«Женя, Женечка и „Катюша“» (по сценарию Владимира Мотыля).
Театр «Буфф». Режиссер — Исаак Штокбант
Премьера состоялась 7 мая в здании театра на Заневском, и это первый спектакль, сыгранный на новой сцене, что сразу же заставляет воспринимать его как некий экзамен, «тест на соответствие». Конечно же, любой театр достоин «дворца из стекла и бетона» — и все же, в сегодняшней ситуации, когда множество профессиональных, именитых и совсем молодых коллективов вынуждены искать аренду, ютиться в чужих залах, репетировать Бог знает где… комментарии излишни. Поэтому, повторюсь, планка требований к «Буффу» со стороны критика теперь сильно взлетела. Не говоря уж о том, что «Женя, Женечка…» приурочена к 65-летию Великой Победы, да и в случае с римейком заметного художественного явления прошлых лет следует быть очень и очень корректными. Сравнивать вроде как нельзя (ну, не переплюнешь Олега Даля!), а не сравнивать невозможно. Диалог с предшествующей версией входит в правила игры. Другое дело — какими средствами и как играют…
Это не первый случай перенесения на сцену советского кинохита — в репертуаре «Буффа» уже есть «Небесный тихоход». На премьерных показах он был по-лубочному прост, но простоту во многом компенсировала искренность молодых, энергичных актеров, отличный вокал и верность «легкости» жанра, что и обеспечило зрительский успех. В успехе «Женечки…» возникают сомнения. Это зрелище, разворачивающееся среди игрушечных «ракетных установок» и ящиков, то и дело аккуратно подсвечиваемое красным, больше всего напоминает школьную игру «в кино» (так мы, будучи маленькими, насмотревшись телевизионных приключений, распределяли роли — ты будешь тем-то, она — той-то, а потом старались воспроизводить наиболее эффектные моменты фильма). Наивность как прием, рассчитанный на сидящих в зале ветеранов, которым в силу возраста свойственен консерватизм? Вероятно, ибо героиня спектакля по имени Катя в какой-то момент произносит что-то вроде: «Мой дед был бы недоволен…»
С Катей — отдельный сюжет. Вероятно, чтобы перекинуть некий эстетический мостик в день сегодняшний, создатели спектакля придумали дополнительную линию — молодежную музыкальную группу, исполняющую песни Булата Окуджавы (Катя — солистка). Поют студенты СПбГАТИ не плохо, но уж так героически, так пафосно!.. Больше всего обидно за хрестоматийные «Капли датского короля». Не присвоено, не прочувствовано… деду бы, думаю, точно не понравилось.
Что касается собственно истории и главных героев — все тоже весьма небогато. Несколько штампов, чуть-чуть юморочку, карикатурные «фрицы» — и вот, прелестная лирическая зарисовка Владимира Мотыля о нежном мальчике, заброшенном в казарму, превращается в «датскую» (невольный каламбур!) театральную «отписку». Сочинение «Как я встретил День Победы», которое совсем не обязательно было писать во дворце из стекла и бетона…
Ну, вот, наконец-то хоть кто-то сказал правду…
Боюсь, что главной проблемой является неопределенность жанра. Это и не музыкальная комедия, и не военная драма, и даже не бульварная мелодрама. Это все эти жанры вместе. От этого многое выглядит каламбурным и неуместным.
И почему сегодняшние молодые люди (ансамбль с солисткой Катей) исполняют песни Окуджавы? В этом параллель — деды, отцы, сыновья? К сожалению, музыкальные номера не превратились в сюжет, а остались на уровне дивертисментов.