Основатель, художественный руководитель, директор Государственного областного театра драмы и кукол «Святая крепость», почетный гражданин города Выборга, заслуженный деятель искусств России… Но когда день рождения приходится на 14 августа, регалии даже перечислять не надо. Он — Лев. Львы — они такие: пойдут напролом, в открытую, сметут врагов в честном бою, создадут прайд, добьются своего, удержат это самое «свое» всеми четырьмя лапами и попутно сделают так, чтобы их все приметили…
«Святая крепость», созданная Лабецким, — его прайд, состоящий из преданных людей. Это его территория, на которой могут быть как творческие удачи, так и творческие поражения, пережить которые в прайде можно легко. Это не очень-то модный нынче театр-дом, где все знают друг друга «сто лет», видели друг друга в бедах и в радостях, где научились прощать, но не устают кипеть. Чтобы удержать театр, эту подвижную, эмоциональную, состоящую сплошь из нереализованных потенциалов и болезненных самолюбий структуру, нужны бешеная любовь к профессии и бешеные лидерские качества. Нужны неопалимая харизма и густой командирский голос. Нужно сострадание к человеку, но будет не обойтись без неуемного чувства юмора, способного порой переходить в здоровый цинизм. А еще неплохо бы сохранять в себе бесшабашную юность, чтобы понимать молодых, постоянно вливающихся в театр, который без «новой крови» может захиреть…
Все это есть у Юрия Евгеньевича, исполненного огромной витальной силы, свойственной послевоенному поколению. Все это произрастает из его жизни, которую ему дали потрясающе добрые родители. Были в этой жизни случайные встречи, превращавшиеся в долгую дружбу, как, например, встреча с актрисой Большого театра кукол Идой Исаевной Нахбо. Были неудачные попытки поступления в театральный вуз, окончившиеся короткой, но определяющей работой в БДТ и в БТК. Была служба в армии. Были ЛГИТМиК и педагог Сергей Константинович Жуков (тогда же и завязалась дружба с сокурсниками, ставшими основой «прайда»).
Псковский областной театр кукол сменялся театром кукол во Львове, тот — кукольным театром в Кургане, где Лабецкий обрел будущую жену, Татьяну Тушину, и участвовал в организации первых региональных фестивалей кукольных театров. Попытка сделать «свой» театр во Владимире привела к возвращению домой и к периоду простоя. Но он довольно скоро окончился: на исходе 1981 года перед двумя закадычными друзьями, Лабецким и Никитиным, решившими зарабатывать ремонтом ленинградских квартир, явился ангел в лице актрисы Тамары Беловой. «Благая весть», принесенная ею, заключалась в своевременной идее открыть в Выборге, где Белова родилась, кукольный театр (Юрий Евгеньевич никогда не скрывал, что идея эта принадлежит его однокурснице). Так в 1982 году началось долгое по времени созидание областного театра кукол, в безденежные 90-е расширившего специализацию до «театра драмы и кукол» и получившего название «Святая крепость». Созидание театра в наших условиях — это инстанции, уговоры, просьбы, доказательства, доводы (иногда «в лоб» или «кулаком по столу»), это ответственность за людей, и при этом — творчество, на которое, кажется, и сил уже должно не хватить…
У Лабецкого их всегда хватало. На что только не решалась «Святая крепость»! И ее вступление на параллельный драматический путь не стало ошибкой. Первая ласточка — спектакль «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома. И только потом Чехов, Шекспир, Горький, Островский, Кундера, Гибсон, Ануй… Юрию Евгеньевичу достало смелости и мудрости не оставаться в созданном им театре единоличным режиссером. Уже несколько лет в афише «Святой крепости» появляются имена Дениса Хусниярова, Кирилла Сбитнева, Георгия Цнобиладзе, Петра Васильева, предпринимают первые попытки самостоятельных постановок актеры «Святой крепости». Но и сам Лабецкий не сдает творческих позиций. Иногда, конечно, заводит своим бархатным голосом разговоры про то, что пора на покой, что надо уступать дорогу молодым… Но тут же придумывает театральный фестиваль «Балтийский солнцеворот» или мечтает о постановке современной трактовки андерсеновской сказки «Снежная королева». А последняя драматическая премьера театра «Публике смотреть воспрещается» по пьесе Жана Марсана? Очень «лабецкая» попытка взглянуть на закулисье со смехом, вызывающим слезы… Собственно, это и есть жизнь, заставляющая нас плакать и смеяться на протяжении десятилетий. С днем рождения, Юрий Евгеньевич!
Комментарии (0)