Фестиваль казахстанских молодежных независимых театров «Откровение» и Международный театральный фестиваль в Алматы
…Бог мой, как же она пела! Как сирена, обольщающая Одиссея. Хотя это была песня не обольщения, но верности, песня Сольвейг. «Зима пройдет, и весна промелькнет… И ты ко мне вернешься, мне сердце говорит…». Русская певица и la femme fatale Мария Николаевна Травина, меняющая платья, туфли, концертные залы, города, континенты, мужчин, героиня рассказа Нины Берберовой «Аккомпаниаторша», такая, какой ее играла в спектакле алматинского театра «ARTиШОК» дивная актриса Вероника Насальская, вкладывала в эту песню еще что-то свое поверх слов и мелодии Грига. Что-то о победительном праве на счастье, о женской манкости, которая, порой, важнее таланта или ума (хотя не отменяет и их наличия), об умении идти по жизни, как по сцене, одаривая и опаляя звездным сиянием тех, кто попадается на пути.
Как знают читавшие рассказ Берберовой, повествование в нем ведется от лица другой героини — Сонечки (мне это представляется неслучайным совпадением с именем Сони из толстовской «Войны и мира», которую, как помнится, называли «пустоцветом»), аккомпаниаторши, тени, почти бессловесной свидетельницы чужих триумфов и трагедий. Ее очень точно играет тонкая и ломкая, почти бестелесная Анастасия Тарасова. Вместе с Вероникой Насальской они кружат по маленькой сцене «ARTиШОКа» вокруг огромного сундука (просто дом, а не сундук), передают друг другу платья, ноты, платки, любовные записки Марии Николаевны. «Сызнова, Сонечка! Начните сызнова! Я — ведущая, вы — ведомая…». В какой-то момент (момент слабости Травиной) Соня попробует стать ведущей, но ничего не выйдет. Право на счастье — это дар, которым она обделена.
Постановщица спектакля, новосибирский режиссер Анна Зиновьева, и художник Антон Болкунов почти взрывают спокойный повествовательный стиль Берберовой. Наверное, потому, что у них есть такая Травина, родная сестра Салли Боулз Лайзы Минелли из фильма «Кабаре», женщина-счастье и женщина-беда. Такая актриса, как Вероника Насальская.
Конечно, не очень правильно начинать рассказ со спектакля, который не входил ни в программу казахстанского фестиваля молодежных независимых театров «Откровение», ни в основную афишу Международного театрального фестиваля, что проходил в Алматы параллельно и вместе с «Откровением». «Аккомпаниаторшу» «ARTиШОК» сыграл как подарок участникам и гостям двух фестивалей. Но не могу иначе: этот спектакль и эта роль — самое сильное мое впечатление от восьми алматинских дней на исходе ноября. К тому же у двух фестивалей (двух в одном), как и у спектакля «Аккомпаниаторша», женское лицо. Лица. Прекрасные лица (а фигуры какие, а наряды!) двух молодых алматинских бизнес-леди и театралок Ольги Султановой и Настасьи Старченковой, продюсеров фестиваля «Откровение». Уж не знаю, какие песни поют эти сирены в казахстанских начальственных кабинетах, но «Откровение» живет и развивается, нынешний фестиваль был уже вторым по счету. А куратором международной программы стала Галина Пьянова, худрук «ARTиШОКа», а с этого сезона еще и главный режиссер новосибирского театра «Старый дом».
Возглавлявшая наше фестивальное жюри гранд-дама из управления культуры акимата (мэрии) Алматы Мара Нагимбековна Нурмухамедова, которой по должности положено вести учет независимых театров южной столицы Казахстана, признавалась, что делать это чрезвычайно сложно: молодые театры, театральные студии, проекты возникают и исчезают, перетекают друг в друга, от «старых» все время отпочковываются новые. Можно сказать, что сейчас в Алматы наряду с девятью государственными театрами существует около пятнадцати независимых театральных образований (почти все они играют на русском языке, один — на немецком). Спектакли пяти из этих алматинских коллективов вошли в афишу «Откровения», плюс шестой участник — молодежный театр «Промень» из города Павлодара.
Обаяние юности и почти термоядерная молодая энергия были у всех. Переплавить это в гармонию и убедительность театрального действия получалось не всегда, но все же почти в каждой работе были моменты чистой радости. В несколько ученическом спектакле «Вещь женского рода» (по бунинским «Темным аллеям») «Своего театра» (режиссер Дмитрий Дягилев) пленяли круговорот чувственной лихорадки и то, с каким пиететом здесь, в бывшей окраине Российской империи, юные люди на сцене с такими русскими лицами, каких уже и в Рязани не встретишь, относятся к слову и духу бунинской прозы. Футуристическая антиутопия «iCitizen» театра «diWel» (режиссер Антон Дукравец) с самого начала порадовала хорошей театральной картинкой и атмосферой гротеска, но, увы, и то, и другое радовало недолго, утонув в визуальном и смысловом сумбуре. Непонятно, чем привлекла режиссера павлодарского театра «Промень» Алексея Дрягина совершенно графоманская пьеса В. Понизова «Я есть тварь?» (о разборках в потустороннем мире). Драматургический камень не стал хлебом, но вот молодая актриса Евгения Бочарова, играющая сразу несколько ролей, попыталась быть настоящей театральной клоунессой, и многое удалось.
Запомнилась и другая актриса — Екатерина Заболиченко, Констанция Моцарт в спектакле «Моцарт» арт-группы «Feel. iN». Режиссеру Илье Бобкову зачем-то потребовалось объединять в одном спектакле Пушкина и Шеффера (чистое золото и бижутерию, пусть и высокого класса) — даровитые молодые актеры из Русской академической драмы Алматы Илья Шилкин (Сальери) и Рауф Хабибуллин (Моцарт) разрывались между «чистой» трагедией и хорошо сделанной пьесой с париками и камзолами. А Заболиченко-Констанция играла что-то исключительно свое: женщину, растворяющуюся в любимом мужчине. Очень была хороша. Студию под названием «Культурное пространство „Da Theatre“» возглавляет Наташа Дубс, с недавних пор главный режиссер Немецкого театра Алматы. Ее студийцы — вчерашние выпускники немецкого актерского курса местной театральной академии. Они играли (на смеси немецкого и русского) «Сцены из „Фауста“» Гете, то приближаясь к творению немецкого гения (больше в пластических, визуальных сценах, чем в диалогах и монологах) и самому немецкому мироощущению (в том числе в его взаимоотношениях с телом, телесностью), то отдаляясь. Год назад, на первом «Откровении», этот коллектив получил Гран-при фестиваля (миллион тенге, которые можно использовать на создание нового спектакля или фестивальные гастроли) и съездил благодаря этому на фестиваль в Южную Корею со спектаклем по Брехту.
Триумфаторы (обладатели Гран-при) нынешнего «Откровения» — независимый театральный проект «Кофейня # 6» со спектаклем (скорее, перформансом) «Рэнт: рождение панк-мессии» по мотивам произведения Чака Паланика «Рэнт: биография Бастера Кейси» (режиссер Сергей Тейфель). Все было, как у «больших» независимых театральных проектов: видео (казалось, вся история XX века промелькнула на экране), читка с листа, бесконечные зоны импровизации, голая мужская задница и ненормативная лексика… Юные, гибкие, заразительные, всегда готовые откликнуться на пас партнера, юные участники действа создавали не столько театральную, сколько клубную атмосферу, наладив особый обмен энергией между сценой и зрительным залом. Было много смешного, немного провоцирующего, а ближе к финалу — разговор о серьезном, о том, как человек становится (или не становится) взрослым, ответственным за собственную жизнь, тех, кто рядом, за целый мир (на экране в это время был академик Сахаров с его знаменитой «афганской» речью на депутатском съезде). Все это имело весьма отдаленное отношение к Чаку Паланику, но с живой жизнью и живым театром было связано определенно.
Замечательно, что участники «Откровения» имели возможность не только увидеть спектакли друг друга, послушать их разборы, которые ежедневно вели члены жюри, побывать на мастер-классах этих же членов жюри (худрук и ведущий актер ташкентского «Ильхома» Борис Гафуров дал актерский мастер-класс, а драматург Олжас Жанайдаров, уроженец Алматы, давно живущий в Москве, чью пьесу «Джут» сейчас хотят ставить сразу три казахстанских театра, — по новой драме), но и побывать на всех постановках Международного театрального фестиваля.
Они были разными. Голливудская история «Между небом и землей», которую «Жастар театры» из Астаны (режиссер Сергазин Даурен) попытался открыть ключом сентиментальной мелодрамы с весьма специфическими танчиками. Театр художника, создаваемый из обычной бумаги на глазах у зрителя: спектакль «ОнОнаЖизнь» киевского «PaperWall Theatre» (режиссер Марина Назаренко). Почти пятичасовой колосс «Пер Гюнт» новосибирского театра «Старый дом» (постановщик — итальянский режиссер Антонио Лателла): зрители, выдержавшие этот изощренный смысловой и пластический театральный марафон, устроили безудержную овацию, кажется, не только актерам (прежде всего Анатолию Григорьеву — Перу Гюнту), но и самим себе. «Small Theatre» из Еревана играл гоголевские «Записки сумасшедшего» на трех языках: монолог Поприщина шел на армянском, переписка — на французском, а мучители-санитары в сумасшедшем доме говорили на русском. Тексты последних, во-первых, не имели никакого отношения к Гоголю, а во-вторых, рождали стойкое ощущение, что режиссер Ваган Бадалян перепутал «Записки сумасшедшего» с «Палатой № 6».
«Билетов нет! Нет никаких билетов!» — всю фестивальную неделю сообщала собеседникам по мобильнику продюсер Ольга Султанова в связи с постановкой «Дождь за стеной» ташкентского Театра Марка Вайля «Ильхом» (пьеса Юрия Клавдиева, режиссура Владимира Панкова). Лом, действительно, был страшный, а прием бурный. Обошлось без скандала, хотя невероятную концентрацию мата на единицу театрального действа и гомосексуальный акт двух милиционеров, представленный от и почти что до, по сей день бурно обсуждают в социальных сетях Алматы. Витальность, пластичность, музыкальность, особый драйв «ильхомовских» актеров неизменны, но все же спектакль показался уже несколько старомодным (как известно, быстрее всего выходят из моды остромодные вещи). В последний момент отказался от приезда на фестиваль столичный «Гоголь-центр», его заменил мелиховский театр «Чеховская студия» с «Заповедником» по повести Сергея Довлатова (режиссер Дмитрий Пчела), но эту постановку имеет смысл считать недоразумением или анекдотом фестиваля, увы, не довлатовским, скорее, скверным.
В финале Международного фестиваля «ARTиШОК» показал внеконкурсный вербатим «Прямо по Толе би» в режиссуре Галины Пьяновой. Толе би — улица, насквозь прошивающая Алматы, от спальных районов до «золотого квадрата». Выходцы из деревни здесь встречаются с рафинированными поклонниками современного искусства, гопники с геями, насильники с жертвами, поклонники семечек с поклонниками новой драмы, казахи с русскими. В пульсирующем действии есть внутренняя музыка (и «внешняя» тоже — ансамбль «Oh la la Band»), пятерка молодых актеров (Анастасия Тарасова, Чингиз Капин, Виктория Мухамеджанова, Дмитрий Копылов, Сергей Лысенко) была точна и раскованна, линия Толе би складывалась из линий судеб его обитателей, и нечто новое и захватывающее о городе Алматы узнавали не только гости фестиваля, но и земляки «артишоковцев».
…Зима пройдет. И весна промелькнет. И лето минует. И ровно через год в Алматы вернется «Откровение». Номер три. Я уверен. Мне сердце говорит.
Клевые ребята, когда жил в Ате, ходил на Артишок,веселый подвал, до сих пор помню постановки которые зацепили "Гагарин", "Возвращение в СССР".