Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • КАВКАЗСКИЕ СТРАСТИ ПО-АНГЛИЙСКИ

    «Герой нашего времени». По М. Ю. Лермонтову.
    Компания HUNCH theatre (Лондон, Великобритания) на XX Международном фестивале «Радуга».
    Режиссер Владимир Щербань.

    Владимир Щербань — молодой режиссер, живущий в Лондоне и основавший там HUNCH theatre, театральную компанию, стремящуюся к «разрушению культурных и социальных барьеров» и поиску новых театральных форм. Роман Лермонтова «Герой нашего времени», рискну предположить, не особенно знаком молодым британцам, поэтому сценическую версию части романа, сочиненную Щербанем, можно считать благим начинанием русскоязычного режиссера — просветительство ломает барьеры эффективнее всего.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СВЕТ И ЦВЕТ

    «ПоМост № 8». Всероссийский театральный фестиваль. Новокуйбышевск

    В открытое окно гостиничного номера летят звуки падающей воды фонтана, невыносимо грохочет музыка из проезжающих автомобилей, а к мягкому аромату зелени примешивается запах газа. «Серой пахнет. Это так нужно?» — проносится в моей голове. Не то чтобы нужно, но неизбежно: нефтеперерабатывающий завод с продуктами своей жизнедеятельности в атмосфере города Новокуйбышевска такой же важный элемент, как раскиданные то тут, то там скульптуры нефтяников и почетных жителей города. Восьмой раз проходит в этом городе всероссийский театральный фестиваль «ПоМост», утративший в этом году подзаголовок «Провинциальные театры России».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДВЕ СЕСТРЫ

    «Йун Габриэль Боркман». По пьесе Г. Ибсена.
    Бургтеатр (Вена) в сотрудничестве с Театром Базеля и Венским фестивалем на Международном театральном фестивале им. А. П. Чехова.
    Режиссер Саймон Стоун, сценограф Катрин Брак.

    В России продолжается «год Саймона Стоуна»: только что «Золотая Маска» показала его «Три сестры», сейчас Чеховский фестиваль привез «Йуна Габриэля Боркмана», осенью на «Территории» можно будет увидеть в его постановке «Медею». 35-летний режиссер, родившийся в Швейцарии, живший в Кембридже, а учившийся в Мельбурне, сейчас является режиссером Театра Базеля и много работает в венском Бургтеатре.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

    «Лавр». Е. Водолазкин.
    Театр «На Литейном».
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    «Лавр» Бориса Павловича — первая попытка сценического воплощения одного из самых значительных романов последнего десятилетия, вышедших на русском языке. Интерес театров к творчеству Водолазкина на пике. ТЮЗ им. А. А. Брянцева буквально пару месяцев назад показал премьеру «Близких друзей». Популярность «Лавра», помимо его художественных достоинств, связана с новым интересом к Средневековью, какой-то экзистенциальной, возможно, не вполне осознанной тоской по нему. Эта тоска прорастает в нашей культуре то здесь, то там, подобно тому, как современная реальность буквально прорастает пластиковыми бутылками в лесу в романе «Лавр». Не место здесь размышлять о соотношении рационального, просветительского бэкграунда нашей цивилизации и осколков христианско-средневекового бессознательного в нашем менталитете. Не об этом спектакль Павловича, нет там пластиковых бутылок.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДОРОГА — НИКУДА?

    «И это жизнь?». Г. Исхаки.
    Татарский драматический театр им. Г. Камала на XX Международном фестивале «Радуга».
    Режиссер Айдар Заббаров, художник-постановщик Булат Ибрагимов.

    В Театре им. Г. Камала молодой режиссер Айдар Заббаров, знакомый нам по спектаклю «Беглец» на Малой сцене Театра имени Ленсовета, обратился к национальной теме — творчеству классической фигуры татарской культуры Гаяза Исхаки, писавшего в начале ХХ века, родившегося в татарской деревне и жившего в Турции и Париже. Крупный литературный талант, противоречивая фигура, антибольшевик, но и ярый националист (друг Пилсудского!), человек, озабоченный тем, что можно обозначить словом «путь» — путь народа и человеческого духа. Его проза не то чтобы западно ориентирована, совсем нет, но ее все же можно сравнить с классическими романами воспитания, романами дороги (ну хоть с «Вильгельмом Мейстером» Гёте), где школяр проходит свой путь и достигает зрелости. Повесть «Жизнь ли это?», которую Заббаров скомпоновал с двумя рассказами Исхаки, произведение того же рода.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОЛЫБЕЛЬНАЯ В СТИЛЕ ХИП-ХОП

    «Буря». По мотивам пьесы У. Шекспира.
    Театр «Талия» (Гамбург) на Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова.
    Режиссер Йетте Штекель, сценография Флориана Лёше.

    Волшебника Просперо в этом спектакле играет 76-летняя Барбара Нюссе, актриса Марталера, Херманиса, Персеваля. Мужская роль в шекспировских пьесах для нее далеко не первая — она уже была и королем Лиром, и Полонием.

    Бледное лицо, седые взъерошенные волосы, такая же седая борода. Но несмотря на нее, Просперо Нюссе — как будто бесполое существо. В нем много женского, нежного, смиренного. Миранда ложится к нему на колени, и тот по-матерински гладит ее.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • WHATSAPP-ДРАМА

    «Нора, или Кукольный дом». Г. Ибсен.
    Schauspielhaus Zürich на XX Международном фестивале «Радуга».
    Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.

    Cпектакль «Нора, или Кукольный дом» режиссера Тимофея Кулябина, поставленный им в ноябре 2018 года в Цюрихе, в театре Шаушпильхаус,  — образцовый пример современного театра, существующего на материале программного драматического текста и одновременно фиксирующего нас сегодняшних в нашем настоящем времени. Действие пьесы Генриха Ибсена перенесено в условный 2019-й, в цифровую эпоху, где самое важное происходит онлайн и мимоходом: перед сном в постели в Facebook-переписке строятся карьеры, в обеденный перерыв на работе рушатся семьи, а в ресторане быстрого питания за пластмассовым столом в приложении Tinder можно выбрать фастфуд на ночь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ЧЕРНОМ, ЧЕРНОМ ГОРОДЕ

    «Сказки венского леса». Э. фон Хорват.
    Новокузнецкий драматический театр.
    Режиссер-постановщик Андреас Мерц-Райков, второй режиссер Екатерина Райкова-Мерц, художник Фемистокл Атмадзас.

    Драматургия Эдена фон Хорвата почти неизвестна в России, но в немецкоязычных странах считается образцом социальной комедии. «Сказки венского леса» написаны в 1931 году, когда судьба Австрии еще не была определена: в соседней Германии нацисты еще не пришли к власти, и объединение стран еще не произошло, но тревожное предощущение перемен уже витало в воздухе. В пьесе не описаны исторические процессы, действие строится на развитии любовной интриги, но, тем не менее, она отражает социальные противоречия времени. На примере девушки Марьянн, не пожелавшей по настоянию отца выйти замуж за предприимчивого мясника и сбежавшей с авантюристом, драматург показал, насколько незавидна судьба человека, который пытается отстоять свое право на выбор. Стремление поступить по-своему оборачивается чередой печальных событий: предательством возлюбленного, падением героини, смертью ребенка. Окружающий Марьянн мир противится ее желаниям, поскольку ценность отдельной личности, не включенной в массовое движение, ставится под сомнение.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЛОК, УЛИЦА, ВАГОН, ДОРОГА...

    Десять дней назад в Петербурге завершился фестиваль «Дни Александра Блока»

    Это второй проект в рамках программы, посвященной петербургским писателям, — центральной фигурой прошлогоднего фестиваля был Леонид Андреев. Однако, несмотря на то, что точкой опоры для этих мероприятий стали деятели литературы, организаторы не сосредоточивали внимание на одной составляющей и, дабы сделать проект максимально разносторонним, разделили его программу на блоки. На протяжении месяца жители города имели возможность посетить внушительное количество экскурсий, выставок, концертов и спектаклей в масштабе от традиционных прогулок по Эрмитажу до ультрасовременного перформанса в электричке. За театральный блок фестиваля отвечал один из его основных создателей — Театр Нового Зрителя «Синтез».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ТРАНЗИТ. ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ» НА ФЕСТИВАЛЕ «РАДУГА»

    Сегодня в программе фестиваля музыкально-документальный спектакль Проектного театра R. A. A. A. M. (Таллинн) в постановке Дмитрия Егорова. О нем — статьи Оксаны Кушляевой и Романа Сенчина из блога ПТЖ.

    Читать дальше
  • ДАЙ МНЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ СИЛУ СТРАДАНИЙ

    «Московский хор». Л. Петрушевская.
    Московский Академический театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Никита Кобелев, художник-постановщик Моника Пормале.

    На сцене — зрители. Перед закрытым занавесом, сбоку, сверху, между рядами, возникает московский хор — актеры, извиняясь, протискиваются, чтобы разместиться в проходах согласно партиям. Дирижер, поправляя очки, делает легкий изящный взмах руками — и пространство наполняется музыкой. Репетиция проходит не лучшим образом: кто-то поет слишком громко, кто-то опоздал, у кого-то был больничный и надо «подтягиваться», и так далее и тому подобное, знакомое всем, кто когда-либо пел в хоре. Рутина. Занавес медленно раздвигается, открывая роскошный зал Театра Маяковского — огромный, красный с золотым, бархатный, с величественной люстрой. Но среди кресел художник-постановщик Моника Пормале расположила быт — как будто шикарную квартиру превратили в коммуналку. Не изуродовали — сняли пафос, сделали обыденным, обычным, по своей мерке. Быт врезался, вписался в зал, застрял накрепко. В этом пространстве неудобно жить — проходы узкие, расстояние между рядами скромное. Разбирают вещи, едят, ссорятся в страшной тесноте, толкаясь и пролезая между стульями, натыкаясь на спинки.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КУНЬЦЮЙ. ОПЕРА ДЛЯ ИЗБРАННОГО

    «Пионовая беседка». По мотивам одноименной драмы Тан Сяньцзу.
    Шанхайский центр оперы Куньцюй под руководством Чжан Цзюня на Международном театральном фестивале им. А. П. Чехова.
    Художественный руководитель Тань Дунь, режиссер Ли Сяо Пинь.

    Где-то между вереницей кофеен, модных рестораций, шумного, суетливого проспекта Мира с его вечно загруженными трафиком переулками расположено камерное уютное пространство Ботанического сада МГУ, так называемый Аптекарский огород, место, выбранное Чеховским фестивалем для спектакля Шанхайского центра оперы Куньцюй «Пионовая беседка». Вдоль Зеркального канала, небольшого прудика, утопающего в клумбах с цветами и редкими растениями, был протянут зигзагообразный помост, неуловимо напоминающий атрибут японского сада — мост яцухаси, ломаная линия которого символизирует извилистый путь человека в постижении бренности и переменчивости жизни, неизбежности смерти и в то же время ее диалектическую невозможность. В ароматах поздней весны в городском саду, непостижимыми средствами не пропускающем на свою территорию шума и безумия мегаполиса, игрался старинный жанр восточного театра — Куньцюй, или Куньшаньская опера, одна из разновидностей китайской оперы. И это тот случай, когда разговоры о природе и погоде — не фигура речи и не вежливая формальность в поддержании светской беседы.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ПО ДОРОГЕ В...» КАМЫ ГИНКАСА НА XX ФЕСТИВАЛЕ «РАДУГА»

    Сегодня в Петербурге открывается юбилейный XX Международный театральный фестиваль «Радуга». В день открытия в его афише три спектакля — премьерная «Нора» Тимофея Кулябина, поставленная в цюрихском Шаушпильхаус, лесосибирские «Мертвые души» Олега Липовецкого и спектакль Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса (разумеется, по Достоевскому). О последнем — статья Анны Банасюкевич из блога ПТЖ.

    Читать дальше
  • РАДОСТЬ БЕЗ ТЕНИ

    «Чудаки и зануды». У. Старк.
    Прокопьевский драматический театр.
    Режиссер Иван Пачин, художник Павел Тарасёнок.

    Честных книг о переходном возрасте не так уж много. «Чудаки» — одна из них. Повесть о девушке-подростке. Разумеется, сразу вспоминаешь Пеппи Длинныйчулок, которую семьдесят лет назад придумала соотечественница Ульфа Старка. «Чудаки и зануды» — это уже XX век. Дело не только в том, что книга опубликована в нынешнем столетии. Проблематика и стилистика современные. Еще одна неочевидная «шведская» перекличка — фильм Роя Андерсона «История любви».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

    «Бег». М. Булгаков.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.

    Здесь возможно предисловие такой длины, что на анализ спектакля попросту не останется места. Поэтому попытаюсь кратко. Предпосылки, предыстории и мотивации громоздятся друг на друга: печальный сюжет МХАТа и самого Булгакова, по цензурным причинам так и не доведших в конце 20-х годов спектакль «Бег» до зрителя; первый опыт Сергея Женовача в МХТ, и тоже булгаковский («Белая гвардия», 2004); глубокая увлеченность режиссера творчеством писателя, воплотившаяся в спектакли СТИ «Записки покойника» (2014) и «Мастер и Маргарита» (2017); наконец, «Бег» как дебют Женовача в качестве художественного руководителя МХТ, где в выборе материала, конечно же, сыграли свои роли все вышеназванные обстоятельства. Вернуть Художественному театру несправедливо уничтоженную в свое время репертуарную идею. Дать артистам МХТ богатый драматургический материал. Еще раз нырнуть в булгаковский мир, в самый кровоточащий его отсек и притом, вероятно, самый актуальный для нынешнего российского отрезка времени, только внешне кажущегося спокойным.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ПИКНИК» НА ОБОЧИНЕ

    «На краю света». Сценическая композиция Д. Привалова по мотивам повести Н. Лескова.
    Магаданский музыкальный и драматический театр.
    Режиссер Радион Букаев, художник Никита Сазонов.

    Спасибо Юрию Дудю: народ смотрит про Колыму. Народ постарше, который помнит, как «облака плывут, облака», про нее и не забывал. На поверку — в отличие от того же Норильска, признаться, жутковатого, Магадан оказался жизнерадостным приморским городом. Ну так «столица Колымского края» никогда и не была лагерем, только перевалочным пунктом. Если что в Магадане и шокирует, так это малоэтажье застройки, слабо подобающее областному центру. Россия поднимается с колен неравномерно. Тут — не очень.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕМНОГО СМЕРТИ, НЕМНОГО ЛЮБВИ

    «Спички». К. Стешик.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Артем Устинов, художник Егор Пшеничный.

    Есть в русской литературе тексты мистические, и есть авторы, наделенные по жизни определенной биографической «чертовней». И чем больше художник, тем сложнее строятся отношения в его бестиарии, тем острее эту разницу чувствует человек создающий. «Вы знаете, как смеются ангелы? Это позорные твари, теперь я знаю — вам сказать, как они сейчас рассмеялись?» (В. Ерофеев, «Москва — Петушки»). Бесконечный спор черта и Бога на лезвии ножа, за которым ужасно интересно наблюдать, а работать еще сложнее. Потому что перед нами не социально-бытовые, а устремленные вверх трансцендентные искания человека. Пьесы Константина Стешика однозначно такого рода. Кто-то из критиков называет его продолжателем идей мистического реализма, возникшего в Латинской Америке и процветающего в румынском кинематографе; кто-то сопоставляет его пьесы с полотнами сюрреалистов, особенно Магритта. Неслучайно в афишах двух петербургских премьер Стешика («Время быть пеплом» Натальи Лапиной и «Спички» Артема Устинова) используются сюжеты магриттовских картин.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЕВРО БЕЗ БРЭНДА

    О зарубежных спектаклях XV Международного театрального фестиваля «Царь-сказка» в Великом Новгороде

    Фестивали в небольших, нестоличных русских городах раз за разом поражают тем, насколько провинция включена в театральный контекст. В Пскове недавно прошел отличный «Пушкинский» с направленностью на спектакли по русской классике, а «Дягилевский» в Перми с его разнообразием оперных и балетных спектаклей уже давно считается одним из сильнейших в России и Европе. «Царь-сказка» тоже обладает собственной индивидуальностью — организаторы стараются собрать программу, в которой помещаются разные виды театрального искусства: клоунада, контемпорари, драма, театр предмета. Помимо российских спектаклей в Новгород привозят небольшие европейские театральные компании, и это становится важным опытом погружения в театральную реальность, где практически нет громких имен: такой неидеализированный срез европейского театра, который вполне сравним с аналогичным, провинциальным, в России.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОЛЬГА АЛЬБАНОВА: «ЭНЕРГИЯ ОТЧАЯНИЯ — ПРОДУКТИВНАЯ ИСТОРИЯ»

    В Небольшом драматическом театре в последние годы звучит все больше живой музыки: ею наполнены оба детских спектакля («Волшебник страны Оз» и «История доктора Дулиттла»), ради нее во многом была сделана «Дульсинея», впервые в истории НДТ появились спектакли-концерты — приуроченный к 9 мая «Вальс Победы» и премьера этого сезона, шуточный музыкальный спектакль-капустник «НДТ, ЁПэРэСэТэ!». Вместе со своими коллегами новое направление в театре развивает одна из ведущих актрис Эренбурга — Ольга Альбанова, в чьей творческой биографии музыка проходит отдельной строкой.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЛЬВУ АБРАМОВИЧУ ДОДИНУ 75! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Вот как каждые пять лет глобально поздравлять, даже когда хочется искренне это сделать, но все основное уже давно отговорил?

    Каждые пять лет прибавляют юбиляру кусочек жизни, но в «большом времени» 70, по сути, мало отличается от 75...

    Когда Льву Абрамовичу Додину исполнялось 70, я написала коротко о своей собственной жизни в присутствии Додина. Вернее о траектории взаимоотношений с его театром. И это можно прочесть. Додин ведь буквально «сделал» жизнь нашего театрального поколения, и забыть это не получится никогда. Даже сейчас, когда попадаю в МДТ, срабатывает флешбэк: само это пространство возвращает счастье ожидания и счастье свершения чего-то необычайно важного, к чему ты причастен. Это пространство кодировано твоей молодостью и твоим восторгом от «Братьев и сестер» и «Дома», от «Повелителя мух» в первой редакции, от «Дяди Вани» и «Трех сестер»... Остальное можно не помнить, а кодирование счастьем остается.

    Читать дальше | Комментарии (0)