всем рассказывала, особенно про последнюю сцену...
-
«Легенда о Хоакине».
Проект Фонда культурных и образовательных программ «Открытое море».
Режиссер-постановщик Владимир Ананьев, режиссеры Анатолий Бочаров и Сергей Лобанков, художник Елена Покровская.Попытка откликнуться на это событие блиц-рецензией бесславно провалилась. Выбрать аспект для рассмотрения «Легенды о Хоакине», которую показали на московских сценах дважды, отметив таким образом 70-летие создателя пластических драм Гедрюса Мацкявичюса (1945–2008), оказалось весьма непросто. Писать ли о реконструкции (современной версии) культового спектакля 1976 г. р.? Или о высказывании создателей этой новой версии, которое, если не быть знакомым с Театром пластической драмы, воспринимается как вполне авторское? Судить ли о премьерном спектакле (чья дальнейшая судьба пока туманна) или об эксперименте принципиально разового, «датского» толка? Возможно ли вообще в 2015-м актуализировать Мацкявичюса и Неруду? Или «пластическая драма» может считаться давно почившей, и покой ее тревожить — дело уже неблагородное? На фоне диаметрально разделившихся точек зрения (от неколебимого энтузиазма до категорического отрицания) на саму затею «реанимирования» спектаклей Мацкявичюса сформулировать какое либо мнение, не впав в ту или иную крайность, кажется почти невыполнимым.
-
«Герой нашего времени». И. Демуцкий.
Большой театр.
Хореограф-постановщик Юрий Посохов, режиссер-постановщик, художник-постановщик и автор либретто Кирилл Серебренников, художники по костюмам Елена Зайцева и Кирилл Серебренников.Когда Большой театр объявил премьеру «Героя нашего времени», в этих планах больше всего интриговало, конечно, приглашение Кирилла Серебренникова в качестве режиссера. Режиссер в балетном спектакле остается фигурой если не опционной, то довольно экзотической. Балет —— творение хореографа. В редких случаях, когда спектакль ставится на оригинальную музыку, авторство разделяет композитор. Однако успешных тандемов хореографа и композитора сегодня известно немного, современные хореографы охотнее прибегают к классическим партитурам и остаются полновластными хозяевами в репетиционных классах и главными триумфаторами в премьерный вечер.
-
В архиве появился № 78. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
В начале августа под Казанью завершила свою работу театральная лаборатория «Свияжск АРТель».
Это третья по счету, организованная Фондом поддержки современного искусства «Живой город», но вторая под руководством Олега Лоевского, первая в 2013 году проводилась Театром наций. А потому уже есть место сравнениям и подведению первых итогов.
-
«Стальной скок». С. С. Прокофьев.
Саратовский академический театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик Кирилл Симонов, художник-постановщик Сергей Болдырев, художник по костюмам Ольга Колесникова.В Саратове на Собиновском фестивале состоялась премьера одноактного балета Сергея Прокофьева «Стальной скок». Явление уникальное и потому уже заслуживающее внимания. Дело в том, что «Скок» никогда до этого в России не ставился.
-
«Вид с моста». А. Миллер.
Театр «Янг Вик» (Лондон).
Режиссер Иво ван Хове, художник Ян Версвейвелд.Из социальной драмы Артура Миллера «Вид с моста» о нелегальных иммигрантах, страсти и предательстве режиссер Иво ван Хове сделал античную трагедию, где в финале вся сцена залита кровью. Роль ослепленного страстью портового грузчика Эдди Карбоне играет Марк Стронг, куда более привычный в качестве интеллектуального злодея в «Шерлоке Холмсе» Гая Риччи или вершителя самосуда в политическом детективе «Шпион, выйди вон». Страсть Эдди к племяннице как будто дана ему свыше, она не порождение плотского желания — вожделения зрелости к молодости. Ослепляющее чувство затмевает в Эдди разум, долг, мораль, живет в нем не узнанным, пока двое родственников-иммигрантов не появляются у него в доме.
-
«Скамейка. Просьба о любви». А. Гельман.
«Театр 18+» (Ростов-на-Дону).
Режиссер Валерий Воронин.Ростовский независимый «Театр 18+», молодой, амбициозный, упорно гнущий свою линию и не стесняющийся в выражениях, работает с такими же молодыми драматургами, в том числе и с местными. И вдруг ни с того ни с сего берет к постановке «Скамейку» А. Гельмана, которая написана 44 года назад...
Было, конечно, подозрение, что спектакль не будет «социально-бытовой драмой», как тогда именовали пьесу. Да и в те времена она игралась как трагикомедия, а сейчас переживает второе рождение.
-
Российская платформа XVII Международного летнего фестиваля современного танца Open Look в Санкт-Петербурге. 6‒8 июля 2015 года.
У нас не так много фестивалей современного танца. Большинство из них — результат самостоятельных усилий отдельных людей, увлеченных contemporary dance — танцем о настоящем и в настоящем (времени). Собственно, благодаря подобным частным инициативам и держится российский contemporary. И — вопреки скепсису представителей культурного истеблишмента — достигает все новых высот, расширяет свою аудиторию.
-
«Сон в летнюю ночь». У. Шекспир.
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко».
Режиссер Иван Поповски, художник П. О. П.«Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски — бальзам на сердце поклонников Мастерской. Тут есть все, за что мы любили «фоменок» золотого века — упоение игрой, журчащие интонации и порхающая пластика.
У Мастерской Петра Фоменко, положа руку на сердце, давно не было настоящих удач. Осиротевший театр мужественно искал новые пути: пробовал заниматься пластическим театром («Моряки и шлюхи»), политической сатирой («Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина«), даже взялся за современную пьесу («Олимпия» Ольги Мухиной и «Летние осы» Ивана Вырыпаева). Но все было не то и не так. Серия «проб и ошибок» опасно затягивалась. Пока Иван Поповски не решил вернуться к тому, что «фоменки» хорошо знают и любят — к комедиям Шекспира. Бывалые театралы до сих пор с придыханием вспоминают легендарную «Двенадцатую ночь», с которой когда-то и начался театр. А зрители помоложе — «Сказку Арденнского леса», ставшую боевым крещением для стажерской группы.
-
В архиве появился № 77. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Итоги и тенденции театрального сезона 2014/2015 глазами редакторов «Петербургского театрального журнала» — в порядке поступления мнений. Говорят: Марина Дмитревская, Виктория Аминова, Татьяна Джурова, Оксана Токранова, Оксана Кушляева, Евгения Тропп, Яна Постовалова.
-
IX Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-plays»
Каждый год во второй половине июня, когда суровый уральский климат дарит городу короткий всплеск буйства свежей зелени, солнца, ослепительной голубизны неба и томности белых ночей, Екатеринбург, и без того радостный и нарядный, постепенно начинает наполнять веселое, разновозрастное и разноязыкое Коляда-племя. Их сразу видно по фирменным знакам Коляда-футболок и тюбетеек, сумок или рюкзаков, в которых с десяток необходимых и не очень Коляда-предметов: спички, стаканы, веера(!), значки, магниты, блокноты, ручки, зажигалки, свистки (!) и, конечно, книжки.
комментарии