К 50-летию театра «Суббота»
«Субботе» 50! Это событие надвигалось неуклонно, но поверить нельзя до сих пор. Камерный полуподвальный театр, начинавшийся как студия (ею и остававшийся полжизни), сменивший за свои полвека несколько адресов (а то и вовсе скитавшийся по случайным площадкам), неоднократно оказывавшийся на грани закрытия/слияния/оптимизации (нужное подчеркнуть), не просто выжил — а стал профессиональным, репертуарным, государственным и гордо отпраздновал в Санкт-Петербургском Доме актера юбилей, которым в этом городе не каждый большой и солидный театр может похвастаться.
Почему не на родной площадке? Ну, во-первых, гости — за 50 лет существования театра в его орбиту попала не одна сотня актеров, режиссеров, художников, музыкантов, театральных критиков и обычных зрителей. Во-вторых, количество накопленных артефактов — макетов, эскизов декораций и костюмов, самих костюмов, предметов реквизита и т. д. и т. п. — все это просто не поместилось бы в крошечном фойе театра на Звенигородской улице.
В разные годы с «Субботой» сотрудничали Эдуард Кочергин, Эмиль Капелюш, Николай Слободяник, Михаил Воробейчик, Анвар Гумаров, Александр Мохов, Мария Лукка, Мария и Евдокия Смирновы-Несвицкие… список можно продолжать еще долго. На выставке «История в картинках» в Синей гостиной Дома актера их вклад в историю театра был отражен со всей возможной полнотой. Помимо «картинок» присутствовал также театральный интерактив — актеры «Субботы» в качестве оживших экспонатов исполнили отрывки из нескольких спектаклей.
Композиционным центром выставки оказался письменный стол основателя и многолетнего руководителя «Субботы» — Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого. Объединивший в себе таланты теоретика и практика, историка театра и театрального режиссера, критика и драматурга, он смог создать живой театральный организм, одновременно взявший за основу опыт студийного движения в русском театре начала ХХ века и перезапустивший это движение на новом историческом этапе — в условиях стремительно сворачиваемой оттепели и столь же стремительно наступавшего застоя.
О научных заслугах Ю. А. Смирнова-Несвицкого много говорили в Карельской гостиной Дома актера — в рамках начавшейся сразу после выставки конференции «Социокультурный феномен как парадигма амбивалентной коммуникации перформативного бессознательного в театре „Суббота“: храм или бассейн?». В шуточном названии обыграно ироничное отношение самого ЮА ко всякого рода наукообразным и сложносочиненным формулировкам, его постоянное желание театрализовать, растормошить, расцветить и эту, казалось бы, абсолютно серьезную часть своей биографии.
Закончился вечер большим юбилейным капустником, в сюжете которого (как это часто бывало при жизни ЮА) причудливо переплелись реальные факты и откровенный вымысел, персонажи из классических пьес и современной реальности, официальные лица с поздравительными адресами и актеры, режиссеры, музыканты, в разное время выходившие на сцену «Субботы», — с воспоминаниями, поздравлениями и магистральной мыслью о том, что бывших субботовцев не бывает.
Ю. А. Смирнову-Несвицкому не хватило до юбилея его театра четырех месяцев жизни. Но заведенный им когда-то механизм исправно показывает точное время уже шестое десятилетие подряд. За последние несколько лет в «Субботе» выпустили свои премьеры Андрей Корионов, Татьяна Воронина, Андрей Сидельников, Галина Жданова, Юлия Каландаришвили, Александр Кузин. При колоссальной разнице режиссерских почерков во всех этих спектаклях безошибочно узнается особая природа этого театра — подчеркнуто театральная, игровая, актерская, музыкальная.
Хватит ли этого завода еще на полвека? Поживем — увидим.
Господи, продли лёгкое дыхание «Субботе». Полвека справляются.Профессионализм не стал могильщиком студийности. Широкий жанровый спектр, разная режиссура пластично встречаются с авторской, актёрской закваской «Субботы». Вот и последняя премьера, «Наш городок», свидетельствует о том. Театр всегда был авторским, а теперь тут уже авторская — труппа в целом, редкое явление.