Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 декабря 2021

ТЕЛА КОСМИЧЕСКИЕ И РЕАЛЬНЫЕ

О Международном фестивале современного танца «На грани» (Екатеринбург).

Десятый, юбилейный фестиваль его организаторы задумывали еще два года назад, однако сложные ковидные времена спутали все планы и внесли коррективы в афишу. Тем не менее, удалось не только собрать беспрецедентную по насыщенности пятидневную программу, но и показать ее офлайн. Фестиваль был посвящен памяти Михаила Сафронова, два десятилетия (1999–2019) возглавлявшего Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, который стал главной фестивальной площадкой и в этот раз. Талантливый продюсер и руководитель, увлеченный театральный деятель, Сафронов в течение многих лет делал все, чтобы «На грани» развивался и расширял творческие горизонты.

Сцена из спектакля «Все пути ведут на север». Театр «Балет Москва».
Фото — Игорь Желнов.

«Мне больше интересен танец, когда он становится театром. На фестивале всегда представлено многообразие направлений современной хореографии, но мой главный выбор — театр танца», — говорит арт-директор фестиваля Лариса Барыкина. Поэтому в афишу «На грани» попадают спектакли, в которых движенческий эксперимент сочетается с развитой драматургией и яркой театрально-постановочной формой. 25 работ, 14 из которых — премьеры, представили широкую панораму авторских поисков: от экзистенциальных рефлексий до высказываний на остроактуальные темы, от постановок старейших трупп («Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, Челябинский театр современного танца Ольги Поны, Балет Евгения Панфилова, «Балет Москва») до работ новой генерации хореографов.

Сцена из спектакля «FN». Эстонский танцтеатр Fine 5.
Фото — Игорь Желнов.

Эстонский танцтеатр Fine 5 — давний друг фестиваля. Спектакль FN (аббревиатура отсылает к понятию fake news), созданный руководителем труппы Рене Ныммиком в сотрудничестве с пятью танцовщиками, авторефлексивен и представляет собой личное исследование пандемийной реальности. Драматургической основой танцевального действия послужили частные истории артистов, чьи монологи транслируются на двух черно-белых экранах.

Психологически тяжелый спектакль наполнен неопределенностью, маетой, тревогой, телесной и эмоциональной несвободой, рисующими выразительный образ человека в заточении. Каждый из героев по-своему сходит с ума (или справляется со стрессом). Вот молодой атлет (Ричард Бельехин), тренирующийся с отчаянным самозабвением; вот блондинка (Хелен Рейцник), рубящая капусту и сокрушающаяся о неотвратимо меняющейся реальности; вот энергичная танцовщица (Ольга Привис), преподающая в зуме «диванную разминку» и то и дело срывающаяся в экстатичный простонародный пляс. Ситуация изоляции доведена хореографом до предела: герои разобщены даже в дуэтных сценах, а коммуникация между ними так и не приводит к желанному диалогу. FN — горькое высказывание о распадающихся социальных, психологических и телесных связях в современном мире.

Сцена из спектакля «Союз». Инновационный театр балета.
Фото — Игорь Желнов.

Значимым событием фестиваля стали работы зарубежных хореографов, поставленные в российских труппах. «Союз» ливано-французского хореографа Омара Ражеха — тихое, неспешное размышление о судьбе человека, о движении планет и человеческой жизни, вдохновленное трудами Константина Циолковского и историей мировой космонавтики. Спектакль создан для Инновационного театра балета при поддержке Международного фестиваля DanceInversion, Французского института в России и Центра «ART. лифт». Молодой коллектив был сформирован в 2017 году (основатели — хореографы Ксения Голыжбина, Евгения Талецкая) и стал первым профессиональным хореографическим театром в Калуге.

Спектакль балансирует между визуальным и танцевальным театром и лишен привычной танцевальности. Минималистичная пластика, притяжения-отталкивания тел, игра света и тени (художники по свету Омар Ражех и Александр Краснолуцкий), колористические контрасты — все это становится элементами завораживающе красивого психоделического пейзажа. В его центре — гигантская зеркальная сфера (сценограф Омар Ражех), умножающая и трансформирующая сценическое пространство. Танцовщики уподобляются космическим объектам, небесным телам, движущимся по своим орбитам. Так в спектакле возникает еще одна тема — одиночества: несмотря на все встречи и привязанности, у каждого из нас — собственный путь и траектория жизни.

Сцена из спектакля «Головокружение». Театр «Балет Евгения Панфилова».
Фото — Игорь Желнов.

Спектакль «Головокружение» в постановке Клода Брюмашона и Бенжамена Ламарша создан в иной эстетике. Это вторая работа известного французского дуэта, осуществленная в сотрудничестве с Балетом Евгения Панфилова: в 2019-м состоялась пермская премьера балета «Дикие маки» — переноса одноименной французской постановки 2001 года. На этот раз пермская труппа представила абсолютно новый спектакль.

«Головокружение» — очень французский по атмосфере и визуальной стилистике балет. Вдохновившись многокрасочным миром старого парижского цирка, хореографы вывели на сцену его персонажей — силачей, клоунов и клоунесс, дрессировщиков, акробатов, наездников, канатоходцев. Их взаимодействие, угловато-марионеточная, гипертрофированная пластика, возникающие на наших глазах ситуации рождали в воображении широкий круг образов и ассоциаций: от цирковой серии рисунков Анри де Тулуз-Лотрека (его творчество стало отправной точкой в решении сценографии и костюмов, созданных Брюмашоном), героев ярмарок и балаганов на полотнах Дега, Пикассо, Ренуара, Сёра до легендарного «Парада» Эрика Сати в постановке Леонида Мясина, показанного Русским балетом Дягилева на сцене театра Шатле (1917).

Сцена из спектакля «Я — чайка». Эксцентрик-балет Сергея Смирнова.
Фото — Игорь Желнов.

По традиции на фестивале широко был представлен блок уральских и сибирских спектаклей. Нетривиальностью концептуального месседжа отличался спектакль «Я — чайка» екатеринбургского «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова», отсылающий одновременно к чеховской пьесе и освоению космоса (название — позывной Валентины Терешковой во время первого полета). Однако яркость впечатлений снижалась из-за предсказуемости постановочных, лексических приемов, растиражированных в работах Смирнова последних лет. Солисты Челябинского театра современного танца Елена Пришвицына и Владислав Морозов показали спектакль-притчу «Игроки», исследующий тему семи смертных грехов. Минималистичная, стильная, наполненная иронией и неожиданными смысловыми аллюзиями постановка была лишена обличительности и представляла собой беспристрастный анализ человеческой природы. А как относиться к тем или иным несовершенствам людского характера — выносилось на суд публики.

Сцена из спектакля «Дюймовочка». Челябинский театр современного танца.
Фото — Игорь Желнов.

Фестиваль принес еще немало запоминающихся спектаклей. Это и сюрреалистичная «Синяя борода» Татьяны Багановой, и история взросления и прощания со сказочным, уютным миром детства в «Дюймовочке» Ольги Поны и Татьяны Крицкой, и щемящее осмысление темы дома и укорененных в прошлом привязанностей в «Майе» Алены Захезиной (танцевальный театр «Фора»), и программа миниатюр выпускников факультета современного танца Екатеринбургского гуманитарного университета. Каждый вечер завершался традиционными для фестиваля обсуждениями спектаклей, в которых возникала полифония мнений и оценок: наряду с критиками, исследователями танца, хореографами и артистами, впечатлениями об увиденном делились и зрители.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога