Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 апреля 2023

ТРОПИК ТУРГЕНЕВА

«Месяц в деревне». И. С. Тургенев.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Даниил Безносов, художник Иван Малыгин.

Месяц в деревне. Очевидно, деревня наша, кубанская — ведь явно тут жарко. Вот и Виктория Лукина (залихватская Лизавета Богдановна во фраке) выпивает в самом начале спектакля чуть ли не полный кувшин воды на глазах у изумленного зрителя — и, конечно, срывает аплодисменты.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Жарко — не только по термометру, но и по настроению.

Романтическую, великодушную тургеневскую историю о томном любовном многоугольнике Даниил Безносов довольно безжалостно препарирует, вскрывая эти «высокие, высокие» отношения скальпелем житейского психоанализа. Здесь просто все всех хотят. И эта тотальность томления выходит у режиссера очень смешно — он хорошо подмечает комическое и мастерски его отражает на сцене (подобный ключ был им применен в замечательной «Ночи любовных помешательств» по Шекспиру в Молодежном театре).

Не отходя практически ни в чем от текста Тургенева, режиссер сдвигает акценты. Так, он убирает пару второстепенных персонажей, а также делает Лизавету Богдановну и доктора (единственные в черном) своего рода слугами сцены, объявляющими эпизоды и поющими иронично-романтические зонги-романсы.

Значительно меняется и возраст главных героев. У Тургенева героиня, Наталья Петровна, — двадцати девяти лет, а юноша-учитель, в которого она влюбляется, — двадцати одного года. Сейчас эта разница в годах кажется смехотворной. И потому в спектакле героиня как минимум вдвое старше героя: они из разных поколений, и в ее страсти просвечивает гротескно-сниженный образ Федры.

М. Дубовский (Беляев), А. Довбыш (Верочка).
Фото — архив театра.

Мария Грачева играет Наталью Петровну симпатичной капризной барынькой, которой нет никакого удержу: муж для нее давно неинтересен, и старый любовник Ракитин (Андрей Соломыков) приелся, а вот — свежее во всех смыслах лицо. Объект ее новой страсти, учитель, в исполнении Михаила Дубовского ребячлив и наивен почти до тупости — он, объект всеобщих желаний, просто не понимает, чего от него хотят все эти женщины: и прерафаэлитски изысканная пролетарка Катя (Анастасия Поддубная) с соблазнительной клубникой в туеске, и пацанка Верочка (Анастасия Довбыш), без всякого умысла в жару обливающая свою футболку водой, и сама Наталья Петровна.

На сцене изобилие маков (художник Иван Мальгин), слева пианино в кустах, сзади — вестники неумолимого времени, часы и зеркало-трюмо. Справа у кулис — как в любом нормальном кубанском саду — ванна с водой: ею обливаются герои в жару, в ней прячутся (забавный аттракцион Анастасии Поддубной), в ней могут и соблазнять, как это делает саркастичный, омерзительно-притягательный в своей расчетливости доктор Шпигельский (Виталий Стеблецов).

Маки и красный цвет становятся знаками любви. Так, Наталья Петровна, распаляясь в своей легкомысленной страсти, надевает венок, символ этой влюбленности; вот Беляев, когда понимает, чего хочет от него «барыня», падает с ней в эти самые маки, а потом ими и прикрывается, убегая. Алым, с вырезанным сердечком оказывается и воздушный змей, которого мастерят инфантильные герои и который тенью реет над сценой в финале.

А. Довбыш (Верочка).
Фото — архив театра.

Восходя в этом томлении до высокого градуса страсти и иронии, с какого-то момента спектакль теряет напряжение. Любовь со студентом случилась, он на глазах перерождается в холодного карьериста: Михаил Дубовский отыгрывает это превращение мастерски. Появляется и муж (Георгий Хадышьян) — единственный тут, кажется, приличный человек, и тот дурак; и топор в его руках — совсем не чеховский, не сработает.

Среди ролей второго плана нужно отметить Евгения Женихова в роли незадачливого остроумца Большинцова: этот персонаж с его прямым пробором и в пиджаке на майку-алкоголичку подкупающе прост и симпатичен.

Превращения героев подчеркнуты сменой нарядов: от брючного костюма Наталья Петровна переходит к платьям с венком, а потом и к комбинезону, дурацким хвостикам и рубленой, псевдоподростковой пластике движений — подобно герою «Смерти в Венеции», она страстно хочет омолодиться. А вот с ее юной воспитанницей Верочкой происходит обратное: она сменяет растрепанный комбинезон на все более деловую одежду по мере того, как стремительно взрослеет и разочаровывается в своих смешных идеалах.

М. Грачева (Наталья Петровна), А. Соломыков (Ракитин).
Фото — архив театра.

Пожалуй, самый серьезный, даже тоскливый момент постановки — когда в финале муж и жена, благородный рогоносец и фривольная заигравшаяся дамочка, остаются наедине. Она — сгорбившись перед трюмо. Он — на переднем плане, сокрушенно глядя вдаль. Все любови и соблазны разъехались, и им теперь как-то снова жить тут вдвоем…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога