Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

31 октября 2012

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРАВДА

В Иркутске прошла Творческая лаборатория «Театр третьего тысячелетия — театр будущего».

…Утро третьего дня было свободно от лабораторных штудий, и я успел сбегать в музей истории Иркутска. На обратном пути в гостиницу «Горняк» в Хасановском переулке возле Дома актера был дружно облаян сворой бездомных псов. Я узнал их по голосам: накануне вечером они же сопровождали спектакль по пьесе Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», который сыграли на сцене иркутского Дома актера студенты Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств из столицы Бурятии Улан-Удэ (режиссерский курс профессора Туяны Баяртуевны Бадагаевой, постановщик спектакля — режиссер-педагог Сергей Левицкий).

Сигаревские «Божьи коровки…» отвечали за новую драму, что у продвинутых участников лаборатории (к примеру, у Татьяны Тихоновец, с которой мы вместе проводили критический разбор увиденных спектаклей) вызывало законное недоумение: пьеса несовершенная, даже реалии ее устарели. Но надо было слышать, как ахал зрительный зал (в большинстве своем профессиональный: актеры и режиссеры иркутских театров, студенты театрального училища), когда со сцены, к примеру, звучал какой-нибудь скромный образчик ненормативной лексики, без которого новая драма — не новая. «У нас в Сибири живут люди с чистою душой, им это чуждо», — сказал кто-то из аборигенов на обсуждении спектакля. Пришлось заметить, что Красноярск, Новосибирск или Абакан, где новая драма давно стала органичной частью театрального процесса, как видно, другая Сибирь. Дело не в географии, дело в театральном времени, а оно, если судить по квази-чеховскому спектаклю «Лебединая песня», сыгранному в ходе лаборатории актерами охлопковского театра, да по афишным тумбам той же Иркутской драмы и ТЮЗа, до третьего тысячелетия пока явно не дошло, остановилось где-то в середине XX столетия.

Диана Бронникова
(Ассоль — художница Мэри).
Фото — архив театра.

Кого-то из иркутских театральных деятелей это вполне устраивает, но есть и беспокойные взыскатели перемен, новых форм и смыслов. Организатором творческой лаборатории «Театр третьего тысячелетия — театр будущего» и стал один из них — режиссер Иркутского музыкального театра (с дипломом режиссера драмы) Александр Лобыгин. Финансовую и организационную поддержку он нашел в Иркутском областном министерстве культуры и архивов и областном отделении СТД, творческую — у друзей и коллег из самых разных городов. Лаборатория получилась удивительно разнонаправленной и, честно говоря, перенасыщенной разными событиями. «Широк Александр Лобыгин, его бы сузить», — не раз думалось в эти дни. Туяна Бадагаева провела со своими и иркутскими студентами блестящий мастер-класс, а четвертый курс Иркутского театрального училища (мастер — Валентин Васильевич Зверовщиков) сыграл азартный, небессмысленный, обнадеживающий «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Была серьезная просветительская программа, в которой особенно выделялся доклад «Жизнь и творчество Юрия Анненкова» кандидата искусствоведения Ирины Зелиньской, супруги польского консула в Сибири. Была выставка молодых и заслуженных сценографов. Была провалившаяся попытка «действенного прочтения» вампиловского «Старшего сына»: Игорь Ливант, выпускник иняза, «много работающий в Европе как режиссер» (его слова), был классическим образчиком режиссерствующего «сына лейтенанта Шмидта», разочаровал будущих актеров первым же «прочтением», и следующие они попросту проигнорировали. Наконец, были спектакли, совершенно не укладывающиеся в какую-то единую концепцию лаборатории, но дарившие открытия. Боль и надежда «Божьих коровок…» из Улан-Удэ: юные буряты, русские, якуты играли про гибельное отчаяние своих сверстников, о котором, казалось, знают не только по пьесе Сигарева, были убедительны в создании объемных характеров и общей трагической атмосферы этой безнадежной истории, в которой они все же сумели увидеть надежду. Была «Пристань алых грез» в Иркутском театре кукол «Аистенок» — сложносочиненная история режиссера Юрия Уткина и художницы Натальи Павлишиной по мотивам разных произведений Александра Грина с дивными куклами (что такая редкость в театре кукол!), интересным живым планом, убедительной рок-командой (кем, если не рокером, может быть современный Грей?), разнообразными визуальными эффектами и театральными аттракционами. Фантазию Юрия Уткина иногда хочется ввести в более строгие формальные и временные рамки, но надо признать, что юный зрительный зал принимает спектакль просто восторженно.

Людмила Глухова в спектакле «Песни дождя».
Фото — архив театра.

Актриса и вокалистка из Санкт-Петербурга Людмила Глухова сыграла в ходе лаборатории премьеру своего моноспектакля «Берегиня». Те, кто следил за судьбой театра Игоря Григурко «ЧелоВЕК», перемещавшегося из Улан-Удэ в Омск, а затем в Санкт-Петербург, помнят Людмилу Глухову хотя бы по спектаклю «Песни дождя»: ее завораживающее горловое пение сопровождало это «телосозерцание по мотивам светской поэзии далай-ламы VI» и в 2005 году было отмечено специальной премией музыкального жюри «Золотой маски» (награду Людмиле Глуховой тогда вручал Родион Щедрин). Театра «ЧелоВЕК» больше не существует, а Людмила Глухова живет в северной столице, работая начальником информационно-методического отдела культурно-досугового центра «Красногвардейский». Но куда деваться от Божьего дара, который и счастье, и крест? Так рождается «Берегиня», абсолютно авторская работа, где текст, подбор песен, исполнение — все она, Людмила Глухова. 45-минутный рассказ о пращуре-пушкаре (из пушки стрелял) и праматери, жене его, о свадьбах и проводах на войну, рождениях и похоронах, земле, воде, небе… Спектакль захлестывает, как течение большой реки, поражает естественностью перехода от слова к пению а капелла, точностью каждой детали, истовостью разговора о самом главном. Просто глоток живой театральной воды! Не хотелось рассуждать, из какого тысячелетия этот театр, он просто был живым.

И был большой итоговый разговор в последний лабораторный вечер. «Первый блин комом», — сказал кто-то. «Комом, но совершенно съедобный», — ответили ему. Стройность программы, внятность замысла, точность адреса лаборатории, хочется верить, придут со временем, если, конечно, будет продолжение. То, что театральный Иркутск в нем нуждается, как и то, что Александр Лобыгин нуждается в союзниках, стало совершенно очевидным всем искателям живого театра, которые собирались в эти три дня на исходе октября в Доме актера Иркутска.

Комментарии 2 комментария

  1. абориген

    Уважаемый Владимир, здравствуйте!
    Спасибо за «правду», согласна с Вами во многом. Только мне жаль, что Вы интерпретировали мою фразу в несколько ином контексте. Действительно, дело не в географии) А реальность театральную только по тумбам, наверное, сложно прочувствовать. Печален и факт отсутствия на фестивале тех, кто эту реальность в Иркутске делает. Не удалось организаторам, к сожалению, привлечь внимание профессионалов, публика в зале была околотеатральная… Возможно, отпугнул разосланный и написанный (судя по массе орфографических ошибок) на скорую руку проект, мало учитывающий запрос привлеченной в последний момент целевой аудитории. Отсюда и общий уровень фестиваля, опять же к сожалению, оказался околотеатральным…

  2. Наталья

    абориген — простите, но сразу видно, что вы там не были, по крайне мере, не все время. Вы пишите: «Околотеатральная публика»….Я была на протяжении 3 дней: я художник, были мои друзья художники, все время присутствовали студенты ВСГАКи 4 курса. А про ошибки написания — не без этого, но главное, что проект состоялся как интересное событие, и требует дальнейшего развития.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога