
-
«Узник».
Театр «Буфф дю Нор» в рамках программы XX Международного фестиваля «Радуга».
Текст и постановка Питера Брука и Мари-Элен Эстьенн, художник Дэвид Виоли.Место Человека в стройной системе Мироздания, его уникальность и таинственное устройство человеческой души — краеугольный камень, лежащий в основе сценических изысканий Питера Брука. Почти полвека назад, в период творческих сомнений и размышлений об истинной духовности, Брук не нашел в европейских религиях ответов на насущные для него вопросы и вместе с небольшой группой актеров уехал в Афганистан. Режиссер провел много дней в древнем Кабуле, исследуя и изучая суфизм, проповедовавший миру аскетизм и возвышенную духовность. Афганские суфии поведали Бруку удивительную историю о молодом мужчине, совершившем убийство и приговоренном к странному наказанию: вместо заключения в тюремную камеру несчастный был осужден сидеть напротив тюрьмы, глядя на ее стены. Как признавался сам режиссер, эта история долгие годы не давала ему покоя. Ее «призрак» в поисках воплощения принимал в творчестве Брука то литературные, то кинематографические формы, но только театр смог стать единственным инструментом, способным проникнуть в сердца людей, чтоб разбудить их чувства. На сцене театра «Буфф дю Нор» в соавторстве с драматургом Мари-Элен Эстьенн режиссер создает спектакль «Узник», чтоб побеседовать с человечеством о Свободе.
-
«Дым». По мотивам романа И. С. Тургенева. I и II части.
Новая сцена Александринского театра.Новая сцена Александринского театра отметила 200-летний юбилей Ивана Сергеевича Тургенева тем, что позволила одновременно сразу двум режиссерам — Михаилу Милькису и Алексею Демидчику — предъявить зрителям свой взгляд на ранний роман писателя «Дым». Сценическое решение не самого легкого для прочтения произведения Тургенева стало обязательным заданием для участников проекта «Лаборатория», который Александринский театр осуществляет в поисках новых имен молодых режиссеров. Для конкурсных, «поисковых» целей Новая сцена с ее возможностями современной театральной площадки, обилием самых разных репетиционных помещений подходит как нельзя лучше.
-
Второй фестиваль независимых театров «Центр».
Никитинский театр, ВоронежДолгое время театральная жизнь Воронежа ассоциировалась только с именем Михаила Бычкова, режиссера, основателя и художественного руководителя Воронежского Камерного театра, а также Платоновского фестиваля искусств. Ситуация начала меняться, когда в 2011 году Борис Алексеев, тогда еще актер все того же Камерного театра, и его жена Ирина создали свой проект — «Театр Одного». Подобно тому, как молодые семьи переезжают в квартиры побольше, уже к сезону 2016/17 супруги Алексеевы открыли новый Никитинский театр. Он расположился в здании ДК Железнодорожников, где раньше обитал все тот же Камерный, — в общем, родовые связи тут крепкие. И уже в 2018 году в Воронеже появился новый театральный праздник — фестиваль независимых театров «Центр».
-
«Три сестры». Спектакль Саймона Стоуна по пьесе Антона Чехова.
Театр Базеля (Швейцария) в рамках программы Russian case фестиваля «Золотая Маска».
Режиссер Саймон Стоун, художник Лиззи Клахан.Мы привыкли к тому, что актуальный театр тяготится нарративом, линейно рассказанной историей. Молодой режиссер Саймон Стоун в спектакле «Три сестры» из швейцарского Базеля заставляет зрителей прежде всего следить за хитросплетениями сюжета. Полностью переписав пьесу Чехова, встроив его персонажей в современные реалии, придумав каждому сложный клубок внесценических обстоятельств, режиссер превратил пьесу в остросюжетный сериал, где финал пронизан чеховской печалью.
-
«Сосед». П. Пряжко.
театр post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Пространство студии перформативных искусств «Сдвиг», где играется спектакль «театра post», разделено на две части. Сначала зрители попадают в полутемное помещение, где выставлены разные «дачные» предметы — проржавевшие кастрюли, ножи, потрепанный телефон старой модели, пакеты с тряпьем и др. Каждая вещь лежит отдельно: пакеты — на ящиках из толстой фанеры, кастрюли и ножи — в ячейках деревянного стеллажа, сколоченного из таких же ящиков. У каждого предмета есть подпись, цитата из пьесы «Сосед», где упоминается этот артефакт.
-
Почти шестьдесят лет назад она — недавняя выпускница училища Штиглица, только что принятая в Большой театр кукол, — перевернула бытовавшее тогда представление о театральной кукле (ее эстетике, ее смысле), связывая образ кукольного персонажа с&nbs p;особенностями детского восприятия, с миром детской игры. Именно поэтому спектакли с ее куклами: «Золушка», «Неизвестный с хвостом», «Часы с кукушкой», «Слоненок», «Волк и козлята», «Кот в сапогах» — продержались в репертуаре БТК не одно десятилетие.
-
«„Обрыв“. История одного ненаписанного романа». Пьеса А. Шапиро по мотивам романа И. Гончарова.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Анатолий Ледуховский, художник Андрей Щаев, композитор Мария Галкина.Заранее прошу прощения у читателя за литературоведческое отступление, но подзаголовок спектакля — «История одного ненаписанного романа», безусловно, требует осмысления, ибо спектакль — глубокая чувственная рефлексия на тему, и ревнителям классики, а также, видимо, учителям, приведшим старших школьников смотреть «Обрыв», придется туго. Впрочем, как сказал Google, в нынешней учебной программе изучается один из трех романов Гончарова — на выбор педагога, и это, чаще всего, «Обломов», так как «в помощь учителю не появилось еще достаточное количество методических разработок, посвященных „Обрыву“».
-
«Мертвые души». По текстам Н. В. Гоголя.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер и художник Роман Кочержевский, художник по костюмам Сергей Илларионов.У модных режиссерских прочтений классики всегда в начале один и тот же спотычок. Вот входит наряженный современным хипстером Чичиков в квартиру наряженных перепуганными советскими интеллигентами (годов эдак 70-х) Маниловых и произносит свою первую реплику: «Умирали у вас крестьяне?» И все — дальше надо либо Гоголя переписывать, либо современного хипстера с советскими интеллигентами куда-то убирать, либо уж такую реальность на сцене выстраивать, где все вышеперечисленное сможет каким-то удивительным образом сосуществовать в одном времени и пространстве.
-
Читки пьес, вошедших в шорт-лист конкурса «Маленькая Ремарка», показанные в рамках фестиваля «Арлекин», выявили несколько интересных тенденций, сложившихся: а)в современной драматургии для детей и подростков, б) в зрительном зале, где находятся родители/ учителя/ , и все они точно знают, как именно должен выглядеть театр для нового поколения.
-
«Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко». По рассказам М. Зощенко.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.По моему представлению, Андрей Прикотенко — режиссер, который всегда знает, что сейчас в тренде. Он не изобретает новое, а использует то, что в данный момент как раз начинает «прорастать» на театральной почве. Есть такие люди, которые всегда первыми узнают, что сейчас носят, и пока мы еще думаем, что актуален «мятный» цвет, они уже переоделись в желтый, потому что он войдет в моду в предстоящем летнем сезоне. Должно быть, поэтому спектакли Прикотенко успешны, любимы зрителями, в том числе молодежной аудиторией, и кажутся современными. Они не пугают, как все действительно новое, а дают приятное чувство приобщенности к актуальному театру. Таков и «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» — симпатичный, харизматичный, энергичный, и кажется, современный спектакль, в котором сошлись все «плюсы» и «минусы», свойственные режиссерскому почерку Прикотенко.
-
«Все сначала. От пасторали до стереоспектакля»: драматургия, заново изобретенная инклюзивной командой «Квартиры».
Кураторы лаборатории — режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова.В рамках «Арлекина» — читки пьес, авторами которых выступили уже популярные в нашем городе люди с ментальными особенностями, актеры пространства «Квартира» и участники летних лагерей, где они вместе с драматургами пишут пьесы. Организаторов и участников много, но основные — режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова, продюсер Ника Пархомовская. Читки на «Арлекине» — уже второй опыт показа на публику своих штудий от команды «Квартиры». Впервые они представили свои пьесы в феврале 2019 года на «Первой читке». Там жанровая определенность пьес компенсировала их краткость. Да, пьесы были небольшие по объему, но динамичные, с быстро развивающейся интригой, с узнаваемыми ситуациями.
-
Гран-при XVI фестиваля «Арлекин» получила «Комната Герды» Яны Туминой
В Санкт-Петербурге завершился XVI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «АРЛЕКИН». В его афише были представлены десять конкурсных и десять внеконкурсных спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Урала и Сибири. Но большую часть премий в итоге получили питерские спектакли.
-
Заметки с XVI Областного театрального фестиваля-конкурса «Мельпомена 2019» в Ростове-на-Дону
Это был прогноз барона Тузенбаха (фестивальный спектакль «Три сестры» в Ростовском театре драмы им. М. Горького рецензировался в блоге ПТЖ): «Изменятся пиджаки... но жизнь останется все та же». В определенном смысле так и есть. Ведь каждый век, каждое поколение решают для себя, где проходит водораздел между добром и злом, совестью и бесстыдством, благородством и корыстью.
-
В казанском Татарском ТЮЗе им. Г. Кариева впервые прошла режиссерская лаборатория
Четыре приглашенных организатором Ниязом Игламовым к участию в лаборатории режиссера сами выбирали современный материал, а литчасть ТЮЗа перевела пьесы на татарский язык. Порядок расположения внутри одного дня четырех полноценных эскизов-заявок на спектакли можно охарактеризовать как драматургию «по восходящей». Эта «восходящая» обусловилась не качеством эскизов, не сложностью поставленных режиссерами задач, а обострением обстоятельств, степенью готовности зрителей татарского ТЮЗа принять их: от на «ура» всеми принятого «Лучшего друга собаки» Александры Ловянниковой до вызвавшей оторопь «Молчанки» уфимца Ильшата Мухутдинова.
-
«Летов. Дурачок».
Большой театр кукол.
Режиссер Павел Григорьев, художественный руководитель Руслан Кудашов.Это четвертый спектакль БТК из цикла, который можно определить как цикл о «проклятых» советских поэтах. Первые три были о Башлачеве, Высоцком и Бродском. Поскольку в советской истории таких сюжетов, увы, хватает, тетралогия легко может перерасти в пенталогию, гексалогию и так далее. Перемещаешься ли вверх по хронологии, вниз ли — в любом десятилетии отечественной истории ХХ века без усилий обнаруживаются имена, конгениальные названным. Одного из них — «рупора революции» — погибшего на семь с лишним десятилетий раньше, вспомнят в нескольких эпизодах. Исполнители в новой постановке — студенты курса Руслана Кудашова. Из отдельных номеров (этюдов, как уточнил режиссер перед началом) собирается мозаика истории страны предперестроечного и перестроечного периодов, а вместе с ней и портрет героя.
-
«Волнение». И. Вырыпаев.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Иван Вырыпаев, художник Анна Мет.Волнение. Конечно, волнение.
Встреча «внетекстовой» Алисы Бруновны Фрейндлих с мастером ритмизированного текстового потока Иваном Вырыпаевым — волнение. Для Фрейндлих слова и буквы всегда были менее важны, чем звуки, внутренние шепоты, растянутая или спрессованная интонация и характерные взмахи кистей рук. А Вырыпаев (несомненно, самый крупный российский драматург начавшегося ХХI века) писал и пишет именно текст, выверенную ритмо-драматическую словесную партитуру, поток, где важны рефрены, лейттемы, иронические виражи и темп-темп-темп.
-
«Зойкина квартира». М. Булгаков.
Драматический театр Балтийского флота им. Вс. Вишневского.
Режиссер Михаил Смирнов, художник Валерий Полуновский.Когда едешь из центра Петербурга в Кронштадт на спектакль, ожидаешь чего-то оглушительно нестоличного. Смотришь в афишу — «Зойкина квартира», и думаешь: неужели опять в костюмах 20-х годов будут разыгрывать «квартирный вопрос»? Или же, напротив, используют текст как повод к своей истории? В итоге увидел и то, и другое. Валерий Полуновский действительно создал большую часть костюмов в бытовом стиле: советские серо-зеленые рубашки — для управдома, Гуся-Ремонтного и службистов, фраки и сорочки — для графа и Аметистова, красивые платья — для всех дам. Актеры хоть и не играют в психологический театр, но органику существования черпают из платьев и сорочек.
-
В Прокопьевском драмтеатре состоялась пятая лаборатория современной драматургии Experiment 123 под руководством Павла Руднева. Итоги пятидневной работы — четыре эскиза — режиссеры представили 6 и 7 апреля.
-
«Иранская конференция». И. Вырыпаев.
Театр Наций.
Режиссер Виктор Рыжаков, художник Николай Симонов.Принципиально логоцентричная «Иранская конференция» Ивана Вырыпаева — пьеса-высказывание, обмен мнениями о природе современного мира, разделенного по линии христианство — ислам. Для такого пролонгированного, разложенного на голоса размышления автор с немного наивной прямотой избрал форму конференции — ее участники собираются обсудить «иранскую проблему». Форма подачи вызывает уважение к автору — его отваге говорить о сложном напрямую, без эвфемизмов и метафор; доверию к зрителю, которого он приглашает к разговору, предполагая, что предмет ему достаточно интересен, а слушатель достаточно подготовлен, чтобы два часа слушать доклады и их обсуждение и находить дискуссию увлекательной.
-
К юбилею Народной артистки России Ольги Волковой
Мне кажется, что я знаю эту актрису практически всю жизнь, с детства, и всегда воспринимала ее как звезду.
Я запомнила ее лицо, еще будучи ребенком, увидев по телевизору телеспектакль ленинградского ТВ «Щит и меч».
Это было где-то в середине 60-х, еще до появления знаменитого фильма Басова. Она играла советскую разведчицу, которую потом раскрыли и арестовали. У нее было такое гордое, такое необычное и прекрасное лицо! И по сей день во мне живет это детское воспоминание об актрисе Ольге Волковой как об очень красивой женщине. Я тогда, давным-давно, решила, что она — красавица, и отделаться от этого впечатления с тех пор не могу и не хочу.
комментарии