Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

31 августа 2010

КНИГА «РАЗГОВОРЫ» ВЫШЛА В СВЕТ

Дорогие читатели и коллеги! Сообщаем вам, что на днях из типографии был доставлен тираж книги из серии «Библиотека ПТЖ» — «Марина Дмитревская. РАЗГОВОРЫ».

Это беседы с деятелями российского театра — режиссерами, актерами, художниками, по сути — история нашей культуры последнего времени в диалогах, с предисловиями, послесловиями, комментариями, эссе.

Уже сейчас книгу можно приобрести в редакции журнала, в ближайшее время она появится и на прилавках книжных магазинов.

В нашем блоге мы публикуем предисловие к «РАЗГОВОРАМ».

Разговоры, разговоры,
Слово к слову тянется,
Разговоры стихнут скоро…

(Советская песня)

…Ну, а что останется?

«Время диалога закончилось. Никто никому не интересен», — сказал мой театральный друг, и это правда, все реже приходит желание с кем-то поговорить… При том, что публикуется огромное количество интервью, это не разговоры Гете с Эккерманом. Может, потому что время диалога закончилось и перевелись Эккерманы?

Между тем, жизнь театрального человека проходит в этих самых разговорах, в них порой выясняется и проясняется больше, чем в спектаклях, рецензиях, статьях. Театр — искусство диалога, в котором важно «сыграть партнера». Разговорами пишется театральная история. Но беседовать с театральными людьми, будучи крайне стеснительным человеком (во что многие не поверят), я научилась довольно поздно… Наверное, тогда, когда стали появляться вопросы и хотелось получить на них ответы.

Беллетрист ХIХ века Боборыкин, проживший долгую жизнь, писал в мемуарах, что «зазнал» за эту жизнь всех знаменитостей. Мне редкостно повезло: я знала почти всех замечательных людей, интервью с которыми шла брать, они, за редкими исключениями, знали меня, но шла я не к знаменитостям, давшим «информационный повод», а каждый раз к тому, кому в этот момент исторического времени лично я хотела задать вопросы, на которые у меня самой не было ответа.

Что такое актер? Какова его природа? И я разговаривала с выдающимися артистами. Как пишется музыка к спектаклю и как «набирается» свет? И я «пытала» композиторов и художников.

Что происходит с режиссерской профессией, с театральной педагогикой? Как течет театральное время? Что было, что будет, чего не ожидать?

Задача интервью — вступить в диалог, раскрыть читателю личность сидящего перед тобой, но в разговорах я сама изучала и узнавала театр.

Иногда с одним и тем же человеком мы беседовали (и беседуем) с перерывом во времени — и видно, как менялись «люди, годы, жизнь», их и мои вместе с ними театральные проблемы. Иногда после первого интервью мой диктофон начинал работать в режиме on-line, и в «Петербургском журнале» возникала рубрика «Рассказы бродячей собаки» Э. Кочергина или «Театр Резо Габриадзе», а затем это превращалось в книгу: Эдуард Степанович начал писать рукой, и стал крупным писателем, а наши диалоги с Резо Габриадзе стали составной частью моей книги «Театр Резо Габриадзе».

А эта книга — по сути, летопись последних десяти лет жизни нашей культуры, надиктованная мне выдающимися деятелями нашей культуры.

Я хотела их услышать. Они позволили спросить.

Это не те интервью, где журналист выясняет, что актер ест за завтраком (ужином) и как чувствует себя его кошка (вариант — собака, попугай, рыбки). На фоне неимоверного количества гламурных интервью, от которых пестрит в глазах, хотелось разговоров по-человечески серьезных и искренних.

А когда книга сложилась и я подобрала к ней фотографии, стало понятно, как тесно связаны все эти люди. Они ходят в гости друг к другу со страницы на страницу, все так переплетено, что я и сама не ожидала! Просто какое-то театральное общежитие той эпохи, когда люди еще ходили в гости…

Вопрос — с кем теперь еще побеседовать? С одной стороны — не знаю. В первом же интервью еще десять лет назад С. Юрский констатировал: все проблемы иссякли. Как я уже сообщала, «время диалога закончилось». Если это так — десятки разговоров, собранные под этой обложкой, — памятник десятилетию 1999–2009, когда люди еще были интересны друг другу, и разговоры еще были возможны…

Но есть подробность. Здесь не все мои беседы. В последнее время возникли вопросы к следующему поколению театральных людей, и кое с кем я уже сделала интервью для «Петербургского театрального журнала». Может быть, я им была неинтересна (Эккерман не обязан быть интересен), но мне-то с ними было совершенно не скучно.

Может быть, это еще не конец эпохи?

Комментарии 26 комментариев

  1. Читатель

    Видно, что тираж получен с Божьей помощью: лежит под Казанской Божьей матерью…

  2. Павел

    Надо попросить привести в Москву, очень заинтересован.

  3. Юлия Нечаева

    Марина Юрьевна, поздравляю Вас с очередной победой!!! Выглядите прекрасно

  4. Редакция

    C 1 cентября книгу можно купить в Доме книги, Лавке писателя, магазине Театрального музея и, конечно, в редакции журнала без наценки. Цена 400 руб.
    Книгу можно заказать наложенным платежом по адресу редакции.

  5. Редакция

    Во второй половине сентября книгу можно будет купить в Москве, в частности — в магазине театральной литературы АРТ.

  6. Редакция

    Редакция принимает заказы на посылку книг (см.рездел ПРОЕКТЫ) наложенным платежом.

  7. Галина Брандт

    Поздравляю, мой дорогой!
    Наконец свершилось.
    Во второй половине октября собираемся с профессором быть в Питере, так что держи для нас — приобретем!
    це.

  8. Илья

    Марина Юрьевна, спасибо за Разговоры! Приобрел на Балтийском доме, начал читать — не смог оторваться до пяти утра. Максимально живые и актуальные При-мечания/ При-сопровождения. Если Вы соберетесь на Книгу Впечатлений на театре 20-21 века — буду среди первых читателей.

  9. Елена Ф.

    Читаю, получаю удовольствие!

  10. Лена

    Книга ваша потрясающе хороша!!! Спасибо)!!!

  11. Алексей

    Покупайте и дарите знакомым. Отличный подарок.

  12. Сергей Радченко

    Марина Юрьевна, здравствуйте! Пришли по почте Ваши «Разговоры». Самое замечательное — слышны интонации собеседников! Спасибо, успеха во всех Ваших начинаниях! С уважением, Сергей, Тобольский театр

  13. Мария

    Каждый вечер читаю по одному разговору. Получается сериал, где герои — прекрасные умные люди, каждый со своей историей. Спасибо.

  14. lev

    Купил книгу в «Фаланстере». Бестселлер, а уж для театральных людей и подавно. Тираж не маловат?

  15. Ольга Наумова

    Каждый вечер в течение месяца перед сном я смотрела увлекательные театральные сериалы-спектакли. 34 серии. Я ловила себя на том, что хохотала, качала головой, усмехалась, огорчалась, сопереживала, — словом, вела себя как классический зритель телесериалов, только смотрела я не на экран, а в книгу.
    Каждый разговор – это отдельный мини-спектакль, со всеми присущими ему атрибутами драматургией: завязкой, кульминацией, финалом (всегда открытым, так как жизнь продолжается), со своей «сценографией» — большим фотопортретом Главного Героя в начале и целым «иконостасом» фотографий в конце каждого «разговора».
    Конечно, бросается в глаза умение «разговорить» человека. Оно у Дмитревской проявляется блестяще – ведь она не только спрашивает, но и размышляет, делится своими тревогами и бедами, радостями и впечатлениями или возражает, приводит контраргументы, иронизирует – все это невольно провоцирует ответную реакцию, повышает заинтересованный «градус» разговора..
    Поразительно, что все эти люди, ведущие «разговоры» действительно очень хорошо говорят и формулируют свои мысли. Думаю, что это тоже во многом авторская заслуга.
    Обработка «разговоров», включенных в книгу – настоящий писательский труд.
    О чем ведутся разговоры в «Разговорах»? О главном. Чем живет театр? В чем суть профессии? А за всем этим — чем мы живем последние 10 лет?
    А еще Марина спрашивала у многих своих героев, что такое счастье. Видно, ее этот вопрос очень волнует. Волновал он и тех, кто отвечал…

  16. Галина Брандт

    Книга Марины Дмитревской читается так: открываешь на любой (!) странице, и всё. Засосало. Мощная воронка мысли, сосредоточенности, подлинности происходящего «здесь и сейчас» разговора двух по-настоящему интересных друг другу (а через их включенность) и вам людей, затягивает мгновенно. Разговор о конкретных постановках естественно включает спор беседующих о природе театра и искусства вообще, воспоминание об отдельных театральных и повседневных событиях перемежается свободными рассуждениями о любви, драме человеческих связей, об уме, о способности/неспособности чувствовать… И происходит удивительная вещь: с одной стороны, крупным планом высвечивается самое интересное, что, наверное, может быть — внутренняя жизнь, экзистенция человека, а с другой, сквозь эти разговоры проступает крупным планом само Время. «Не спрашивай о времени, когда я думаю о нем, меня мутит, от бесконечности кружится голова, падаю вниз, как в лифте» — защищается один из беседующих с Дмитревской, но тем ценней свидетельства, возникающие не из философий, а из живых реакций на реальность.

    В преамбуле к разговору с Сергеем Дрейденом приводятся слова из А. Битова, которые я, будь моя воля, вынесла бы в эпиграф: «Ум – это способность к рождению синхронной с реальностью мысли, отражающей мысли, а не цитирование, не воспоминание, не изготовление по любому, пусть самому высокому образцу — не исполнение…Ни для чего, кроме живой жизни, ум не нужен». «Разговоры» — умная книга.

    Отдельная песня — фотопортреты героев перед каждым разговором и фотоколлажи на вкладках к ним. Каждая фото-страница – маленький шедевр.

  17. Мария

    Марина, а Вашу книгу можно уже купить в Москве?

  18. Марина Дмитревская

    Да, она продается в разных магазинах, но, как говорят, естественно, гораздо дороже, чем у нас. Точно есть в Лавке Литинститута, в Фаланстере, магазите издательства АРТ на Дмитровке возле СТД, в книжном магазине «Москва» цена какая-то зашкаливающая (знаю от тех, кто приходил купить к нам). В общем, много где.
    Мы можем выслать и наложенным платежом.

  19. Сибиряк не Мамин

    Нам тут до редакции ПТЖ далековато, по почте получили, а кто в Питере живет — советую пойти в редакцию и купить по сходной цене: отличный подарок на Новый год, от разговоров остается позитив и умнеешь.

  20. Елена

    Читали рецензию на эту книгу в газете «Култьтура»?

    http://www.kultura-portal.ru/search.php?search=%2B%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&pub_id=1141866

  21. Редакция

    Вышла рецензия в Литературке:

    http://www.lgz.ru/article/15060/

  22. Редакция

    http://vkontakte.ru/note88721269_10693391

    «А эта книга — по сути, летопись последних десяти лет жизни нашей культуры…» — пишет театральный критик Марина Дмитревская в предисловии. У меня случилось услышать другое. Память вернула меня в шестидесятые годы прошлого века, откуда родом мои театральные потрясения: театр Товстоногова. Что это было тогда и что это дл меня сейчас, когда очарованная театральным волшебством девочка рванулась учиться писать об увиденном, чтобы поделиться с другими своим потрясением. Оказалась слишком самонадеянной или, может быть, недостаточно упорной в освоении порога театрального института? Но самое главное, что ясно сейчас: было чудо товстоноговского театра! . И тому подтверждение — живые легенды, , отвечающие сегодня на вопросы театроведа . Пусть вопросы касаются сегодняшнего дня, пусть. Однако людей театральных не обманешь : легенды складывались тогда , по мановению волшебной палочки Товстоногова, и они остались сегодня усилиями театральных деятелей, зараженных товстоноговской бациллой, театр Товстоногова еще жив.

  23. Из Самары

    Купил Вашу книгу «РАЗГОВОРЫ» и просто потрясен……Я каждый вечер открываю её как спасение от рутинных будней,как глоток вдохновения !!Сколько добра ,искренности,любви она приносит!Сколько прописных истин давно забытых,но которые нужно помнить всегда!А когда я читал разговор с Кириллом Лавровым,а особенно P.S.Прощание….У меня все время катились слезы и стоял ком в горле-это так здорово,когда ты понимаешь ,что ты» ЖИВОЙ»(и можешь плакать ,любить ,смеяться…..что ты не разучился чувствовать !)!Спасибо!!!!СПАСИБО!!!!СПАСИБО!!!!!СПАСИБО!!!ВАМ ОГРОМНОЕ!Эта книга мне помогает Жить!

  24. Из Сибири

    Читаю «Разговоры». Впечатление огромное. Только что плакала над страницами о похоронах Лаврова. Как будто побывала там…
    Если бы я была директором «Золотой маски», то купила бы эту книгу в подарок каждому участнику фестиваля — всем артистам до единого, кто приедет. Это из тех книг, что перечитывать можно бесконечно. Памятник эпохе.

  25. Людмила

    Уважаемая Марина, уважаемый профессор! Силой своего увлечения профессией и Вашими изданиями, плюс деликатностью, с которой Вы пишете, Вы вернули меня в тему драматического театра, интерес к которому после ухода Товстоногова постепенно таял и таял. Первый знак я получила, когда Вы выпустили книги о Володине. Книги были мною куплены и проглочены. И вдруг «Разговоры». Схватила, купила, стала читать. О тех мастерах, которых я знала, написанное было легко/так скажем/ освоено. Но боже, скольких я не знала в силу самоотстранения от театра. Книга Ваша проштудирована, находится в ряду тех, к которым возвращаюсь.

  26. Д. Т.

    Марина Юрьевна! Моему щенячьему восторгу нет пределов!.. Вы так пишите! Вы такими вопросами задаетесь! Вы такие вопросы задаете! Спасибо Вам большое за Ваш Труд! Благодаря Вашей книге многие вопросы к себе самому у меня отпали, мне теперь яснее виден путь, по которому я должен идти.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога