«Билли Каспер». Инсценировка А. Житковского
по мотивам романа Б. Хайнса «Пустельга для отрока».
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Вера Попова, художник Надежда Лопардина.
Может быть, вы когда-то слышали о романе Барри Хайнса «Пустельга для отрока». Если нет — вспомните, например, «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха или что-нибудь из Диккенса. «Большие надежды»!
О литературном «слое» спектакля Веры Поповой сказать необходимо в первых строках — театральный текст строится на сюжетной основе. В центре повествования — школьник Билли Каспер. Отец Билли ушел из семьи, мать не обращает на сына никакого внимания. В школе отношения с одноклассниками и учителями у него не ладятся: в лучшем случае, сверстникам и старшему поколению Билли не интересен, в худшем — герой становится объектом жестоких издевательств. Однако все меняется в жизни Билли, когда он находит птенца сокола. Мальчик начинает заботиться о нем, и через какое-то время гордая и хищная птица Кес, как Билли называет сокола, становится его лучшим другом.
Еще до появления актеров на сцене слышно, как тикают часы, следом — резкий долгий звон будильника. Не музыка, но, во всяком случае, звук — первое, что являет сцена. Все звуки, которые приходят в спектакль, разнообразны по составу, но едины по функции. Идет дождь — актеры постукивают палочками по стульям; герой долго бежал — чем не звук? — «ритмичная» отдышка; заблудился в лесу — шорохи и скрежеты (саунд-дизайн Ника Тихонова).
Билли Каспер живет в одном из рабочих поселков Лондона. Судьба всех посельчан одинакова: вряд ли ты станешь сокольничим, скорее всего, рассчитывать можешь только на работу шахтера. И почти музыкальным произведением становится реклама шахтерской профессии — такая «социальная молитва»: актеры поют мелодию — голоса разложены по партиям, а рекламщик-солист обещает, что жизнь шахтера — лучший выбор. Так или иначе, музыка, звуки, шумы — как ни назови — есть мир Билли Каспера: насыщенный, почти как скрежет трамвая. В звуке — сгущенная жизненная материя.
Контрапункт музыкальному решению — сценографическое. Хаосу шумов противопоставлен мир мечты: на сцене — лес розовых деревьев. Именно здесь, в этом лесу, Билли будет искать Кеса, любимого друга, и именно здесь — обучать его; именно здесь мальчик запутается в себе и своих сомнениях. Но и не без иронии: здесь может воплотиться мечта шахтера — чем розовые деревья не опорные стойки шахты?
Но вот, наконец, на сцене появляется главный герой.
В спектакле Билли Каспер — сюжетный центр повествования. Но играет героя не один актер, а сразу четверо: Андрей Жилин, Юлия Мен, Никита Кузьмин и Ник Тихонов. Не только количеством, но и качеством интересна эта многоликость: очевидно, что Вера Попова при распределении ролей искала четырех совершенно разных исполнителей, актеров разных амплуа. Вот, скажем, Андрей Жилин — красивый, самый молодой среди коллег — отвечает, должно быть, за лирику; эксцентрики и каламбуров стоит ждать от Ника Тихонова; Юлия Мен — не героиня и не инженю — это про «женское начало» как таковое; Никита Кузьмин из зрительного зала кажется самым старшим исполнителем, самым опытным, может быть, в этом сюжете — самым мудрым актером. Кажется, история будет совсем не про подростка, а про очень разных нас — повзрослевших и возвращающихся к «человеческому».
Все четверо открывают дверь, появляются из темноты. Каждый по очереди «ищет» Билли Каспера — актеры перебрасывают друг другу роль. Мен-Билли — несколько скованная, робкая, рассказывает на уроке историю о том, как приручила сокола; Жилин-Билли, отчаянный и смелый, набрасывается на одноклассника в попытке защитить себя и Кеса; а вот Тихонов, вообще-то взрослый актер, в роли Билли — как мальчишка, оправдывается перед школьным директором: окурки, которые выпали у него из шапки, вовсе не его. Кузьмин играет Билли Каспера реже всех, но если роль «выпадает» ему, герой уже не кажется таким беззащитным школьником — Кузьмин-Билли может и готов ответить обществу.
Похоже, что в этой множественности актеров в одной роли — простой, но оттого не менее содержательный сюжет: и робкая девушка, и смешной парень, и молодой герой, и серьезный мужчина — в каждом из нас живет Билли Каспер. И у каждого из нас есть свой птенец — еще более беззащитный, чем ты сам, каким бы ты ни был.
Остальные герои — школьные учителя и директор, одноклассники, мать и брат главного героя — актерами не портретируются, лишены индивидуальности. Скорее, это герои-функции. И похоже, что именно социальные функции. Семья, школа, государство (скажем, в лице солиста-шахтера), прямо как по учебнику — «социальные институты», но свои функции эти институты выполняют своеобразно — разрушают человека. Из этюдов — эпизодов жизни Билли — собран спектакль. Движение действию, однако, эти этюды не обеспечивают: история героя развивается только лишь за счет «литературы», все сценические ряды как бы аккомпанируют главному — сюжету инсценировки.
Этот аккомпанемент — сценографический, музыкальный, актерский — действительно, внутри себя содержит противоречие, однако, кажется, не ради этого противоречия существует. Этюдность, многоликость, звуки — все ряды — многообразная и насыщенная «живая жизнь» Билли Каспера. Работают эти ряды на сюжет: прилагаются к нему и ради него существуют, и существуют в подчинении — самостоятельного и самодейственного смысла не имеют. Сюжет есть цель, но театру внеположная цель — социальное задание и назидание. Похоже, здесь мы имеем дело со столь актуальным сегодня видом театра, который ищет себя и как театр, и как социальный институт.
История Билли монтируется с историей Кеса — правда, снова на уровне «литературы». Брошенный птенец-сокол однажды оказался кому-то нужен: у него появляется крыша над головой, появляется имя, появляется тот, кто о нем заботится и принимает его таким, какой он есть. А он, Кес — «гордая птица». Но и такую птицу, как видно, можно приручить. Можно «приручить» и беспокойного подростка Билли, да и сам Билли с охотой готов поверить и довериться людям, которые его окружают.
Может быть, кто-то вспомнит если не роман Хайнса, то хотя бы фильм Кена Лоуча «Кес». Сценарий для этой картины был заказан самому Хайнсу, и кинокомпания требовала от писателя хеппи-энда. Перед театром тоже стояла задача — определить финал своему сюжету, то есть в данном случае — вынести вердикт: либо осудить зло, либо сломить гордую птицу Билли Каспера. И театр сделал свой выбор: брат Билли, чтобы отомстить герою за невыполненное им поручение, решает выпустить Кеса на волю, но по неосторожности убивает птицу.
Но вот развязка — «небылица»: на сцене Тихонов-Билли рассказывает, как вернулся отец, как вся семья села ужинать, а завтра вечером — сообщают уже все актеры в роли Билли — герой встретится с другом в баре. Действительно, небылица. Но, быть может, нами усвоен урок, и хотя бы в качестве постскриптума Билли Каспер заслуживает такого «нереального» финала?
Мне кажется, Вера Попова правильно выбрала драматурга, способного инсценировать этот «воспитательный роман».
Почему-то сразу, как только в темноте зазвонил будильник, возникла полоса тусклого электрического света в сумерках и невыспавшиеся человеческие голоса стали собираться на работу в шахту, — я подумала про этот правильный выбор драматурга из Нижневартовска Алексея Житковского. И вспомнила, как идут с вахты нефтяники тем, в Нижневартовске. Тут, у Веры Поповой, — жизнь в темной шахте рабочего городка без света в конце тоннеля, в Нижневартовске — нефть в сорокоградусный мороз и нефтяники, получающие свои тяжелые деньги за тяжелый труд не в таких количествах, как те, кто берет их нефть на баланс в Ханты=Мансийске и Москве…
Короче, спектакль показался мне очень «нашим», райцентровским, беспроосветным. Он получился о том, как невозможно стать сокольничим, то есть полететь, вылететь, преодолеть темень.Казалось — ты натренировался, у тебя есть сокол, но рожденные ползать убьют этого сокола, и в финале ты будешь в полумраке тупо вставать по будильнику и собираться на работу…
Вера Попова всегда работает тонкими инструментами, и тут она не ставит «Песню о соколе», она ставит «В темной-темной шахте», но из-за этой постоянной темноты, боязни акцента, спектакль иногда (а точно — через 55 минут действия) теряет ритм, падает в яму — и ты зависаешь в неком сумеречно-бездейственном вакууме. Наверное, как герои. И тоже становится скучно и бесцельно… Но выход из этого, театральное «всплывание», кажется, не простроен…
Режиссер работает сменой атмосфер, актеры работают мягко. Акустический поток, купол и тебя засовывает с темную шахту жизни. Хороший спектакль.
Спасибо за отклик на спектакль, подробный и интересный. Мне думается на этот театр давно надо обратить внимание. Замечательный тонкий спектакль » Обыкновенно чудо», как то прошёл не заметным для прессы…Я бываю на всех премьерах и уже давно понимаю и театральное ,и душевное направление театра. Спасибо,что отмечена хотя бы с указанием фамилии работа Ника Тихонова, интереснейшего актёра-музыканта, который фактически является музыкальным камертоном всех спектаклей, идущих в репертуаре театра .Живой театр -это всегда событие..
.
Песнь о полёте сокола.
Спектакль Веры Поповой «Билли Каспер поставлен по одноименной пьесе Алексея Житковского, по мотивам романа Барри Хайнса «Пустельга для отрока». Этот роман был переведен на многие языки мира и неоднократно инсценирован, но он неведом для российской театральной сцены и спектакль Веры Поповой «Билли Каспер» — эта одна из первых попыток инсценировки произведения Хайнса на российской сцене. Этот спектакль в характерной для Хайнса видении, помещает своих персонажей в замкнутое пространство, где создаёт конфликтную ситуацию. В «Билли Каспер» этим временным отрезком человеческой драмы является один день жизни подростка от восхода до заката. В этих временных рамках, он раскрывается сложный и противоречивый мир подростка, человека балансирующем между двумя мирами, Здесь в качестве этого замкнутого пространства выбран маленький горняцкий городок в Северной Англии, середины шестидесятых. Это своеобразный само — изолированный мирок, где десятилетиями вся жизнь подчинена установленному порядку, согласно которому целью жизни каждого — работа на угольной шахте и другой цели ни у кого не может быть. Герой спектакля Билли Каспер, школьник старших классов, он человек, пытающийся найти пути для самореализации, он хочет вырваться из кандалов обречённости. Его стремления встречает противостояние среды, так как его видение не вписывается в установленный формат. Спектакль «Билли Каспер» фокусирует внимание зрителя на его конфликте с окружающим миром, в котором он, вопреки противодействию среды, пытается воплотить в жизнь свою мечту. В этой среде он чужак и его стремления не находят поддержки в семье, они не понятны его сверстникам, учителям и он в этом мире существует в полосе отчуждения. «Билли Каспер» в раскрытии противостояния с его средой обитания, препарирует это пространство, оно заполнено агрессивно-покорным большинством. В нём школа, где он учиться является часть механизма подавления индивидуальности и она это отрезок жизни перед работой в забое шахты. В воплощении образа подростка в депрессивном фоне безысходности, Вера Попова выходит за рамки классического видения подростка-бунтаря, в «Билли Каспер» его портрет воплощён многомерно, в разных проекциях его душевного состояния. Это видение его внутреннего мира достигается благодаря тому, что его образ в сценическом пространстве воплощают разные актеры и это позволяет передать более тонко внутренний мир мальчика, на пороге взрослой жизни. Его противостоянии с агрессивной средой, не имеет шансов на победу и это практически шекспировская драма и далеко не- оптимистическая трагедия, но вопреки драматичности, эта история можно назвать одой большой мечте маленького человека, его смелости и стремлению взлететь подобно соколу ввысь к мечте. Вопреки временным и географическим рамкам, спектакля «Билле Каспера» абсолютно современен и актуален сегодня. Подобная история могла произойти в любом месте и в любое время, при этом каждый из нас в жизни не раз был в роли Каспера в противостоянии агрессивной среде. Спектакль Веры Поповой «Билли Каспер» — это один из немногочисленных спектаклей о подростках и для подростков и эта его особенность расширяет аудиторию его зрителей. Он даёт возможность взрослым встать на путь понимания сложного мира подростков, людей балансирующих между детством и взрослым миром. «Билли Каспер» Веры Поповой позволяет надеяться, что в театральном пространстве появиться больше спектаклей, героями которых будут подростки, и движение по тропе понимания будет продолжено. Этот сценический проект побуждает нас к осмыслению мира вокруг, к более бережному отношению к человеческой индивидуальности и благодаря этому пройти курс излечения от охватившей наше общество эпидемии цинизма и безразличия.