
-
В Саратове прошел XI Всероссийский фестиваль театров для детей и молодежи
Саратовский ТЮЗ, открывшийся в 1918 году, — старейший в России (спор с Петербургским ТЮЗом имени Брянцева застыл на какой-то точке, и получилась ничья). Первенства никто не оспаривает. С 1943-го по 1996 год театром руководил легендарный Юрий Петрович Киселев, закончивший школу при Камерном театре, впитавший театральную культуру Александра Таирова, сумевший сохранить эту культуру, проведя театр через рифы всех периодов советской истории. Художественный руководитель театра народный артист России Юрий Петрович Ошеров продолжает традиции первого Юрия Петровича, завещавшего: «Помнить о том, что не зритель для нас, а мы для зрителя». И сейчас в репертуаре театра 41 название. Спектакли идут на разных сценах нового здания, а нас, приехавших в театр на фестиваль «Колесо», провели по помещениям старого, исторического здания театра, сильно пострадавшего при пожаре несколько лет назад. Здание реставрируется, восстанавливается, и главное сейчас — добиться, чтобы ТЮЗ не потерял его. Потому что творческих сил труппы, как уверены и директор театра Анатолий Барсуков, сменивший на этом посту непокорного Валерия Райкова, и худрук Юрий Ошеров, хватит на то, чтобы в обоих зданиях спектакли показывались бесперебойно и сцены не пустовали.
-
В эти дни в РГИСИ на Моховой получают свои дипломы выпускники актерских курсов. Вот рассказ об одном из них — курсе Сергея Черкасского
Редкий, если не редчайший, случай произошел в нашем РГИСИ — актеров растили по мотивам истории театра. Образцом для своей педагогики Сергей Черкасский выбрал Первую студию МХТ, прославленную именами и событиями начала ХХ века, преемственностью со своей alma mater, Московским Художественным театром, и системой игрового театра, от которой, собственно, ведет свое начало «вахтанговская школа». Только что состоялся выпуск мастерской, и одновременно вышла книжка со знаменательным названием «„Надежда“ на Моховой — 100 лет спустя: Опыт реконструкции театральной педагогики Первой студии» (век отсчитывается от 1913 года — даты премьеры «Гибели „Надежды“»). Она подводит разные итоги — истории, традиций, исследований и педагогики. Нет ничего удивительного в том, что в качестве испытаний для нового поколения актеров выбраны были как раз те пьесы, которыми начиналась Первая студия МХТ. Поэтому в выпускном репертуаре мастерской — и «Гибель „Надежды“», и «Сверчок на печи», и «Месяц в деревне»...
-
Дорогие друзья!
Вас больше 1 350 000, если верить статистике Google и судить по количеству ip-адресов, зафиксированных на сайте «Петербургского театрального журнала». И много больше, если учесть всех тех, кто читает сам журнал в его бумажном исполнении.
Это целый огромный город читателей.
Значит, наш журнал нужен.
-
День рождения Резо Габриадзе (ему сегодня официально 80) лично я отметила еще 22 июня, «выпив рюмку, выпив две» в реальный, не паспортный день рождения Резо, поскольку когда-то поверила ему на слово: Кутаисский ЗАГС перепутал даты...
О Габриадзе я уже столько написала (никто столько не писал...), и столько допечаток выдержала книжка «Театр Резо Габриадзе», перевалив в тираже за 5000, что найти что-то новое, свежее, неизвестное и интересное читателю уже трудно. И вообще выбрать очередную «гальку» из творческого океана по имени «Резо Габриадзе» и обкатать ее в поздравительной открытке мне трудно: написана докторская, выходят статьи (вот заканчиваю «Габриадзе и Дон Кихот», это целая огромная тема: XXVI глава романа Сервантеса буквально породила философию габриадзевского искусства)...
-
«Билли Миллиган».
«Такой театр».
Авторы пьесы и режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова.Один из постулатов театроведения, который неизменно и неоднократно озвучивают педагоги во время всего периода обучения в РГИСИ, гласит: писать тексты так, чтобы даже тот, кто не видел спектакля, мог, прочитав рецензию, понять, о чем речь, представить происходящее на сцене, что называется, воочию.
В этом смысле рассказать о новой совместной работе Игоря Сергеева и Вари Светловой «Билли Миллиган» легко. Помните фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» по одноименному роману Кена Кизи, где действие разворачивается в психиатрической лечебнице? Вот здесь ровно все то же самое, только главного героя зовут не Рэндл Патрик Макмерфи, а Билли Миллиган.
-
«Маша и медведь».По пьесе В. Швембергера.
Московский театр кукол.
Режиссер Наталья Пахомова, художник Елена Богданова.«Маша и медведь» для театра кукол — это как для драматического «Три сестры». То самое название, которое встречается в афише почти каждого детского театра. Однако воссоздавая на сцене сюжет известной сказки, редко кто из режиссеров ступает дальше простой истории о девочке, обхитрившей медведя и вернувшейся домой живой и здоровой.
В афише Московского театра кукол говорится, что зрителю будет показана новейшая версия популярной сказки. Новейшая не только по причине того, что это своеобразная реинкарнация: когда-то, в 1930 году, спектакль по этой пьесе Виктора Швембергера, основавшего Театр детской книги, был впервые здесь поставлен.
-
«Дзяды». А. Мицкевич.
Театр Народовы (Варшава).
Режиссер Эймунтас Някрошюс, сценография Мариуса Някрошюса.Вильнюсский режиссер ставит виленского поэта на варшавской сцене
Нынешний сезон в польском театре — юбилейный: праздновали 250-летие со дня основания первого публичного театра. Среди мероприятий — спектакль мицкевичевских «Дзядов» целиком, без купюр, который впервые за всю историю пьесы прошел именно в этом году во Вроцлаве, в театре «Польски». Основой для экстраординарной постановки стали две другие, чьи премьеры состоялись ранее — в текущем и предыдущем сезонах.
-
В трудный для «ПТЖ» период, когда судьба журнала неясна, и вот-вот мы запустим сбор денег на его жизнь на нашем сайте (следите за рекламой!), — вышел следующий номер. Не последний ли?…
Покупайте, читайте, помогайте.
Короче, содержание — здесь. Читайте!
-
Лаборатория «Город Арт-подготовка», организованная фондом «Живой город» (Инна Яркова, Диана Сафарова и Артем Силкин) и Олегом Лоевским, проходит уже третий год: с самого начала эта инициатива ориентировалась не только на репертуарные площадки, но и на расширение творческого пространства Казани, на перестройку самой структуры местной театральной жизни. В этом году помимо сценических эскизов в программу вошли кинопоказ (фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции»), читка новой пьесы «МыДетиСети» Дороты Масловской, одной из ключевых фигур современной польской сцены, и концерт швейцарского саунд-артиста Роланда Юрчока.
-
«Травиата». Д. Верди.
Пермский театр оперы и балета.
Режиссер, сценограф и художник по свету Роберт Уилсон. Дирижер и музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис.«Удиви меня» — слоган Дягилевского фестиваля, цитирующий присказку знаменитого пермяка Сергея Дягилева, — красуется у входа в театр, притягивая взор крупными яркими буквами. По стилю буквы явственно отсылают к известному городскому слогану «Счастье не за горами», который можно увидеть на набережной Камы и который с момента выхода в свет фильма «Географ глобус пропил» стал узнаваемым символом Перми.
-
В Петербурге прошла презентация нового театрального журнала
-
16 декабря 2012 года мы уже печатали текст с аналогичным названием. И на то были причины: нас лишал финансирования Комитет по печати
Из той ситуации мы трудно выползали и выползли благодаря помощи Федерального агентства по печати, театров России. Немного помог краудфандинговый проект.
И, главное, Министерство культуры РФ всегда, так или иначе, финансово поддерживало журнал, который, естественно, не может жить без минимальной поддержки. Как и театры.
В этом году мы тоже получили письмо.
-
«Гроза». А. Н. Островский.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, художник Вера Мартынов.Странную «Грозу» поставил Андрей Могучий в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Волнующую своей отстраненностью от привычных культурных схем и оппозиций. Он словно «вынул» драму Островского из добролюбовско-григорьевского идеологического контекста и связанного с ним старинного спора европеистов и русофилов, прогрессистов и охранителей. В зачитанной до дыр и заигранной до штампов пьесе он разглядел ее мифопоэтическую основу и опрокинул действие в пространство сценической мифопоэтики.
-
22-й Конгресс UNIMA и Всемирный фестиваль театров кукол
Члены Международной организации деятелей театра кукол UNIMA собираются раз в четыре года в той или иной стране на Конгресс. Выбирают руководящие органы, вносят изменения в устав, а кроме того презентуют свою работу, слушают лекции на симпозиуме и смотрят спектакли. Всемирный фестиваль в Сан-Себастьяне и Толосе не представил испанский театр среди мировых лидеров, самыми интересными оказались постановки из других стран Европы.
-
Олег Каравайчук расплавил грань сцены и музыки; вообще — расплавил границы сцены.
Как не плакать по этому человеку. Поразил в свое время плач его музыки по героям «Ромео и Джульетты» на Малой Бронной у Эфроса. То ли люди, то ли птицы с узорными тяжелыми крыльями, пригнетающими к земле. И музыка Олега Каравайчука с ее эффектом щемящего, физического присутствия — в правах главного персонажа.
-
В Красноярске уже в девятый раз прошел фестиваль «Драма. Новый код». Традиционно при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Год назад Анна Банасюкевич, эксперт фестиваля, писала, что «восьмой ДНК как будто бы вышел из недолгой спячки». И действительно, организаторы фестиваля Олег Рыбкин и Наталья Дубашинская, чтобы избежать автоматизма, всякий раз придумывают его заново.
-
«Чайка». А. П. Чехов.
Центр современной драматургии (Екатеринбург).
Режиссер Ринат Ташимов.Очутившись в Екатеринбурге и остановившись у избушки на Тургенева, много лет служившей домом для «Коляда-театра», а теперь ставшей пристанищем молодых — Центром современной драматургии, невольно выхватываешь глазом большой тент, растянутый на фасаде здания. Белые буквы на голубом фоне кричат: «Чехов. Чайка. ЦСД». Сбоку наверх улетает целая стая черных графических чаек-галочек. От ветра тент колышется и идет легкой волной, рождая ассоциации с морем, парусом. Начинаем погружение. Корабль ЦСД отправляется в путь. За штурвалом режиссер Ринат Ташимов. Рейс по чеховскому взморью к пристани «Чайка» готовится к отбытию.
-
IV Фестиваль театров малых городов России
В этом году Фестиваль театров малых городов, уже четырнадцатый, приехал в Саратовскую область, в Вольск. Уникальный смотр, собирающий спектакли со всей России, столичный Театр Наций проводит уже много лет. За эти годы фестиваль, стартовавший в Москве, переезжал несколько раз: сначала обосновался в Лысьве, потом побывал в Пятигорске, снова сместился ближе к Москве (Коломна, Зарайск, Дубна) и вышел на берег Волги. Передвижной характер события — в русле плодотворной идеи децентрализации, предполагающей отказ от насильственного сосредоточения культуры исключительно в мегаполисах.
-
Российские премьеры Роберта Уилсона и Даниэля Финци Паски прошли
на Шестом Платоновском фестивалеГерою платоновских «Епифанских шлюзов» британцу Бертрану Перри не удалось, согласно прихоти царя Петра, построить водную систему в засушливых тамбовских землях загадочной русской страны...
Сам Андрей Платонов, страдал на советских мелиоративных работах не только от разлуки с женой, но и от тех же национальных качеств русского народа, что и несчастный Бертран, изнасилованный Россией не только в переносном смысле...
-
«Сотворившая чудо». У. Гибсон.
Российский государственный институт сценических искусств. Мастерская Л. В. Грачевой.
Режиссер Алиса Иванова, художник Елизавета Богданова.Театральные люди хорошо знают, как выигрышна для актеров пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». И театральные же люди знают, как рискованно пытаться с этой пьесой выигрывать. Высказываясь здесь о новой попытке рискнуть с этой пьесой, я оставлю в стороне и в прошлом удачные попытки. Опять же театральные люди их хорошо знают и помнят. Идет пьеса и сейчас. Однако сопоставлять профессионалов и мастеров с дебютантами — дело не благородное. Поэтому сразу же скажу, что «Сотворившая чудо», о которой пойдет речь, — студенческий спектакль нашего театрального института (РГИСИ), поставленный режиссером и педагогом Алисой Ивановой на четвертом курсе мастерской Ларисы Грачевой.
комментарии